21 июня 2002 00:00
История психиатрии.Здесь, по существу, можно выделить два периода. Первый из них — донаучный — продолжался веками и сводился лишь к избавлению от больных, во втором — развитие цивилизации, успехи науки сделали возможным их лечение и способствовали возвращению к полноценной жизни.
История дает нам достаточное количество фактов, свидетельствующих о проявлениях психических нарушений у древнейших предков современного человека. Так, например, ветхозаветные предания Библии повествуют о том, что у царя Израиля Саула, жившего за 2000 лет до нашей эры, периодически наступали приступы тоски. У одного из вавилонских царей — Навуходоносора — безумие выражалось в том, что он не брил бороду, одиноко скитался, «как вол», по пастбищам, питался травой. В классической мифологии упоминается о «тяжелом недуге, помутившем разум» трех юных дочерей царя Прэта, которые ушли из дома, бродили по лесам и утверждали, что они превратились в коров. В другом месте рассказывается о том, что израильский царь Давид, еще до восхождения на трон, вел себя по меньшей мере «странно»— пускал слюну по бороде, царапал двери и т. д. В Вавилонском кодексе законов Хаммурапи, созданном приблизительно за 1900 лет до нашей эры, содержатся четкие признаки эпилептического припадка, называвшегося в то время болезнью «бенну». Исторические описания и легенды пестрят ссылками на особые купания в священных источниках, специальные амулеты, жертвоприношения, совершавшиеся,
Можно довольно легко представить себе, что психические расстройства оказывали сильнейшее впечатление на воображение неразвитого человека. Как и все другие необъяснимые явления природы, они вызывали страх и тревогу, порождали фантазии, в которых обожествлялось все неизвестное, и мистические представления о сверхъестественной силе. Вот почему и тоска израильского царя Саула, и безумие вавилонского правителя Навуходоносора, и помутнение разума у дочерей Прэта, и многие другие аналогичные «факты» на протяжении тысячелетий объяснялись божественным влиянием.
Психически больных в зависимости от их высказываний и поведения люди представляли себе как одержимых злым духом или как пророков, святых, блаженных и т. д. От этого зависела и судьба больного: «святых» почитали, из «одержимых» изгоняли злых духов, а иногда и уничтожали их.
Первый шаг на пути к научному пониманию психических расстройств был сделан во время расцвета Древней Греции и Рима. Высокая культура, поощрение развития научных трактовок окружающих явлений дали толчок развитию материалистического подхода ко многим вопросам. Благодаря этому великие врачи и мыслители того времени — Демокрит, Гиппократ, Гален, математик Пифагор и другие считали мозг центром психической деятельности человека и признавали, что его изучение относится к компетенции медицины. Гиппократ писал: «Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга
От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня».
Интересно отметить, что греки описывали не только психические заболевания, но и случаи их симуляции. Так, например, Одиссей — герой гомеровской поэмы, не желая принимать участия в троянской войне, запряг в плуг быка и осла и стал пахать песчаные дюны, «засевая» их солью. Посланцы царя, решив проверить помрачение ума Одиссея, положили перед плугом на землю его сына. Одиссей остановился и бережно перенес ребенка в сторону. Его замысел был разоблачен.
Недостаточное развитие анатомии, фармакологии и других наук, а также сдерживающие рамки рабовладельческого строя не позволили перейти от первого шага в борьбе с психическими болезнями — понимания их природы, ко второму — изучению этой природы и ее изменению с лечебной целью.
После упадка Древней Греции и Рима Примечательным документом об отношении церкви к психически больным является послание (булла) папы Иннокентия VIII, в котором рекомендовалось «разыскивать и привлекать к суду людей, добровольно и сознательно отдавшихся во власть дьявола». Два доминиканских монаха Яков Шпрингер и Генрих Инститорис, опираясь на папскую буллу как на юридическую санкцию, начали энергично истреблять «ведьм». В 1487 году они опубликовали «Молот ведьм», названный так потому, что в нем перечислялись все способы, как их опознавать и сокрушать.
Недалеко от католиков ушли и протестанты. Лютер, один из основателей протестантского вероисповедания, писал в XVI веке: «По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт».
На практике, чаще всего под розгами и пытками, заподозренные в связях с чертом «признавались» в этом. Характерен случай, происшедший с некоей Анной Кезерин в 1629 году в городе Нейбурге. У молодой женщины без всяких на то причин развились безысходная печаль и тоска. Она перестала ходить на свадьбы, не посещала знакомых, все время плакала. (В настоящее время это состояние без особого труда было бы расценено как депрессивное.) И вот однажды 12 «ведьм» и «колдунов», перед тем как взойти на костер, показали, что Анна Кезерин тоже ведьма. Ее схватили, посадили на цепь, допрашивали, и в конце концов, она призналась во всех предъявленных ей обвинениях. Только перед казнью на исповеди Анна Кезерин отреклась от всего и потом, умирая, слезно просила, чтобы после нее больше никого не сжигали. По приблизительным подсчетам известного отечественного невропатолога профессора Блуменау, в Европе с XIV по конец XVII века было сожжено до 9 миллионов «ведьм».
Давление церкви, слепая вера в бога, недостаточный культурный уровень средневекового человека сделали свое дело — многие психически больные бродили без надзора, нищенствовали и, если даже не попадали на костер инквизиции, проводили значительную часть своей жизни в монастырских приютах и тюремных камерах. Вероятно, в ряде случаев и сами больные (с наличием бреда) выступали в роли доносчиков и яростных обвинителей «ведьм». Общество стремилось избавиться от обузы. Борясь с безумием, люди уничтожали безумцев.
Массовое истребление больных в Западной Европе в XVI—XVII веках постепенно сменилось другим, не менее Жестоким методом, в основе которого лежало полнейшее равнодушие к их судьбе: «приверженцев дьявола» и «припадочных» собирали в специальные учреждения, где условия их существования были хуже тюремных. Одним из первых учреждений такого рода был лондонский Бедлам (убежище для сумасшедших), возникший при Вифлеемском монастыре. Более пяти веков прошло с тех пор, но слово «бедлам», ставшее нарицательным, существует и в нашем языке для обозначения нелепого беспорядка, хаоса, «сумасшедшего дома». В сохранившихся до наших дней гравюрах, рисунках, картинах изображены сцены из «жизни Бедлама»: маленькие комнаты без печей, без какой бы то ни было мебели, с дырами в стенах. Голые, опутанные цепями и в большинстве своем прикованные к стенам люди. «Врачи» -
Во Франции дело обстояло не лучше. В 1653 году один из пороховых заводов Парижа «переоборудовали» в своеобразный приют, за которым сохранилось прежнее название— Сальпетриер (селитровый завод). По документальным записям можно судить, как там существовали больные. Они почти не получали еды и свежего воздуха. За незначительную плату их показывали любопытным. Лечение же состояло в тех же пытках —часто применялись телесные наказания, «пациентов» длительное время держали вверх ногами, катали «как колесо», проводили кровопускания и т. д.
В конце XVIII и начале XIX столетия прежде всего в Германии преобладали идеалистические философские концепции, которые нашли прямое выражение и в отношении общества к психически больным. Считалось, что каждый человек сам хозяин своей воли, больше ни от чего она не зависит, а раз так, то только человек обладает полной свободой выбора между добром и злом. Неправильное, нелепое поведение безнравственно потому, что люди, мол, сами стали на порочный путь зла. Отсюда вывод: их надо не лечить, а наказывать.
Цепи, кандалы, смирительные рубашки, особая «груша», которой затыкали рот, чтобы нельзя было кусаться и плеваться, ледяной душ, сбивающий с ног, лишение пищи, карцер — вот далеко не полный перечень изощренных «лечебных методов», распространенных в развитых европейских странах еще 150 лет назад. Подъем европейской цивилизации, развитие буржуазного общества, сопровождавшиеся успехами науки, в том числе и медицины, предопределили условия для перелома в организации психиатрической помощи.
Революционное правительство во время Великой французской революции издало ряд декретов о создании психиатрических учреждений. Филипп Пинель — уполномоченный правительственной комиссии — впервые 24 мая 1792 года снял цепи с 49 больных Сальпетриера. Это не только не способствовало усилению возбуждения, но, наоборот, успокоило больных и улучшило их состояние. Устранение грубых мер физического воздействия дало очень многое для развития научной мысли, так как появилась возможность наблюдать подлинные картины психозов, не искаженные озлоблением или страхом. Памятник Пинелю, установленный перед преобразованной ныне парижской лечебницей Сальпетриер, увековечивает его врачебную деятельность.
В России отношение к психически больным отличалось значительно большей гуманностью и никогда не было столь жестоким, как в Западной Европе. Их жалели, называли не «одержимые дьяволом», а «богом наказанные», считали их не «вражьей силой», а «божегневными», которым надо помогать искупить свою вину перед богом.
Причины относительной мягкости и терпимости к людям со странными, необычными поступками кроются в особенностях славянской культуры. Вот что писал по этому поводу в конце прошлого столетия известный историк В. Б. Антонович: «Суеверие, конечно, было свойственно славянам не меньше, чем другим народам. С начала русского государства волхвы и прорицатели будущего играли среди славян достаточную роль, но народный взгляд на чародейство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская возможность чародейственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, народ не искал начала этих влияний в сношениях со злым духом; демонология мало была развита в России».
Нашествие татар и разорение в XIII веке Киевской Руси привели к упадку монастырской медицины, но по мере становления и укрепления Московского государства вопрос о судьбе психически больных вновь начал требовать своего решения. И хотя продолжали господствовать идеалистические воззрения на причины психических нарушений, вновь, в отличие от Западной Европы, проявилась высокая гуманность русского народа. На высочайшем Стоглавом Соборе, созванном в 1551 году, было отклонено предложение о преследовании церковью «одержимых бесом», наоборот, отмечалось, что «бесных» и «лишенных разума» надлежит помещать в монастыри, чтобы они могли «получать вразумление или приведение в истину
дабы не быть помехой для здоровых».
Общество имеющимися у него средствами, основанными все еще на религиозном понимании природы безумия, стремилось лечить психические заболевания. Многие же «лишенные разума», называемые блаженными или юродивыми, пользовались даже особым положением, им позволялось говорить все, что они хотят и кому хотят. Их слова часто приравнивались к «гласу святых». Английский посол Флетчер в книге «О государстве русском 1591 года» писал, что о «юродивых нельзя не упомянуть, говоря о призрении психически больных в Московском государстве, так как любовь и уважение к юродивым составляли особенность Москвы: домохозяева считали их посещение за особую благость, их всюду кормили, водили в баню, одевали и обували
Таким образом, этот обычай оказывался своеобразной формой призрения значительного числа больных».
Однако в народе жила боязнь перед другого рода «божественными людьми», которые ходили по городам и селам босые, с длинными волосами, трясли всем телом и при этом выкрикивали имена тех, кто их «испортил». Среди этих так называемых кликуш, как и среди юродивых, было значительное количество слабоумных. Но на них уже не распространялся обычный для России гуманизм. Тогда думали, что в 'кликуш вселяется дьявол, и так же, как во Франции или Германии, их довольно часто вылавливали и сжигали.
К XVII веку в Московской Руси стал преобладать взгляд на «ненормальных» и «глупых» как на больных. В законе 1669 года говорилось: «О глухих и немых, и бесных, и которые в малых летах
в обыск не писати
и их не допрашивать».
Много нового внесло царствование Петра I, во время которого наметился значительный прогресс науки, в том числе и естествознания. В 1721 и 1723 годах Петр I подписал указы, запрещавшие посылать в монастыри «помешанных»; для них предназначались целые госпитали. Таким образом, появились условия для развития медицинской помощи, не зависимой от церкви.
Впервые в России в Петербурге 6 мая 1779 года был открыт долгауз (больница) «для пользования сумасшедших». Долгауз состоял из шести маленьких деревянных здании, на месте которых через несколько лет построили Обуховскую больницу со специальным «домом умалишенных» на 60—70 коек. Тремя годами раньше в Москве при Екатерининской больнице создали особое отделение. Примерно тогда же возник рижский долгауз, преобразованный позже в лечебницу для душевнобольных, существовавшую некоторое время в рамках других «богоугодных заведений» города. В первые годы XIX века в России было уже около 20 психиатрических лечебниц, в числе их сохранившаяся до наших дней Преображенская больница (ныне Московская городская психиатрическая больница № 3).
Положение первых «жителей» русских долгаузов в принципе мало чем отличалось от положения «жителей» лондонского Бедлама. Борьба с психическими болезнями шла в том же направлении — людей привязывали ремнями к кровати, приковывали цепями, надевали на них смирительные камзолы. Однако
Поэтому еще менее 100 лет тому назад, по словам того же П. И. Ковалевского: «Во всех слоях общества на помешанного смотрят
Внедрение гуманных идей в отношение к психически больным, начатое вслед за Пинелем не только во Франции, но и в других странах Европы, проходило очень
Важной вехой в психиатрии стало время, когда она сблизилась с общей медициной и ее поднадзорные поступили в ведение врачей. Пришлось перестроить учреждения типа Бедлама и создать новые лечебницы, в которых стали оказывать всестороннюю медицинскую помощь. Появилось множество описаний проявлений болезненной ненормальности, попыток их систематизации и сопоставления с телесными (соматическими) нарушениями. Возникла клиническая психиатрия, родилась научная мысль, ставившая на первых порах основной целью лишь описание, словесное выражение и классификацию тех или иных нарушений. Множество психически больных со средневековым садизмом были уничтожены в душегубках, расстреляны, отравлены, подвергнуты стерилизации. «Гуманизмом во имя человечества» пытались оправдать врачи с фашистской свастикой свою «позицию» в оценке умалишенных как людских отбросов.
В Советском Союзе (на Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Прибалтийских республиках и в ряде областей РСФСР) на временно оккупированной территории захватчики уничтожили более 20 тысяч по существу беспомощных человек, разрушили многие психиатрические больницы. Вот лишь несколько страниц, рассказывающих о зверствах немецких палачей над ни в чем не повинными жертвами:
«18 июля 1943 года мы, нижеподписавшиеся, комиссия по установлению и расследованию злодеяний
С первых же дней временной оккупации
Со слов очевидцев этого гнусного, чудовищного преступления комиссия установила, что массовое умерщвление больных началось с их отравления окисью углерода, для чего больные были насильственно собраны в одном из корпусов больницы и подвергнуты действию газа в специальных герметически закупоренных помещениях здания корпуса, от чего в страшных мучениях погибли десятки больных.
Так как такой способ умерщвления показался организаторам слишком медленным и малодейственным, то они решили использовать все возможные способы для полного уничтожения больных. Они травили их различными ядами. Затем слабых больных запирали в корпусах больницы, и, оставаясь по несколько дней запертыми, они умирали от голода и жажды. Другая группа больных разгонялась по территории больницы и не допускалась в помещения, в результате чего тут же около больницы они замерзали. На тех же больных, которые уцелели и еще бродили по парку, немецкие офицеры и солдаты верхом на конях организовывали охоту, подстреливая
Вывоз и расстрелы больных продолжались несколько дней. Комиссия особо отмечает одну из подробностей расстрела. Каждому из сообщников, отвозивших больных к месту расстрела, немцы выдавали ровно по одному патрону на больного. Оставшихся в живых, раненых и слабых больных, заживо погребали. Совершенно случайно от этого расстрела уцелело 5 больных, находящихся в настоящее время на излечении в вышеуказанной больнице.
Таким образом, в общей сложности всеми вышеописанными способами — голодом, холодом, отравлением и расстрелом — было уничтожено около 700 больных Лотошинской психиатрической больницы»'.
Советские обвинители на Нюрнбергском процессе представили Международному Военному Трибуналу в числе других документов о военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных гитлеровцами на территории СССР, многие доказательства истребления людей, содержавшихся в специализированных стационарах. Например, в Киеве «
14 октября 1941 года в психиатрическую больницу
ворвался отряд эсэсовцев. Гитлеровцы загнали 300 больных в одно из зданий, в котором продержали их без пищи и воды несколько дней, а затем расстреляли в овраге Кирилловской рощи. Остальные больные были истреблены 7 января, 27 марта и 17 октября 1942 года». Это происходило так: «В больницу прибыли автомашины. В эти машины — «душегубки» начали вталкивать больных, приблизительно по 60—70 человек в каждую, тут же их умерщвляли и трупы выбрасывались у здания больницы. Зверства эти продолжались несколько дней, в течение которых было уничтожено 800 больных».
Для оформления таких «акций» были даже выработаны стандартные формы документов. Вот текст одного из них;
«Бюро гражданских записей города Рига.
Настоящим удостоверяю, что перечисленные в прилагаемом списке 368 неизлечимых душевнобольных умерли 29 января 1942 г.». Далее следует подпись
Все очень просто: умерли — может быть, от болезни, может быть, от старости или в результате трагической случайности. Но сразу, в один день —368 человек! Однако на их историях болезни сохранились отметки: «Эвакуирован полицией». Врач Второй рижской психиатрической больницы Херианис Салтуис свидетельствует: «Все вывезенные в этот день
были расстреляны немцами в Бикернекском лесу».
Аналогичным образом были поголовно «эвакуированы» больные Первой и Второй рижских больниц. А в Бюро гражданских записей шли очередные «документы»: 28 мая 1942 года—о «смерти» 243 человек, 15 марта 1943 года — 98 человек и т. д.
Гнусные преступления фашизма, в том числе и массовое уничтожение несчастных, безответных психически больных, никогда не должны повториться. Против этого восстает разум современного человечества, культура и гуманизм передовых стран мира. Комментарии
Смотри также
01 июля 2002 | 00:07
О границах психического здоровья
Психическую норму нельзя рассматривать как что-то абстрактное и невыразительное. Посредственность, ни в коей мере не может быть принята за эталон. Каждый человек обладает строго индивидуальным набором психологических качеств, собственным уровнем развития различных способностей...
|