20 марта 2007 16:48 |
Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а также применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учета личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути человека, выбравшего профессию врача. Узкая профессионализация врачей, обусловленная активным внедрением в медицину достижений научно-технического прогресса, введение большого количества параклинических методов исследования несут в себе не только новые возможности исцеления недугов, их профилактики, но и определенную опасность формирования состояний профессиональной и личностной рассогласованности в труде врача. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема психологической компетентности специалиста, т.е. готовность успешно и адекватно решать проблемы, возникающие в процессе его врачебной деятельности.
![]() |
Очевидно, «сверхпогруженность» в профессиональную деятельность, насыщенную клиническими ситуациями стрессогенного характера, способствуют развитию некомпенсируемого утомления ее субъекта. Это может быть связанно с тяжестью и напряженностью трудового процесса. Среди этого можно отметить: единоличное руководство в сложных ситуациях, работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, функциональное качество конечной продукции, высокая степень ответственности за безопасность других лиц, фактическая продолжительность рабочего дня более 6 часов, отсутствие перерывов и многое другое. Все вышеперечисленное дает основание отнести труд врача к классу вредного, имеющего максимальную степень напряженности.
Значимым фактором риска формирования синдрома «выгорания» могут являться личностные особенности человека и определенные производственные факторы. Можно выделить психологические особенности личности, которые способствуют развитию дезадаптации: необщительность, застенчивость, эмоциональная неустойчивость. К производственным факторам можно отнести: незначимость работы врача, неудовлетворенность профессиональным ростом, недостаточная профессиональная самостоятельность, излишний контроль, нечеткость должностных обязанностей, производственные перегрузки или недогрузки. Для избегания психической травматизации, происходящей вследствие бессознательной идентификации себя с пациентами и сопереживания их проблемам, личностью врача вырабатываются определенные защитные приемы, которые нередко воспринимаются другими как профессионально-личностные деформации. К ним можно отнести некоторые формы «отвержения» пациента: избегание пациента (назначение его к другому врачу), рационализация (отказ от разъяснения клинической ситуации), уход от общения с пациентом. Внешне эти формы поведения воспринимаются как отсутствие профессионального интереса к больному, безразличие. Определяя синдром «выгорания» как важную проблему современного здравоохранения, несмотря на продолжительный срок своего существования, категория до сих пор не имеет однозначного определения, равно как и не сложилось единства мнений о содержательной стороне синдрома. Но в большей степени, по моему мнению, предпосылкой к возникновению этого синдрома является эмоциональное истощение, неоправданные ожидания и рассогласованность, возникающая между уровнем требований и личностными ресурсами врача.
![]() |
Профессиональные кризисы являются неблагоприятными факторами в труде врача. Источником кризиса могут служить: неудовлетворенность условиями труда, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено, или когда творческие находки работника встречают внешнее сопротивление в профессиональной среде, отсутствие реальных результатов профессионального роста. Профессиональный кризис есть момент перехода от одной стадии профессионального развития личности к последующей. Их содержательным аспектом является кардинальная перестройка личности. Так, с периодом профессионального образования как этапом жизненного пути личности связан кризис профессионального выбора, обусловленный большим или меньшим разочарованием в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе.
Наблюдается кризис профессионального выбора. Далее можно выделить профессиональные кризисы, переживаемые в период вузовского образования будущего врача. Последующие профессиональные кризисы возникают между требованиями, предъявляемыми к специалисту социально-профессиональными условиями труда и его профессиональной «Я-концепцией», индивидуальным стилем деятельности. Пути решения этому можно найти в выборе средств профессионального развития, в углублении специализации, в совершенствовании индивидуального стиля деятельности. Спецификой протекания последнего кризиса в профессиональной жизни врача является сохранение профессиональной активности, профессиональной позиции в той части жизненного пути, который принято называть «пенсионным периодом». Оставив активную клиническую практику, многие врачи продолжают вести консультационные приемы, передавая свой опыт и знания молодым коллегам. Врач в этот период жизни находит ценностный смысл в оказании профессиональной помощи семье, близким. Но все это можно отнести к нормативным кризисам, которые встречаются на пути каждого врача. Содержание кризисных переживаний отдельных эпизодов клинического опыта имеет выраженный индивидуальный характер. К ним можно отнести: профессиональную (объективную) беспомощность; необоснованную критику профессиональных действий врача со стороны пациента или его родственников; лечебно-диагностические ошибки; конфликтная ситуация с руководством ЛПУ; конфликт с коллегами на профессиональном или межличностном уровне. И последнее время объедение нормативных и профессиональных кризисов ведет к проявлению высокого уровня нервно-психического напряжения, формируя синдром хронической усталости, рассогласованности самого себя с окружающим миром.
![]() |
Находясь в состоянии дезадаптации (рассогласованности) или, проще говоря, в состоянии стресса врач испытывает очень сильное напряжение от контакта с пациентом. Он не в состоянии умело организовать информационно-коммуникативное поле, сформировать доверительные отношения с пациентом. Хотя известно, что врач является важнейшим источником сведений, необходимых больному. С увеличением информированности увеличивается общая удовлетворенность пациента, его способность и готовность к сотрудничеству. Информированные пациенты дают более точное описание симптомов при последующих контактах с врачом. Информация и успокоение пациента в беседе повышают собственную активность и ответственность пациента в лечебном процессе, предотвращают регрессивные тенденции. Другим следствием позитивного построения отношений является возрастание у врача чувства уверенности в успехе лечебно-диагностических действий. Хороший врач — это врач терпимый и терпеливый, даже если пациент проявляет враждебность и сопротивление, каждая межличностная связь, характеризующаяся теплотой, пониманием, приносит пользу. Поэтому врач должен обладать способностью, общаясь с пациентом, создавать сердечную, безопасную, теплую атмосферу, лишенную страха, враждебности или неодобрения. Высокая значимость феномена общения в профессиональной деятельности врача очевидна. Доверие должно начаться с первого контакта пациента и врача. Если в начале встречи доверия не получилось, то в дальнейшем успех лечения вряд ли можно прогнозировать. Каким бы высококвалифицированным специалистом не был врач, если он не внушил больному доверие, успеха в лечении достичь будет очень трудно. Доверие больного к врачу завоевывается целым комплексом поведения врача, начиная с его общего вида и кончая ведением опроса и методами исследования. Врач должен быть внимательным: это качество больше всего ценят во враче пациенты. Предоставляя пациенту возможность свободного, непрерывного рассказа о его переживаниях, ощущениях, врач, по сути, организует психотерапевтический процесс. При этом врач должен обладать способностью, реагировать на высказывания пациента. Если пациенту не будет в необходимой мере предоставлена возможность «психической вентиляции», у него может возникнуть ощущение, что врач его «вообще не выслушал», а возможно, и не обследовал с необходимой тщательностью. Врач не должен давить на психику пациента, но и не должен пускать расспрос «по воле волн». Всему должна быть мера. Лицо его не должно выражать удивления, если даже он встретится с совершенно необычным симптомом или нетипичным развитием патологии. Это всегда имеет неприятные последствия и ведет к испугу пациентов. Каждое слово, сказанное врачом, должно возыметь действие, оно должно быть подкреплено определенными манипуляциями, а не только обещанием. Каждое обещание должно быть выполнено, иначе оно будет расценено как болтовня, но, в то же время, не следует во всем идти на поводу у пациента, особенно словоохотливого, считающего себя полностью просвещенным в медицинских вопросах. Это может привести к непоправимым ошибкам. Врач в каждом случае должен спокойно объяснить пациенту о встретившихся трудностях, которые обязательно будут преодолены. От того, как себя будет вести врач при встретившихся трудностях, зависит успех лечения. Спокойствие врача быстро передается пациенту и наоборот нервозность, неуверенность создают напряженность у пациента и провоцируют возникновение непреодолимого психологического барьера, который в дальнейшем очень трудно или практически невозможно преодолеть. Вера пациента в профессиональные и мануальные знания врача, обоснованность действий никогда не должна быть поколеблена ни при каких условиях. Вот почему, при подготовке врача-стоматолога, психологические дисциплины должны занять необходимое и достойное место. Также является целесообразной разработка мероприятий для обеспечения психологической поддержки врачам-стоматологам. Эту поддержку могут осуществлять психологи и психотерапевты в форме психокоррекционных индивидуальных бесед Организацию таких мероприятий могут и должны осуществлять руководители тех лечебных учреждений, где работают специалисты.
Литература:
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учеб. пособ. М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998.
Аверин В.А. Психология личности: учеб. пособ. — СПб.: «Михайлова В.А.», 1999.
Берлов А.В. Психологические особенности сегодняшнего пациента: журнал «Врач». — М.:, 2003.- №9.
Ж. Годфруа. Что такое психология. — М.: «Мир», 1996.
Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения: психологический журнал. — Пермь, 1982.- №4.
И. Харди. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. — Будапешт, 1981.
Ясько Б.А. Врач: психология личности. — Краснодар, 2001.
Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Курс лекций. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005.
Смотри также
29 марта 2007 | 11:03
Сотовая полимеризация композиционных пломбировочных материалов.
Важным моментом в истории развития композитов явилось изготовление материалов, полимеризующихся под воздействием энергии световых лучей. В 1970 г. опубликовано сообщение Buonocore о заливке фиссур материалом, полимеризующимся под воздействием ультрафиолетовых лучей, а в 1977 г. началось производство светотвердеющих композитов, полимеризующихся под воздействием видимого света.
19 марта 2007 | 13:03
Что готовит нам апрельский форум в Москве.
Практически вся стоматологическая общественность России знает уже, что
с16 по 19 апреля 2007 года в г. Москве состоится XXI МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ.
12 марта 2007 | 17:03
Рост компании «Гнатус» в 2006 году
Негативная конъюнктура обменного курса валют, которая продолжалась в течение 2006г., обернулась потрясением для многих бразильских компаний, но это не остановило экономический рост «Гнатуса», производителя медико-стоматологической продукции из г. Рибейрао Прето (Ribeirão Preto)
05 марта 2007 | 12:03
Временные материалы в стоматологии.
Завершающим этапом любой восстановительной работы является воссоздание анатомической и функциональной полноценности зуба, обеспечивающей максимальное приближение свойств конструкции к параметрам твердых тканей. Этой важнейшей части работы может предшествовать большее или меньшее количество этапов, предусматривающих использование материалов, существенно отличающихся своими качествами от постоянных пломбировочных масс.
27 февраля 2007 | 11:02
«ФИРМА КРУГ». 15 лет вместе! Краткая биография.
Фирма «Круг» - Ваш друг! Кто сегодня в России из стоматологов не знает этой фразы?
За 15 лет из рекламного лозунга она приобрела реальный смысл, полностью соответствующий действительность.


















