Сегодня 08 декабря 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
21 ноября 2002 16:31   |   М.Т. Хэзлем.- Психиатрия. Львов, 1998

Кто такой психиатр

Кто такой психиатр? Исследование, недавно проведенное членами Общества клиничес­ких психиатров Соединенного Королевства, выявило значитель­ное невежество публики в отношении этого и связанных с ним определений. Многие не могут установить различие между психиатрией, психологией и психоанализом, а на просьбы дать более точные определения дают весьма невразумительные отве­ты. Это, конечно, не так уж удивительно, однако для тех, кто профессионально интересуется предметом, понимание таких различий очень важно.
Психиатр   —  это врач,  специализирующийся на заболевани­ях,  воздействующих на мышление,  эмоции и поведение челове­ка.  Подобно медикам других специализаций, он учился в меди­цинском  учебном  заведении  и  получил  обычную  медицинскую квалификацию  —     бакалавра терапии,  бакалавра хирургии или какую-то другую.  Затем ему предстоит год обязательной работы с вызовами на дом, после чего врач должен решить, выберет ли он  работу  в  специализированной  клинике  или  займется  общей медицинской практикой.  Если он решает специализироваться по хирургии,   то   будет   стажироваться   под   руководством   консуль­танта-хирурга.   Решив   специализироваться   в   психиатрии,   он должен   после   примерно   года   практики   в   медицине   общего профиля стать стажером при консультанте по психиатрии.   Ста­жируясь в психиатрии, он будет работать над дипломом    психи­атра или постарается стать членом Королевской коллегии психи­атров, что займет еще четыре-пять лет.  Получив эту подготовку и опыт  практической работы,  он далее пройдет через обычные должности больничного врача,  стараясь получить пост консуль­танта   и   одновременно   становясь   специалистом   в   какой-либо области больничного  лечения.   Теперь  он уже квалифицирован­ный врач, владеющий дополнительной специальностью, и может занимать пост,  соответственно,  консультанта-терапевта,  консуль­танта-хирурга   или   консультанта-гинеколога.
В отличие от психиатра, психолог не является специалистом в области медицины. Он проходит курс психологии на получе­ние ученой степени в университете или политехническом инсти­туте, то есть изучает нормальные процессы мышления и поведе­ние человека точно так, как лингвист глубоко изучает язык, а физиолог занимается нормальным человеческим организмом. После этого он может выбрать работу в какой-то области научных исследований или образования — например, в системе образования в качестве психолога по обучению — или пойти работать в клинику в качестве консультанта-психолога. В после­днем случае он может получить более высокую ученую степень магистра естественных наук, для чего потребуется два или три года практической работы в условиях клиники, где ему придет­ся заниматься проверкой механизмов мышления пациентов с помощью психологических тестов с целью выявления расстройств интеллекта или личности. Он может работать с методиками поведенческой терапии (behavior therapy), которые основывают­ся на психологической теории, — в этом случае он будет подчиняться психиатру. Точно так же, например, биохимик с ученой степенью по биохимии работает в больничном отделении патологии, являясь специалистом по выявлению химических изменений в организме при расстройствах органического проис­хождения. Многие клиники имеют клиницистов-психологов в штате психиатрического отделения.
А психоанализ — это совсем иное дело. Психоаналитик получает свою специальность в Институте психоанализа. Он обязан закончить курс психоанализа, занимающий около двух лет. Психоаналитик не связан напрямую с профессией медика, и хотя никто не запретит квалифицированному медику пройти курс психоанализа в Институте, многие психоаналитики не имеют медицинского образования, то есть не имеют квалифика­ции психиатра. В лечении психиатрических расстройств пси­хоаналитики придают большое значение методам, которые впервые разработал Фрейд, невролог, интересовавшийся проблемами психиатрии и практиковавший в Европе в конце девятнадцатого столетия. Методы Фрейда, конечно, со време­нем были усовершенствованы современными психоаналитиками, однако, сама техника по-прежнему основана на работе с пациен­том в течение примерно двух лет — на исследовании истории его жизни, в процессе которого вскрываются подсознательные мотивации и продолжается работа над проблемами, с которыми пациент встречался, начиная с ранних этапов развития его взаимоотношений с людьми. В ходе этого процесса между пациентом и психоаналитиком устанавливается перенос, кото­рый, собственно, и анализируется. Этот метод лечения находит своих приверженцев среди медиков, и все же в системе здраво­охранения он не может стать общедоступным и рассматривается большинством психиатров как метод, малопригодный для лечения всего населения, поскольку он достаточно дорог и отнимает много времени. Более того, при критическом сопоставлении результатов психоанализа и других методов лечения аналогич­ных расстройств достижения психоанализа не выглядят столь уж впечатляющими, хотя психоаналитик может возразить, что речь идет не просто о заболевании, которое нужно лечить, а о надежде усовершенствовать личность пациента и стиль его жиз­ни в целом.
В Соединенных Штатах ситуация несколько иная, посколь­ку там психоаналитики практикуют более широко, и многие психиатры имеют психоаналитическую подготовку. Но даже если это так, все же этот метод, наверное, больше подходит для достаточно интеллигентных пациентов с относительно благопо­лучным на момент начала лечения состоянием личности, кото­рые страдают только от психоневрологического расстройства.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
27 ноября 2002  |  07:11
Если вы застенчивы
Застенчивому, стеснительному человеку общение нередко в тягость. Как это преодолеть? Вместо теоретизирования, врач-психотерапевт предлагает читателю несколько конкретных вопросов о его способности взаимодействовать с людьми и рекомендует своего рода «упражнения», помогающие развить эту способность.
12 ноября 2002  |  21:11
Мир Я и внешний мир, дух и материя.
Душою мы называем непосредственное переживание. Душа есть все то, что было ощущаемо, воспринимаемо, чувствуемо, представляемо, желаемо. Душа есть, следовательно, например, дерево, тон, солнце, поскольку я рассматриваю их, как восприятие дерева, как представление солнца. Душа есть мир, как переживание. Сумма всех вещей, рассматриваемая с определенной точки зрения.
11 ноября 2002  |  12:11
Чувственный бред
Это заболевание, в сущности, представляет собой более длительную форму тех «состояний болезненной бессознательности», имеющих чрезвычайно острое течение (status peracuti s. acutissimi), которые мы описываем под названиями «лихорадочного бреда», «бреда от истощения», «бреда от отравления и «патологического аффекта»», равно как и тех скоропреходящих картин душевного расстройства, которые возникают вследствие общих неврозов (неврастении, истерии, эпилепсии).
31 октября 2002  |  13:10
Физиологическая сущность сновидений
Не считая целесообразным останавливаться на всех многочисленных теориях сновидений, особенно на антинаучных взглядах, вкратце изложим физиологические теории И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова.
17 октября 2002  |  13:10
О терминах «сумасшествие» и «разум»
При пересечении медицины и права возникают некоторые проблемы, поскольку закон предпочитает краткие и точные определения в таких вопросах, как, например, ответственность пациента за свои действия или в семейных делах, где могут встречаться такие фразы, как «будучи в состоянии помраченного рассудка». По-видимому, в подобной ситуации и появилось хорошо известное непрофессионалам слово «сумасшедший», которое неизменно вызывает тревогу у пациентов, страдающих психоневрозами.