Сегодня 10 октября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
14 апреля 2005 11:32

Определение и классификация мышления

 
Мышление — это высший познавательный процесс — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
 
Сущность процесса
 
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает, и ищет решения задачи, с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Наглядно–образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления изв
лекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Наглядно–действительное – процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.
 
Развитие процесса
 
Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное — позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.
Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.
 
Классификация явлений мышления
 
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность — система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
Мыслительные действия — совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез — это две н
еразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий — определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную, 3) научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей — сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей — символ. В научном мышлении соответственно — понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое мышление — творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии — виды мышления: 1)наглядно- действенное (сенсомоторное); 2)наглядно−образное; 3)абстрактно−теоретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей, отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза — аналитическое или синтетическое мышление индивида.
 
По материалам сайта: www:azps.ru
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
21 апреля 2005  |  10:04
Откуда взялась усталость?
Бывают дни, когда вы чувствуете страшную усталость без видимых причин. Прошлой ночью вы отлично отдохнули и самый важный отрезок сна - сон с быстрым движением глаз - не был нарушен. Однако время всего 11 часов утра, а вам хочется свернуться калачиком под столом и немножко вздремнуть. Возможно, какие-то невидимые силы высасывают из вас энергию. Если вам удастся их распознать, то вы сможете справиться с ними. Вот несколько возможных причин усталости.
11 апреля 2005  |  10:04
Зависимость от оценки
Мы зависим от оценки других людей. Когда нас оценивают хорошо, мы возносимся, становимся большими, красивыми, умными, мы приняты собой, потому что судим о себе с чужих слов. А когда нас чернят, говоря, что мы плохие, нехорошие, топают на нас ногой, покрикивают – немедленно возникает испуг и наше «я» внутренне сотрясается. Оказывается, мы не соответствуем чьим-то представлениям.
04 апреля 2005  |  11:04
Родителям гиперактивного ребенка
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. От стремления жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка до предоставления ребенку полную свободу действий, махнув на все рукой. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу.
29 марта 2005  |  10:03
Внимание как условие сознательной деятельности
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.
28 марта 2005  |  10:03
Таблетка для души - есть ли она?
Психоанализ всегда исходил из того, что такой таблетки нет и быть не может, каких бы успехов не достигла фармакология. Психологическая проблема всегда требует адекватного – психологического разрешения, а не химического воздействия. Конечно же, психоанализ не против активно развивающейся фармакотерапии, и, конечно же – не является альтернативой традиционной психиатрии.