Сегодня 16 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
23 августа 2002 11:12   |   Ю.А.Александровский - "Глазами психиатра", 1977

Известное и неизвестное о причинах психических болезней

 
Даже не очень подробное перечисление основных пси­хических заболеваний свидетельствует о различных причинах их возникновения и о неодинаковости проявле­ния. Но в каждом случае требуются особые лечебные методы. И чем раньше они применяются, тем больше возможностей вернуть человеку здоровье. Именно поэто­му необычные перепады настроения, изменение характе­ра, излишняя подозрительность, непонятность поступков и т. д. должны вызывать настороженность как самого за­болевающего человека, так его родных и близких. При этом не следует торопиться с выводами, полностью до­верившись компетентному врачебному анализу. Немец­кий психиатр Э. Крепелин писал еще в начале нашего столетия: «Обыватель склонен видеть причину помеша­тельства в случайном событии, душевном волнении, не­удаче, в физическом недомогании, переутомлении и т. п.
Напротив того, клиническое исследование учит, что влия­ние подобных внешних причин незначительно. Очень ча­сто первые проявления начинающегося помешательства ошибочно считаются его причиной».
Какой-либо одной причины, вызывающей психические болезни, нет и не может существовать. Они бывают врожденными и приобретенными, полученными в резуль­тате травматических повреждений головного мозга или вследствие тяжело перенесенных инфекций, обнаружи­ваются в самом раннем или в преклонном возрасте и про­чее. Одни из причин уже выяснены наукой, другие пока еще точно неизвестны, но предполагаются. Исходя из этого различно и применяемое в настоящее время лече­ние.
К числу причин психических заболеваний детей отно­сятся внутриутробные травмы, инфекционные и другие болезни матери во время беременности, и как след­ствие — «уродства» новорожденного. В результате нерв­ная система и в первую очередь головной мозг формиру­ются неправильно. У некоторых детей происходит отставание в развитии, а иногда и непропорциональный рост мозга. Это, так сказать, явные, всем видимые при­чины ненормальности.
Существуют и другие причины, действие которых тоже начинается во время внутриутробной жизни ре­бенка.
…Молодая мать с беспокойством рассказывала о своём восьмимесячном сынишке: «Он так хорошо растет, прибавляет в весе, но вот до сих пор никого не узнает, ничем нельзя привлечь его внимания, он не кричит, не плачет, не бывает доволен или недоволен — он, кажется, ничего не понимает…»
Исследование мальчика, к сожалению, подтвердило опасение матери — у него оказалась выраженная степень слабоумия. Изучение подобных случаев показало, что нередко в их основе лежат обменные нарушения в фор­мирующемся организме, приводящие к нехватке тех. или иных необходимых веществ. В свою очередь, уда­юсь расшифровать целый ряд «условий» этих нарушений. Например, выявлено определенное значение фенилпировиноградной кислоты, искаженный синтез которой и ведет к психической неполноценности ребенка.
У некоторых умственно отсталых детей причина за­болевания кроется в наследственных факторах, обуслов­ленных неправильным расхождением хромосом (в частно­сти, нерасхождение 21−й хромосомы вызывает болезнь Дауна).
Так же как и у детей, перенесенные в любом возрасте контузии, ранения, ушибы, наконец, сотрясения мозга могут привести к психическим нарушениям. Они прояв­ляются либо сразу же, непосредственно после травмы (психомоторное возбуждение, потеря памяти и другие), либо спустя какое-то время, даже через ряд лет (в виде различных отклонений, в том числе и судорожных при­падков).
Не менее опасны инфекционные заболевания — сып­ной и брюшной тиф, скарлатина, дифтерия, корь, грипп и особенно энцефалиты и менингиты, поражающие в первую очередь головной мозг и его оболочки.
Травмы и инфекционно-воспалительные процессы, до­брокачественные и злокачественные опухоли, лучевое поражение, грубо изменяя структуру мозга, «ломают» и его функции.
Нельзя не назвать также различные токсические, ядо­витые вещества. Это, прежде всего, как говорилось, алко­голь и другие наркотики, постепенное накопление кото­рых неминуемо порождает те или иные психические рас­стройства. Это и быстро действующие яды — угарный газ, тетраэтилсвинец, большие дозы акрихина и т. д.
В происхождении не только пограничных форм забо­леваний, но и психозов часто «виноваты» психические травмы. Попадая в трудные обстоятельства, некоторые люди так реагируют на них, что порой их поведение смы­кается с патологией. Однако этим так называемым реактивным психозам свойственна четкая причинная зависимость, «звучание» волнующей темы во всех пе­реживаниях больного и относительная кратковремен­ность.
«Роковая» роль психической травмы при шизофрении, эпилепсии и других болезнях иногда значительно преуве­личивается. Стоит им появиться у человека после нервной встряски, как многие его родственники и знакомые сей­час же объясняют все имевшим место потрясением, путая толчок, повод к развитию недуга и его истинную «внут­реннюю» причину.
Психическое заболевание, как и любой другой болез­ненный процесс, «мешает» функционировать механизмам, поддерживающим здоровую, нормальную жизнедеятель­ность организма. Резкое нарушение этих механизмов бывает редко, только при грубых физических воздей­ствиях. В большинстве же случаев победа болезни не дается легко, организм борется и сопротивляется, привле­кая на помощь все резервные силы. В этой борьбе суще­ствует множество факторов, способствующих перевеши­ванию «болезненной» чаши весов. Например, любое за­болевание, плохое (лучше оказать — нерациональное) питание, чрезмерное охлаждение или перегрев, переутомление, отрицательные эмоции и т. д. Все эти обстоятельства, а тем более их совокупность, ослабляют человека и тем самым способствуют развитию болезнен­ного процесса.
Эти же причины на каком-то этапе могут стать ре­шающими для возникновения «оформившихся» проявле­ний психических нарушений, «включить» соответствую­щий пусковой механизм, что иногда ошибочно прини­мается за истинное болезнетворное начало. Такое же непосредственное, хотя и далеко не всегда основное значение имеют и психические травмы.
Науке сегодняшнего дня известны и другие причины, временно вызывающие психические расстройства (но не болезни!). Например, длительная изоляция людей в «пу­стоте», без звуковых и других раздражителей. При под­готовке космонавтов проводились эксперименты в сурдо­камере, где имитировалась обстановка одиночества и другие условия, с которыми космонавт может встре­титься в полете. При этом у некоторых испытуемых появлялись иллюзии, галлюцинации и бред. Они бесслед­но исчезали после прекращения эксперимента или изме­нения его характера.
Человек неотделим от окружающего мира с его раз­личными, порой внешне незаметными раздражителями. При полной искусственной изоляции прекращаются при­вычные воздействия на все органы чувств. Нетрениро­ванному человеку, оказывается, трудно без них обой­тись.
Как видно из этого хотя бы беглого перечисления, сегодня психиатрия на вопрос, почему возникает то или иное заболевание, может часто давать достаточно пол­ные ответы. А это значит — верным путем идти к его устранению. Такое общее для науки положение полно­стью подтверждается на примерах успешной профилак­тики и лечения больных.
В какой-то мере особняком пока стоит шизофрения. Многочисленные и многопрофильные исследования ее основы, наверное, могут сравниться только с поисками причин злокачественных опухолей. На протяжении по­следних 30—40 лет ни одна из выявленных причин не выдерживала испытания временем, отодвигаясь вскоре после своего «открытия» в сторону второстепенных. На­зывались различные нарушения целостности отдельных структурных частей мозга, наследственные факторы, по­казывающие повышенную частоту заболевания в семьях больных шизофренией, изменения групп и состава крови, наличие особого «вируса» в организме, эндокринные неполадки и т. д. В настоящее время большинство иссле­дователей сходится на том, что в основе шизофрении ле­жат внутренние, эндогенные дисфункции, способствую­щие извращению обменных процессов и появлению ка­ких-то токсических продуктов, которые расстраивают четкие механизмы мозга.
Выявить такие продукты современная психиатрия еще не может. Дело в том, что шизофрения — человече­ская болезнь, а это значительно затрудняет постановку опытов на животных. Лишение же экспериментального материала во многом обезоруживает ученых. Вторая принципиальная трудность заключается в том, что пси­хическая деятельность человека возможна только при работающем мозге. Если нет жизни и определяющих ее многогранных белковых превращений, нет ассимиляции и диссимиляции питательных веществ — нет и психиче­ской деятельности. Если человек погиб — любые «наход­ки» в значительной степени спорны. Следовательно, в основе как нормальной, так и болезненно измененной работы мозга нужно пытаться разобраться при жизни человека. Имеющиеся в руках ученых даже самые совер­шенные биохимические, электрофизиологические и дру­гие способы исследования, видимо, все же пока недоста­точно точны, чтобы «покорить» шизофрению. В настоя­щее время применяются различные биофизические, спектро- и электрометрические, математические и другие методы, которые позволят судить об «интимных» энерге­тических взаимоотношениях в центральной нервной си­стеме и, возможно, подведут к пониманию истинных при­чин болезни.
Однако «загадочность» шизофрении и некоторых дру­гих психических расстройств хотя и затрудняет работу врача, но отнюдь не обезоруживает его. Даже случайное появление в практике различных лечебных методов от­крывает новые возможности для выяснения причин за­болевания.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
23 августа 2002  |  11:08
Компетенция психиатров
Выбрать и положить в основу какой-либо один (или даже несколько) критерий, пытаться с его помощью сравнивать людей, говоря, что первый из них умный, второй — глупый, третий — полноценный, а четвертый — сумасшедший, просто нелепо. Многогранные возможности человеческой психики развиваются то в одном направлении, а то — в совершенно противоположном. Бывают талантливые музыканты, которые не могут решить элементарных математических задач, в то же время выдающиеся математики держащие в памяти тысячи сложнейших формул, не в состоянии правильно запомнить ни одну музыкальную фразу. Кто из них умнее?
22 августа 2002  |  12:08
Понятие психического здоровья
Диагностика нормы и патологии, здоровья и болезни в соматической медицине базируется на соответствии или несоответствии анатомо-физиологического состояния органов и систем определенным среднестатистическим стандартам. В психиатрии данный подход оказывается несостоятельным, потому что практически не существует психических переживаний или поведенческих актов, которые можно было бы априорно, в отрыве от целостной оценки состояния субъекта, квалифицировать как совершенно чуждые здоровой психике болезненные проявления.
22 августа 2002  |  12:08
Психические расстройства и творчество
Среди психических нарушений, в известной мере активирующих творческую деятельность, особое место занимают маниакальные состояния. Повышенная в этот период работоспособность, своего рода «бурление» и в то же время неприятие горестных событий, отсутствие соответствующих реакций на них — все это усиливает жизненный тонус любого, но в значительной степени — потенциально одаренного человека.
15 августа 2002  |  13:08
Бодрствование и сон
К числу основных законов психической деятельности относится правильное чередование бодрствования и сна. Эти два процесса взаимосвязаны и необходимы друг другу: бодрствование — для проявления активности, сон — для отдыха и восстановления утраченных сил. Смена сна и бодрствования совершается весьма согласованно, так же как многие изменения в природе, например времена года, день и ночь и др. Организм приспособился к условиям, существующим на земле, и «подстроился» под них.
12 августа 2002  |  14:08
Основы физиологии высшей нервной деятельности
В основных понятиях о высшей нервной деятельно­сти— в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.