Сегодня 10 декабря 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
18 февраля 2003 19:04   |   Щиголев И.И. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Санкт-Петербург

Распространение психических эпидемий в России до 18 столетия

 
В настоящее время такое медицинское понятие, как эпидемия — нередко у обычного читателя вызывает ассоциации с массовыми инфекционными заболева­ниями, однако, даже теперь имеется сравнительно небольшой материал об эпиде­миях психического характера, проходивших в России и за ее пределами и охватив­ших не меньшее число людей. Эта проблема в определенной степени остается актуальной и на рубеже XXI столетия.
Упоминание о психических эпидемиях имеется уже в работах Геродота и Плутарха. Истоки возможного возникновения психических эпидемий в России связаны с периодом зарождения в народе взглядов о колдовстве и как результат этого — выделение даже среди совместно проживающих — колдунов, ведьм и иных лиц, обладающих сверхъестественной силой.
Человеческое незнание окружающих явлений служило существенным факто­ром глубокого убеждения вредного воздействия подобной силы, якобы вызывающей засуху, пожары, мор и другие несчастья. Повышенная внушаемость безграмотных людей наряду с личностными особенностями, в том числе акцентуацией характера индивидуума, способствовала распространению определенного вида психических контагий. Просто суеверные понятия были достаточными для подозрения, а затем и обвинения лиц, в которых якобы вселилась нечистая сила. Вера в колдовство, как свидетельствует ретроспективный анализ событий, была присуща всем слоям населения. Известно, что великий князь Симеон Гордый отослал свою супругу Евпраксию в 1345 г. к ее отцу, ибо считал ее «порченой» еще на свадьбе. В 1591 г., как пишет современник, бусурмане прислали из Крыма ведунов, которые испортили царевича Мурат-Гирея. Через 7 лет придворные, присягая Борису Годунову, говорили: «ведунов не добывати на государское лико».
Одним из ранних проявлений психических контагий в России следует считать явления кликушества, когда якобы в душу человека вселяется «нечистый дух», что позволяло считать пострадавшего «бесоодержимым». Не случайно, по-види­мому, бесоизгнание нашло отражение в Евангелии и Ветхом Завете Явление кликушества в России, начавшееся около 600 лет назад, продолжалось до первой половины XX столетия. Своего пика этот вид психических эпидемий достиг к середине XVII века, что связано с «расколом» в православной религии, т. е. с отделением от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона в 1653—1656 гг.
Когда душевнобольной под воздействием слуховых галлюцинаций выкрикивал или «выкликивал» бессвязные и непонятные для окружающих слова, периоди­чески произнося фамилии или имена, например своих соседей, лица, чьи имена произносились, как правило, считались «порченными», и что особенно существенно — им приписывалась способность «наносить порчу» окружающим. По­добная оценка таких страждущих способствовала распространению кликушества, особенно среди неграмотных и суеверных. Периодически оно носило характер эпидемий и изучалось такими крупными отечественными психиатрами, как В. М. Бехтерев, Н. В. Краинский, П. И. Якобий, как «явление русской народной жизни»
.
Известны страницы истории, где освещается так называемая «порча» царской семьи. В 1572 г. Иван Грозный спрашивал у церковного Собора разрешения жениться в третий раз, так как, по его мнению, две его первых жены были «порчен­ные». В местечке Луху под г. Владимиром отмечался в 1658 г. ряд случаев заболе­вания «кликотною и ломотною порчей». Была известна в России проходившая с 1666 по 1667 гг. эпидемия бесоодержимости в г. Шуе. Там показательно про­водилось исцеление монахами «бесноватых», на которое стекалось множество народа и в их числе сотни душевнобольных, находившихся вне стен призренческих для них заведений. Подобные массовые явления были одной из причин увеличения душевнобольных в населении.
Развитию кликушества на Руси, как вида «множественного психического подражания», во многом способствовали монастыри, куда направлялись «порчен­ные», т. е. душевнобольные, стекавшиеся с разных мест лица на излечение, и просто паломники. Такое скопление народа способствовало возникновению обратной реакции — не излечения от болезни, а «психического заражения» кликушеством внушаемых личностей. Отношение на Руси к колдунам и ведьмам — «добро­вольно преданным дьяволу», а также бесноватым «жертвам адской злости и измены» складывалось как доброжелательное — «порченные везде возбуждали самое сильное сострадание». Считалось, что подобное «безвинное страдание» возможно устранить только молитвою. Надо полагать, что процесс излечения этих страждущих интуитивно включал психотерапевтические приемы в современ­ном понимании этого вида помощи. Тогда при описании душевных заболеваний даже лекарями признавалось вмешательство дьявола в происхождении психозов.
Число и масштабы психических эпидемий в России отчетливо стали возрастать с 1666 года — со времени начала «раскола» в православии. Они манифестирова­лись массовыми самосожжениями (гарями) в среде раскольников. В 1676 г. в По­шехонском уезде Московской губернии в приходе церкви Святой Пятницы по об­щему сговору — как формы протеста против новой веры сгорели 1920 человек. В связи с частыми «гарями» среди раскольников, правительство принимало меры к их розыску. В ответ раскольники стали покидать насиженные места и уезжать в северные и сибирские регионы. Сложившаяся ситуация послужила одной из причин распространения психических эпидемий самоуничтожений из центра России к ее окраинам.
В результате психических контагий такого рода погибли десятки тысяч людей. Аналогично самосожжениям, особенно в сибирских регионах, наблюдались в Рос­сии самоистребления по типу психических эпидемий путем «морения голодом и самоутопления», а также само- и взаимоповреждения — как проявления скопчества.
Одной из причин появления, а главное подражательного распространения самосожжений, основанного на фанатической вере в прежние религиозные взгляды, что поддерживалось животным страхом за свое будущее, явилась казнь протопопа Аввакума. Она последовала I апреля 1681 г. под Астраханью, где протопоп «вместе со своими собратьями» был сожжен по постановлению гражданских властей из-за неподчинения «велению церкви» принять новую веру. Постоянное эмоциональное напряжение в среде староверов, поддерживаемое их адептами и страх перехода в новую веру в связи с возможными несчастьями в определенной степени сужал сознание этих лиц, являясь одной из ведущих причин совершения раскольниками самоуничтожений. В рассматриваемых случаях патологическое проявление поведения в виде самоубийства под внешним воздействием на основе личностной восприимчивости психологического влияния, в известной мере обуслов­ливалось к тому же длительными ритуальными службами с частой депривацией сна и постоянной усталостью.
Старообрядчество с течением времени распалось на различные сектантские ответвления, включая скопчество и хлыстовство. Формировавшееся мировоз­зрение при этом вновь вызывало психические эпидемии, сопровождавшиеся само­уничтожениями, а также само- и взаимоповреждениями не только телесного, но и духовного порядка. Как указывал И. М. Балинский, «Грубое невежество представляет почву привития лжеучений, нелепых идей и фантастических заблуж­дений, которые противоречат врожденному инстинкту самосохранения» (цит. по А. М. Шерешевскому).
Как видно в процессе исторического развития Российского государства, сопровождавшегося изменявшимися социально-экономическими взаимоотноше­ниями в обществе, трансформировались виды психических контагий. Изначально они проявлялись преимущественно кликушеством, а затем грозными процессами, связанными не только само- и взаимоповреждениями, но и самоуничтожениями. Их изучение в ретроспективном плане будет способствовать дальнейшему исследо­ванию исторических основ отечественной психиатрии.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
21 марта 2003  |  06:03
Депрессии и суицидальное поведение
Связь депрессии с высоким риском самоубийства общеизвестна. На протяжении XX столетия, по данным обзорных публикаций (Hafner H.; Kaplan H., Sadock В.,), частота суицидов при депрессиях остается постоянной — их совершают около 15% больных. Однако соответствующие расчеты относятся только к контингентам, учтенным психиатрическими службами, и не могут соответствовать показателям для населения в целом.
18 февраля 2003  |  19:02
Об отношении к одинокому проживанию у психически больных позднего возраста
Распространенность одиноких среди пожилых психически больных и отсутствие специальных программ по их реабилитации определяют актуальность исследования. Происходящие в отечественной психиатрии процессы демократизации, гуманизации побуждают врачей все больше внимания уделять личности пациента, его правам. Поэтому при создании программ по реабилитации данного контингента больных, необходимо учитывать не только клинические особенности, но и личностные установки, субъективные представления пациентов об удовлетворительном качестве жизни.
18 февраля 2003  |  18:02
Клиническая семантика персекуторного бреда
Проблема бреда одна из наиболее сложных в психиатрической семиологии. Достаточно сказать, что в течение двух веков – с середины 18 до середины 20 столетий, на ее решение была направлена большая часть клинических исследований, прежде всего представителей французской, немецкой и отечественной школ. Тем не менее, результатом явился не более чем ряд предпосылок для решения таких вопросов как определение, типология, структура и динамика, генезис и лечение бреда. Предложенные концепции объясняли отдельные клинические факты, но в целом рабочие гипотезы не стали основанием для глубоких теоретических обобщений. Одна из возможных причин связана с наличием внутренних противоречий в сложившихся представлениях о бреде как специальном понятии.
18 февраля 2003  |  18:02
Высокая плацебо-реактивность больных шизофренией
Задача работы — проверить данные наших предыдущих наблюдений о неожиданно высокой частоте плацебо-реакций у психически больных. При жестком критерии оценки (наличие 3 и более плацебо-эффектов) около 60% больных шизоаффективными психозами и более 70% больных шизофренией оказались плацебо-реакторами. Это превышает среднюю величину среди психически больных —40% и здоровых студентов — 30%. Известно, что при самых разных заболеваниях частота плацебо-реакторов примерно одинакова и составляет одну треть больных. У больных неврозами она может быть несколько выше. Хотелось проверить и соотношение положительных, отрицательных и микст плацебо-реакторов. Среди здоровых преобладают микст плацебо-реакторы, то есть лица, отмечающие как положительные, так и отрицательные изменения после приема плацебо. У больных шизофренией преобладали отрицательные плацебо-реакторы, а среди больных алкоголизмом — положительные.
17 февраля 2003  |  15:02
Конституционально-биологические особенности мужчин, совершавших агрессивные сексуальные деяния (По материалам судебно-психиатрических экспертиз)
Проблема патологии поведения в течение длительного времени служит основой теоретических и экспериментальных исследований в области философии, биологии, медицины, социологии, криминалистики. По сути, в каждом случае речь идет о роли социальных и биологических факторов в формировании личности, ее потребностей и интересов, определяющих в дальнейшем мотивации и выработку решений при совершении тех или иных поступков.