Сегодня 10 декабря 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
11 апреля 2003 18:00   |   Буянов М.И. – Заикание у подростков. Книга для логопеда. Москва.

Содержание и формы реабилитации подростков с заиканием

 
Комплексная коррекция указанных нарушений складывается из следующих компонентов:
— восстановление коммуникативной функции речи (медицинская реабилитация по классификации Всемирной организации здравоохранения);
— реконструкция социальной значимости личности (М. М. Кабанов), и в. первую очередь улучшение адаптации к школьным условиям (педагогическая реабилитация по В. В. Ковалеву);
— обучение подростков способам самоконтроля и лечебным приемам для проведения поддерживающей терапии после окончания стационарного или амбулаторного лечения;
— ликвидация признаков девиации личности (психологическая реабилитация).
Основные принципы реабилитационной системы:
1) участие в процессе реабилитации всех звеньев сотрудников, хорошо знакомых с клиническими особенностями речевых нарушений; реабилитация осуществляется «бригадным» методом, когда к определенной группе пациентов (7—10 человек) прикрепляются врач, логопед, педагог, медицинская сестра;
2) ознакомление с планом реабилитации родителей пациентов путем проведения ежемесячных бесед-занятий;
3) применение дифференцированного медико-педагогического комплекса в соответствии с преобладанием невротических или неврозоподобных признаков;
4) постепенный переход от пассивных методов реабилитации к активным;
5) проведение поддерживающей терапии, реабилитационных мероприятий после завершения основного курса стационарного или амбулаторного лечения.
Медицинская реабилитация — фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Это касается как коррекции заикания, так и других речевых нарушений.
Заикание — симптом разных заболеваний, а не самостоятельная болезнь, поэтому лечится не столько само заикание, сколько вся болезнь, проявлением которой оно является. Медицинская реабилитация предполагает правильную диагностику формы заикания и сопутствующих расстройств, а также анализ факторов, провоцирующих и поддерживающих заикание.
Проведение общеоздоровительного лечения (общеукрепляющие средства, санация хронических очагов воспаления и т. д.) сочетается с энергичной терапией проявлений ранней церебральной недостаточности (патогенетическая, дегидратационная, противосудорожная, стимулирующая), уменьшающей судорожную готовность речевых органов. Лечение невротических наслоений проводится с учетом их конкретных проявлений (снижение речевой активности, избирательный речевой контакт, снижение общественной активности, логофобия и т. д.). Помимо психофармакологических средств, лечебной физкультуры, физиотерапии, музыкальных занятий, трудотерапии применяются различные виды психотерапии, стимулирующие пациентов к постепенному преодолению своих речевых и психологических трудностей.
Психологическая реабилитация проводится динамически на протяжении всего курса лечения и после него с целью ликвидации патологического формирования личности. При невротическом заикании психологическая реабилитация предполагает проведение рациональной и групповой психотерапии с фиксацией подростка на положительных качествах его личности, на воспитании у него чувства коллективизма, навыков общения со сверстниками в условиях совместного лечения и после прекращения его. Параллельно с этим проводится работа по убеждению подростков в возможности излечения от недуга.
При неврозоподобном заикании личностная реакция на дефект не выражена, и даже имеется условная желательность заикания (речевая несостоятельность часто прикрывает низкий уровень усвоения школьной программы, ограниченность словаря, запаса знаний, педагогическую запущенность и т. д.], поэтому психологическая перестройка достигается привлечением внимания подростка к своим недостаткам, формированием сознания необходимости постоянного самоконтроля в применении навыков плавной речи. Помимо рациональной психотерапии большая роль отводится лечебной педагогике, работе медицинской сестры и  родителей, обученных педагогическим приемам и оказывающих помощь заикающемуся подростку вне логопедических и школьных занятий.
Педагогическая реабилитация осуществляется в ходе логопедических занятии и обучения в школе. На логопедических занятиях восстановление коммуникативной функции речи достигается созданием нового здорового рефлекса плавной речи, автоматизацией его в различных ситуациях с помощью приемов классической логопедии и доступных методов психотерапии с акцентом на функциональную тренировку речи. Последняя при невротическом заикании обеспечивает постепенное избавление от страха речи и речевой детренированности. При неврозоподобном заикании она способствует расширению словарного запаса, совершенствованию умения излагать свои мысли последовательно, в адекватной речевой форме. Ретроспективный анализ состояния пациентов, ранее лечившихся в амбулаторных условиях, указывает, что коррекция заикания только в кабинете логопеда дает, как правило, «внутрикабинетный эффект», вне его рефлекс плавной речи быстро угасает. Поэтому функциональная тренировка речи должна проводиться не только по принципу от простых форм речи к более сложным, но и от легких ситуаций к сложным, травмирующим (общение с другой логопедической группой, посещение магазинов, кинотеатров, школы по месту жительства и т. д.).
Совместная работа логопедов, педагогов школы, воспитателей отделения способствует формированию у подростков навыков плавной речи, ликвидированию педагогической запущенности, создает предпосылки для адаптации подростка в обычных жизненных условиях (социальная реабилитация). На это же направлена правильная профессиональная ориентация, проводимая с учетом речевых, интеллектуальных и личностных возможностей заикающихся. В случае логоневроза, когда часто имеются нормальные интеллектуальные возможности, при выписке с эффектом «выздоровление» или «значительное улучшение» рекомендуется продолжить обучение в IX—X классах, техникуме, институте, заниматься интеллектуальной деятельностью, не связанной с повышенной речевой нагрузкой. Неврозоподобное заикание, как правило, сопровождается отставанием в усвоении школьных предметов; в этом случае рекомендуется обучение в ПТУ, приобретение специальностей, не требующих высокого развития абстрактного мышления.
Необходимым элементом социальной реабилитации является оказание помощи подростку в организации досуга (занятия спортом, участие в хоровом пении, драматических кружках и т. д.). Это способствует повышению эмоционального тонуса, воспитанию волевых качеств, навыков общения.
Реабилитационная работа продолжается врачами и логопедами после окончания курса лечения в день долечивания. Пятнадцатого числа каждого месяца все ранее лечившиеся пациенты имеют возможность прийти на прием с целью получить необходимую помощь. В дни долечивания проверяется, насколько подростки выполняли рекомендации врача и логопеда (после окончания курса лечения выдается специальная памятка, больные ведут дневники). В эти дни также проводится поддерживающая терапия, включающая назначение лекарств, направление на процедуры, проведение психотерапии. Одной из форм поддерживающей психотерапии является организация ситуации, в которой подросток с хорошей речью делится своим опытом самостоятельной работы по закреплению полученных навыков плавной речи. Полезно провести анализ причин ухудшения речи подростков; в таком обсуждении принимают участие все пациенты, пришедшие на день долечивания.
В дни долечивания подростки могут получить советы по профориентации. В случае ухудшения состояния речи, появления рецидива, не купирующегося в домашних условиях, дается направление на проведение повторного курса.
Наблюдения за судьбой подростков поддерживают эффективность данной системы реабилитации заикающихся подростков, обеспечивающей психологическую и социальную адаптацию: ранее заикавшиеся подростки чувствуют себя полноценными и полезными членами общества.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
16 мая 2003  |  16:05
Понятие психического здоровья и критерии судебно-психиатрических экспертных оценок
Право регламентирует поведение людей при условии, что это поведение адекватно и сознательно регулируется психической деятельностью субъекта. При констатации психических расстройств устанавливается неспособность субъекта адекватно регулировать свое поведение и совершать или воздерживаться от совершения юридических действий.
21 марта 2003  |  06:03
Депрессии и суицидальное поведение
Связь депрессии с высоким риском самоубийства общеизвестна. На протяжении XX столетия, по данным обзорных публикаций (Hafner H.; Kaplan H., Sadock В.,), частота суицидов при депрессиях остается постоянной — их совершают около 15% больных. Однако соответствующие расчеты относятся только к контингентам, учтенным психиатрическими службами, и не могут соответствовать показателям для населения в целом.
18 февраля 2003  |  19:02
Распространение психических эпидемий в России до 18 столетия
В настоящее время такое медицинское понятие, как эпидемия — нередко у обычного читателя вызывает ассоциации с массовыми инфекционными заболеваниями, однако, даже теперь имеется сравнительно небольшой материал об эпидемиях психического характера, проходивших в России и за ее пределами и охвативших не меньшее число людей. Эта проблема в определенной степени остается актуальной и на рубеже XXI столетия.
18 февраля 2003  |  19:02
Об отношении к одинокому проживанию у психически больных позднего возраста
Распространенность одиноких среди пожилых психически больных и отсутствие специальных программ по их реабилитации определяют актуальность исследования. Происходящие в отечественной психиатрии процессы демократизации, гуманизации побуждают врачей все больше внимания уделять личности пациента, его правам. Поэтому при создании программ по реабилитации данного контингента больных, необходимо учитывать не только клинические особенности, но и личностные установки, субъективные представления пациентов об удовлетворительном качестве жизни.
18 февраля 2003  |  18:02
Клиническая семантика персекуторного бреда
Проблема бреда одна из наиболее сложных в психиатрической семиологии. Достаточно сказать, что в течение двух веков – с середины 18 до середины 20 столетий, на ее решение была направлена большая часть клинических исследований, прежде всего представителей французской, немецкой и отечественной школ. Тем не менее, результатом явился не более чем ряд предпосылок для решения таких вопросов как определение, типология, структура и динамика, генезис и лечение бреда. Предложенные концепции объясняли отдельные клинические факты, но в целом рабочие гипотезы не стали основанием для глубоких теоретических обобщений. Одна из возможных причин связана с наличием внутренних противоречий в сложившихся представлениях о бреде как специальном понятии.