Сегодня 19 января 2021
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
17 февраля 2003 15:29   |   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева

Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме

 
Стрессогенные факторы весьма часты в подростковом возрасте. От того, как личность подростка справится с ними, зависит эффективность ее развития. Подростковый возраст рас­сматривается как период, во время которого активно форми­руются новые формы адаптации к среде, новые формы развития и новые механизмы преодоления стресса. Ответы личности на требования среды, «копинг», т. е. «совладание», влияющие на исходы развития индивидуума, могут быть конструктивными, если они соответствуют индивидуальному адаптивному потенциалу, и деструктивными, когда индиви­дуальный адаптивный потенциал превышен, а личностно-средовые ресурсы недостаточны для преодоления стресса.
Целью данной работы было сравнительное исследование стратегий преодоления эмоционального стресса и некоторых личностно-средовых ресурсов, обеспечивающих его преодоле­ние социально-адаптированными, растущими в семье подрост­ками, и подростками, воспитывающимися в детском доме.
Экспериментально-психологическим методом было обследо­вано 60 подростков в возрасте 14—16 лет, воспитывающихся без родителей в детском доме, и 180 подростков того же воз­раста, растущих в семье и не имеющих признаков психосо­циальной дезадаптации (контрольная группа). Использовались следующие методики: Индикатор копинг-стратегий, много­мерная шкала восприятия социальной поддержки, мето­дика А. Меграбяна, методика исследования дистанции меж­личностного общения — CID , шкала измерения одиночества.
Результаты обследования показали, что воспитывающиеся в семье подростки пытались преодолевать стресс, используя целый комплекс стратегий. Среди них ведущую роль занимали стратегии, направленные на действительное изменение реаль­ной ситуации («разрешение проблемы», «поиск социальной поддержки»), сознательно контролируя происходящие события, активно пытаясь устранить, видоизменить или ослабить источ­ник стресса. Пассивные, дисфункциональные стратегии («избе­гание»), направленные на уклонение от проблемы, ее игнори­рование, не имели систематического использования. Высокий уровень субъективного восприятия оказываемой им социаль­ной поддержки в целом и раздельно со стороны социально поддерживающих сетей «друзья», «семья», «значимые другие» был равномерным, способствовал ощущению благополучия, удовлетворенности жизнью. По сравнению с воспитанниками детского дома, подростки, растущие в семье, проявляли относи­тельно высокий уровень эмпатии, аффилиации и низкий уро­вень чувствительности к отвержению. Они адекватно и диф­ференцирование устанавливали дистанцию межличностного об­щения с различными коммуникантами в зависимости от пола, возраста, интерперсональных отношений и других факторов. Подростки контрольной группы, как и детского дома, хотя и в значительно меньшей степени, испытывали чувство одиноче­ства. Однако наличие сформированных проблем, разрешающих стратегий преодоления стресса, высокий уровень субъектив­ного восприятия социальной поддержки, эмпатии и аффилиации, дифференцированное установление дистанции межлич­ностного общения позволяли конструктивно преодолевать стресс одиночества.
Статистически достоверные различия между показателями двух сравниваемых групп позволяют заключить, что основной стратегией преодоления стресса воспитанниками детского дома являлась пассивная, дисфункциональная стратегия «избегания», направленная на отказ от решения проблемной ситуации, ее игнорирование или подчинение, безропотное принятие ее. Стра­тегия «поиск социальной поддержки» использовалась достаточ­но часто, но оказывалась неэффективной из-за низкого уровня субъективного восприятия социальной поддержки, оказывае­мой социумом в целом и со стороны отдельных социально-под­держивающих сетей. Наиболее низкий уровень восприятия со­циальной поддержки отмечался со стороны сферы «семья» и в меньшей степени со стороны сферы «друзья». Воспитанники: детского дома, по сравнению с контрольной группой, имели низ­кий уровень эмпатии, интенсивное стремление быть принятыми другими людьми и испытывать доброжелательное отношение-с их стороны, а также — значительно более высокую, чем у под­ростков контрольной группы, чувствительность к отвержению, боязнь быть отвергнутым другими людьми. По сравнению' с контрольной группой, воспитанники детского дома увеличи­вали недифференцированную дистанцию межличностного об­щения с большинством коммуникантов, что способствовало» самоизоляции, и имели более высокие показатели по шкале одиночества.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки детского дома являются контингентом риска саморазрушающего поведения. Формирование у них в пубертате неконструктивных, малоэффективных спо­собов преодоления стресса с преобладанием стратегии «избе­гание», низкий уровень субъективного восприятия социальной поддержки, оказываемой социальными сетями, слабая разви­тость эмпатии и других ресурсов преодоления стресса, выра­женная чувствительность к отвержению, недифференцирован­ное увеличение дистанции межличностного общения с боль­шинством коммуникантов и ощущение выраженного одиноче­ства являются проявлениями деструктивного варианта адапта­ции, искаженного развития. Недостаточность индивидуальных: копинг-механизмов и копинг-ресурсов, их отказ являются важ­ной причиной употребления наркотиков, алкоголизации и дру­гих форм саморазрушающего поведения.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
17 февраля 2003  |  15:02
Поведенческая психотерапия в лечении нервной анорексии и нервной булимии
Большинство современных лечебно-реабилитационных программ для больных с нарушениями пищевого поведения (НПП) включает приемы и методы поведенческой психотерапии. Интеграция принципов поведенческой психотерапии в систему личностно-ориентированной психотерапии может способствовать повышению эффективности лечения больных с основными формами НПП — нервной анорексией (НА) и нервной булимией (НБ).
17 февраля 2003  |  15:02
Выдающиеся деятели психологии. Краткие биографические справки
Сеченов Иван Михайлович (1829—1905). Великий отечественный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности. Им было установлено наличие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных актов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отечественной и мировой науки.
14 февраля 2003  |  16:02
Особенности суицидального поведения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека
Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в связи с особенностями заражения, неблагоприятным прогнозом заболевания способствует социальному отчуждению инфицированного лица, повышает риск суицидального поведения. Суицидальный риск у мужчин, страдающих синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), в возрасте 20—59 лет в 36,3 раза выше, чем у мужчин того же возраста без диагноза СПИД, и в 66,15 раз выше, чем в общей популяции .
14 февраля 2003  |  16:02
Понятие психического здоровья и критерии судебно-психиатрических экспертных оценок
Право регламентирует поведение людей при условии, что это поведение адекватно и сознательно регулируется психической деятельностью субъекта. При констатации психических расстройств устанавливается неспособность субъекта адекватно регулировать свое поведение и совершать или воздерживаться от совершения юридических действий.
14 февраля 2003  |  16:02
Клинико-социологические особенности лиц, совершивших агрессивные сексуальные действия
Проблема агрессивного сексуального поведения до настоящего времени изучена недостаточно, несмотря на большое число публикаций по этому вопросу, особенно в западной психиатрической и криминологической литературе. Американский словарь психиатрических терминов определяет агрессию как совершение «сильных физических, словесных или символических действий» против окружающих. Агрессия может быть как адекватной, самозащитной, включая действия, направленные на защиту своих прав, так и неприемлемой, проявлением ненависти и деструктивного поведения.