Сегодня 26 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
12 августа 2002 15:15   |   В.П.Самохвалов - Психиатрия. 2002 г.

Расстройства интеллекта

 
Определения
Интеллект — интегративная психическая функция, включающая способность к познанию, уровень знаний и способность их использо­вать. Среди расстройств интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.
История вопроса, норма и эволюция
Интеллект — это мышление в действии. Он отражает целостную способность к адаптации психики и является орудием выживания ин­дивида. У животных уровень интеллекта может быть определен по способности к решению задач, например по скорости прохождения лабиринта. Для развития интеллекта важно сочетание генетических, в том числе конституциональных, факторов и влияния среды, в том числе воспитания и обучения. F.Halton установил, что интеллект пе­редается по наследству. Вероятно, некоторые формы интеллектуаль­ной недостаточности, а также способности передаются по доминант­ному типу, например музыкальные способности, другие — по рецес­сивному и полигенному типу, хотя встречаются и формы, напомина­ющие мутации, то есть единичные случаи в семьях. F.Halton отно­сился к роду Ch.Darwin, к которому относился также Erasm Darwin и множество других английских ученых, политических лидеров и пи­сателей, генетическая линия которых прослеживается до настоящего времени. Существуют детальные описания генетики способностей в роду И.С.Баха, генеалогия русских писателей, связанная с А.С.Пуш­кином, рода Толстых, Габсбругов и т. д. Интеллектуальные способ­ности и реакции на среду маркируются некоторыми конституциональ­ными чертами и дисплазиями, например, известны морфологические черты при хромосомных аномалиях. Оперативные возможности ин­теллекта могут быть связаны с возрастом матери и отца к моменту зачатия. Уровень интеллекта иногда связывают с возрастом матери к моменту родов, поскольку после 35 лет вероятность мутагенеза яй­цеклетки повышается, поэтому чаще встречается, в частности, синд­ром Дауна. Важное значение имеет кровное родство матери и отца, которое повышает риск аномалий интеллекта, а также расстояние между местами происхождения матери отца, поскольку при незначи­тельном расстоянии вероятность кровного родства повышается. Ина­че говоря, гетерозис (метисизация), как явление преимущества гетерозигот перед гомозиготами, способствует большим преимуществам, в том числе по уровню интеллекта. Средовые факторы также влияют на интеллект. В эмбриональном периоде мозг может быть поврежден тератогенными факторами, такими как интоксикации и инфекции, например, вирусами или алкоголем. Высока вероятность поврежде­ния мозга при гипоксии в результате отслойки плаценты, недоношен­ности, повреждения мозга в момент родов. Ранние аномальные взаи­модействия матери и ребенка, особенно сепарация и депривация, при­водят к задержкам развития, которые могут фиксироваться (Spitz). Структура и системы обучения могут подавить или стимулировать скрытые интеллектуальные способности. Ряд лиц обладает исклю­чительными интеллектуальными способностями, которые заметны с самого раннего возраста. Ch.Lombroso считал, что большинство ге­ниев являются дегенератами и психически больными, однако почти через 150 лет В.П.Эфроимсон показал, что генетика интеллекта лишь относительно связана с продуктивной психопатологией. Он выделил семьи и замечательных личностей, у которых высокий интеллекту­альный уровень ассоциирован с подагрой, то есть уровнем мочевой кислоты, уровнем эндогенного кофеина и уровнем гормонов. Одна­ко «хорошая» генетика и «хорошая» среда не всегда ведут к удов­летворительному результату, поскольку для реализации интеллек­та важна также способность к реализации потенций, то есть потреб­ность к достижению цели. Эта функция может быть не связана с интеллектом, но определяет уровень доминирования и самооценки. Универсальная модель интеллекта включает операционный уровень, продуктивность и содержание. Оперативный уровень состоит из памяти, мышления, способностей к конвергенции и дивергенции идей, проведению отвлечения (абстрагирования). Продуктивность интеллекта состоит в способностях к объединению идей в группы, классы, системы, отношения. Содержание интеллекта может быть вербальным (запас слов и оперирование ими), невербальным (стра­тегии поведения и их использование), символическим и семантичес­ким. Многие исследователи считают, что важной составляющей ин­теллекта является чувство юмора и способность к иронии над са­мим собой. Уровень достижения максимального интеллектуально­го уровня составляет в среднем 40—50 лет, если этому не препят­ствуют особенности личности, воздействия среды или соматичес­кие расстройства. Однако степень постепенности приобретения и утраты интеллекта зависит от генетических умственных способнос­тей. Так, глупые умнеют медленно и быстрее становятся еще более глупыми, а умные умнеют быстро, а глупеют после 60 лет медлен­нее. В значительной мере уровень интеллекта поддерживается не­прерывным обучением, соматическим здоровьем, отказом от вред­ных привычек. Правда, это не всегда подтверждается на практике, так, например, сохраняя высокий интеллект, У.Черчилль до позднего возраста продолжал курить сигары и не отказывался от коньяка. Согласно книге рекордов Гиннеса максимальные величины IQ по­казывают не мужчины, а женщины.
Методы исследований
Основным методом исследования интеллекта является расчет ко­эффициента интеллектуальности, который устанавливается на осно­вании тестирования (IQ). Коэффициент рассчитывается, исходя из деления умственного возраста (числа правильных ответов, данных индивидом) на хронологический возраст (числа правильных ответов в среднем, характерных для данного возраста) и умножения на 100.
Тем не менее, тесты на интеллектуальность должны учитывать специфику культуры и этноса. Существуют такие этнические груп­пы, которые не ценят абстрактные знания, а опираются в своих оцен­ках на практическую сторону, поэтому, хотя их представители будут показывать низкие коэффициенты, на самом деле они могут быть более успешными в адаптации, особенно в стрессорных условиях сре­ды.
Симптомы и синдромы
В патологии интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задер­жки развития и дефекты.
Отличие умственной отсталости от деменции заключается в том, что она представляет собой исходную недостаточность, в то время как деменция — приобретенное состояние. Критической точкой считается возраст около 3 лет. Если ребенок утрачивает свои способности до этого возраста, он считается умственно отсталым, если после него — страда­ющим деменцией. Причины умственной отсталости различаются на генетические и приобретенные. Среди генетических причин возможны генные и хромосомные аномалии, мутации, которые ведут к болезням обмена веществ. Среди средовых причин выделяются влияние тератогенных, в том числе генетических факторов на генетический аппарат, повреждения при родах, и заболевания, приобретенные в первые 3 года жизни. Разделение умственной отсталости и ее клиника описаны в со­ответствующих разделах. Для умственной отсталости, за исключени­ем некоторых обменных процессов, не характерно нарастание симп­томатики, но свойствен даже некоторый прогресс в результате специ­ального обучения. Описание степеней умственной отсталости дано в соответствующих разделах учебника.
Деменция выражается в приобретенном когнитивном дефиците в сфере памяти, мышления, обучаемости, волевой активности. Если из­менение интеллекта касается только одной функции, например памя­ти, то говорят о лакунарном, то есть очаговом слабоумии, которое характерно для атрофических деменции, например, болезни Альцгеймера. Если оно касается постепенного снижения или выпадений всех (нескольких) функций — о диффузном слабоумии, то есть глобарной деменции, которая чаще отмечается при мультиинфарктных деменциях. Однако часто эти два типы деменции переходят друг в друга, по­этому можно говорить о том, что большинство деменции развиваются в динамике от очаговой к диффузной. Деменции чаще носят прогредиентный (поступательный) характер, и они необратимы.
Задержка развития интеллекта обусловлена обычно специфичес­кими условиями среды, например, воспитанием ребенка психически больными родителями, изоляцией, лишением нормального обучения, например в результате экономических трудностей. Однако, в отли­чие от слабоумия и деменции, при задержке возможен быстрый набор «планки» интеллекта в результате правильного обучения, отме­чаются также вполне хорошие способности к адаптации в реальной жизни.
При шизофрении отмечается функциональное слабоумие (дефект), оно выражается в том, что, несмотря на бездеятельность и избегание новых знаний, холодность и отрешенность, пациенты продуцируют фантазии и продуктивные переживания. Они, кроме того, могут пол­ностью выходить из состояния дефекта, в том числе и перед смертью. Таково, в частности, выздоровление Дон Кихота, описанное Серван­тесом.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
12 августа 2002  |  15:08
Первичное сумасшествие (Paranoia).
С судебно-медицинской, как и с клинической, точки зрения, главный признак первичного сумасшествия (паранои) состоит в том, что здесь идеи бреда (и обманы чувств) развиваются первично, а не из предшествующего им и существенно содействующего их образованию изменения в чувствованиях и в настроении духа, как это наблюдается при меланхолии и мании. К тому же, идеи бреда отличаются у параноика крайней устойчивостью, постоянством, и обнаруживают наклонность к систематизации, к логическому сочетанию и прочному усвоению их сознанием, так что ведут к совершенному изменению отношений личности больного к внешнему миру, даже влекут за собой полное преобразование прежней психической личности и превращение её в новую, болезненную личность. Подобный больной начинает смотреть на всё окружающее с особенной, неправильной, точки зрения (он удаляется от истинной точки зрения, «сходит с ума», по меткому выражению, становится «сумасшедшим» в прямом смысле этого слова).
12 августа 2002  |  14:08
Одаренные дети
Выдающиеся в умственном отношении дети иногда бывают настолько удивительными, их особенности указывают на такие огромные возможности детства, что и достовернейшие сведения о них могут казаться невероятными. Но они есть, эти «чудо-дети» с не­обыкновенными умственными достоинствами, далеко опережающие своих ровесников.
12 августа 2002  |  11:08
Воля и ее патология
Воля определяется как способность человека к сознательной и целенаправ­ленной деятельности. Волевая активность присуща только человеку, поведение которого определяется в основном рассудочной деятельностью в отличие от жи­вотного мира, где поведенческие реакции обусловлены врожденными инстинктив­ными механизмами или механизмами научения. Проявляется воля в конкретной деятельности человека, которая представляет собой совокупность действий, харастеризующую данную личность. Именно в действиях находят отражение все пси­хические функции человека: и восприятие, и эмоции, и мышление.
12 августа 2002  |  11:08
Возможные осложнения при лечении нейролептиками
При терапии нейролептиками могут возникать нейровегетативные расстройства антихолинергического характера: сухость во рту, тахикардия, запоры, задержка мочи, гипергидроз, спутанность сознания вплоть до картины фармакогенного делирия, хотя и значительно реже, чем при терапии антидепрессантами. Чаще наблюдаются явления, связанные с адренергической блокадой альфа-рецепторов седативными нейролептиками типа аминазина. тиоридазина и т. п., которая ведет к выраженной артериальной гипотензии и возникновению опасности ортостатического коллапса. Снижение мембранной возбудимости и угнетение активности миокарда наблюдается при терапии фенотиазинами, а особенно при применении тиоридазина и в меньшей степени при терапии хлор-протиксеном. Возникают также изменения картины ЭКГ, характерные для ишемической болезни сердца: снижение интервала S—Т и инверсия зубца Т. Эти изменения обусловливают необходимость назначения сосудистых препаратов периферического действия и сердечных средств, постельного режима после приема препаратов в течение первой недели терапии. Могут наступать и другие вегетативные нарушения — появляются ощущение жара, головная боль, диарея, дизурия вплоть до полной задержки мочи (в некоторых случаях может наступать недержание мочи), угнетение эякуляции и др.
08 августа 2002  |  15:08
Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве
Повторяющееся употребление в пищу непищевых веществ в тече­ние 1 мес. Не отвечает критериям расстройств в виде аутизма, шизофрении, синдрома Кляйна — Левина. Поедание несъедобных веществ считается патологическим с воз­раста 18 мес. Обычно дети пробуют краски, штукатурку, веревки, волосы, одежду; другие предпочитают грязь, фекалии животных, кам­ни и бумагу. Клинические последствия могут быть иногда угрожаю­щими для жизни, в зависимости от того, какой предмет проглочен. За исключением умственно отсталых детей, пика обычно проходит к подростковому возрасту.