Сегодня 09 декабря 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
26 февраля 2003 16:53   |   Сухарев А.В. - Наркотический экстаз Москва

Три стороны и три шага в заболевании и выздоровлении от наркотиков

 
Отличие наркомании от других недугов заключается в том, что здесь, как нигде, особенно в начале заболева­ния решающую роль играет еще до болезни развившийся нравственный недуг, «неумение различат духов добра и зла». Такое же особое значение имеет это умение и в слу­чае окончательного излечения больного «на исходе» за­болевания.
Путь в болезнь можно оценивать внутренне, по своему чувству, переживанию в себе определенных изменений. Пер­вый шаг этого переживания — это потеря чувства нравствен­ной определенности и возникновение тревоги. Эта тревога, правда, может и не осознаваться. Человек твердо не уверен в том, что наркотик это зло и, поэтому, решает «один раз по­пробовать». После «безнравственного» шага далее возника­ет душевное расстройство. Последний шаг — это пережива­ние телесного разрушения, физических изменений. В исходе болезни осуществлены все три шага переживания ее челове­ком. Три шага страдания.
Выход из болезни осуществляется переживанием этих шагов в обратном порядке. Сначала — переживание теле­сного облегчения и очищения от наркотика. Затем — вос­становление душевного равновесия и душевных сил. Окончательный выход из болезни определяется именно нравственной определенностью. Сначала эта нравствен­ная определенность возникает как чисто умственное по­нятие и, далее, как чувство «различающее духов добра и зла».
Внутренний смысл выздоровления от наркотической зависимости для каждого человека — эта внутренняя ра­бота переживания своих душевных состояний, возника­ющих из-за употребления наркотиков и из-за включения в душу человека «осколков» чуждых мировоззрений и мироощущений.
Чрезвычайно важно единство понятий, языка, на кото­ром больной и психотерапевт описывают изменения смыс­ла и чувств во время лечебного общения. В России такой целостный и исторически-естественный язык для описа­ния оттенков движений души дает, преимущественно, православие. Случаи, когда страдающий наркотической зависимостью не является православным или, тем более, христианином (например, мусульманин, иудей или, даже, атеист) должны рассматриваться особо. Психотерапев­ту следует серьезнейшим образом разобраться в тонко­стях мировоззрения и мироощущения заболевшего. Необ­ходимо, также, вполне отдавать себе отчет в том, в чем же именно состоят различия религиозно-нравственных особенностей психотерапевта и самого больного. Доста­точные трудности, по-видимому, могут возникнуть при психотерапевтическом взаимодействии буддиста с му­сульманином или иудея с православным христианином.
Сам психотерапевт не может не иметь никакого миро­воззрения и мироощущения. Более того, психотерапевт должен иметь гораздо более проработанную умом и сер­дцем веру. И эта вера не должна быть «общечеловеческой», ибо «общечеловечность» является слишком грубым ключом к уму и сердцу страдающего человека.
Христианское понимание психотерапии зависимостей от наркотических веществ.
Вследствие особенностей человеческой природы отно­шения человека к собственным состояниям, свойствам и др. процессам с точки зрения христианства могут рассмат­риваться с трех сторон — природной, душевной (психичес­кой) и духовной. Следует особо отметить, что основным в лечении является переход больного бездеятельно-стра­дательного отношения к собственной болезни — к деятель­ному, к целостной личностной направленности на выз­доровление. Переживание — это, собственно, «'работа переживания» души, внутренняя работа человека со своим состоянием, тяжелая работа («страда», страдание, бо­лезнь) по выходу из болезни к здоровью. Это, с одной сто­роны, тесно связано с отношениями пациента с родите­лями, родственниками, и значимыми для него людьми; а с другой, с целью и особенностями лекарственной поддер­жки лечения — чуть дальше эти вопросы будут рассмот­рены.
Рассмотрим душевные состояния, наиболее часто встречающиеся у пациентов, страдающих наркотически­ми зависимостями. Эти состояния — собственно влечение к наркотику, тревога, печаль, тоска, уныние, безрадост­ность, раздражительность, злость. Психологам и психи­атрам хорошо известны как душевные, так и телесные особенности этих состояний. Более или менее известны, также, лекарственные и психотерапевтические способы облегчения этих психопатологических проявлений. Рас­смотрим вкратце православно-нравственную сторону этих проявлений.
«Тяга к наркотику» — в отличии от состояния беснова­тости (например, «белой горячки», когда человек теряет всякое самосознание), определяется, как состояние одер­жимости, т.е. лишь частичная плененность души злой си­лой.
«Тревога» — когда о. Иоанна Кронштадтского спросили: «Веруют ли бесы?», он ответил — «Веруют, но трепещут!». Трепет, тревога являются для нас признаком того, что злые силы начали проявлять себя в душе. С научной точки зрения, тревога, также, является первым признаком, свидетельству­ющим человеку о грядущих переменах»
«Печаль» — более мягкое слово по сравнению со сло­вом «тоска». Печаль соединена с грустью и скорбью; в печали может быть и лучик надежды, как сказал поэт: «мне грустно и легко, печаль моя светла». Тоска более настоятельно требует дополнения — «тоска по …». Тоска может быть злой, смертной, может быть соединена с 
томлением (страстью), скукой, а также и с грустью (тоска по Родине), Предмет тоски и печали может быть разным на пользу и на вред. Печаль на пользу состоит в том, «что­бы сокрушаться о своих грехах, о неведении своего заб­луждения и о том, чтобы не отпасть от предложенной цели — сподобиться совершенной благости», освободиться от наркотической зависимости и связанных с ней грехами в этом состоит печаль по Богу, Но к этому бывает «примешение злобы врага», такая печаль исполнена неразу­мием и у святых отцов называется унынием, тоской о призрачных «наслаждениях» связанных с наркотиками. В унынии человек теряет веру, силы, его состояние стано­вится совершенно безрадостным.
Раздражительность есть вид гневливости и злобы". Гневливый убивает и губит душу свою. …Он чужд мира и далек от здравия; потому что тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, …".
Воздействие на то или иное душевное состояние, по возможности, необходимо производить со всех трех сто­рон. При необходимости и достаточно серьезном настрое больного следует посоветовать ему или помочь связать­ся со священником для беседы, или для исповеди и покая­ния.
Страдающему от наркотика, следует разъяснить, что вред, нанесенный болезнью телу, обычно лечится, преиму­щественно, лекарствами и отчасти психотерапией; вред, нанесенный душе — психотерапией и отчасти лекарства­ми; однако, в основе вреда лежит зло, с которым люди спокон веков боролись, прежде всего, молитвой и покаяни­ем, и это является обязательной составляющей любой де­ятельности, направленной на борьбу со злом. На действи­тельное излечение от такого тяжелого недуга как нарко­мания можно рассчитывать, работая не только лекарствен­но и психотерапевтические, но и борясь со злом, лежащем в его основе так, как завещали нам наши предки.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
05 марта 2003  |  18:03
Как не отравиться алкоголем.
Запомните, пожалуйста: если для смертельного отравления этиловым спиртом-ректификатом необходимо выпить 11,7 г спирта на каждый килограмм массы, то есть, говоря проще, мужик весом в 80 кг может выпить около 900 г чистого неразбавленного спирта и еще может остаться в живых 1, то для метилового спирта эта доза сокращается до 0,35 г на 1 кг живого веса), есть почти в 30 раз меньше!). «Чемпионами» же следует признать фурфурол и пропионовый альдегид. Достаточно соответственно 0,14 и 0,16 г на 1 кг живого веса, чтобы отправиться к праотцам...
13 февраля 2003  |  16:02
Незаконный собрат водки
Есть и еще один напиток — ближайший родственник водки, почти столь же популярный. Это, конечно же, как вы уже догадались, горячо любимый нашим народом самогон. Бессмертный Остап Бендер предлагал гнать самогон из табуреток. Другой литературный герой — солдат Ваня Чонкин из романа Владимира Войновича — отведал даже самогоночки из дерьма (рецепт предложил рационализатор Гладышев).
31 января 2003  |  07:01
Способы прощания с сигаретой
Существуют три основных способа бросить курить: 1) резкое бросание свойственно волевым людям, поскольку у них часто отсутствуют желания и навыки делать что-либо иначе. При этом происходит резкий удар по организму, каждая клеточка которого требует своей доли никотина. Но обладатели силы воли обычно стойко переносят малоприятные ощущения абстинентного синдрома отмены никотина, наиболее тягостное всеобъемлющее воздействие которого длится 5-6 дней.
22 января 2003  |  08:01
К вопросу о норме в приеме спиртного
Многим известен анекдот, в котором один мужчина делится с другим своим опытом: «Как только мне начинает нравиться даже самая уродливая женщина из присутствующих, я тут же прекращаю пить. Все — норма»...
15 января 2003  |  09:01
Как появилась водка
Итак, водка изготовляется на основе хлебного спирта. Производство это возникло в России не случайно: в основу народного изобретательства легли известные приемы, применяемые при получении медовухи. Сыграли роль и некоторые черты российского характера.