Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
28 августа 2008 20:21   |   Александр Мельников, Юлия Экарева, Лидия Юдина

Чем кормить школьника, чтобы он был отличником

1 сентября с радостным нетерпением ждут даже самые закоренелые двоечники. По школе (пусть это чувство уйдёт на первом же уроке) соскучилась вся ребятня. Нам же, родителям, следует понимать главное — в погоне за знаниями наши любимые чада часто теряют здоровье.
И только от нас зависит, насколько процесс учёбы пройдёт безболезненно для растущего организма.

Как поешь — так и поучишься

«Пустое брюхо к ученью глухо», гласит народная мудрость. Чем и как нужно кормить ребёнка, чтобы он учился лучше?

Сладкий йод

Два «рецепта для ума» знают все родители. Первый — сладкий: сахар и глюкоза. Они стимулируют мышление. Второй рецепт — продукты с йодом.
— Глюкоза нужна для работы мозга, однако потреблять её или сахар специально для стимуляции умственной работы не нужно, — объясняет Михаил Богомолов, врач-психоэндокринолог и президент Российской диабетической ассоциации. — При нормальном содержании глюкозы в крови в мозг её поступает вполне достаточно. Нашим школьникам нужны овощи и фрукты, а не сладости. Они и так получают их в избытке. Об этом свидетельствует небывалый рост сахарного диабета 2−го типа среди детей. Это взрослая форма болезни, и у детей её никогда раньше не было.
Здоровым детям лучше принимать йод с пищей, а не в виде таблеток. Для этого достаточно использовать йодированную соль. Покупая её, внимательно читайте информацию на упаковке: выбирайте соль не с йодитом калия, а с йодатом (KIO3). Он более устойчив и не разрушается при готовке. Кроме соли йодом богаты морская рыба и прочие морепродукты.

Вариант «Омега»

Школьника нужно кормить рыбой не менее 2−3 раз в неделю. И дело не только в йоде, с морской рыбой ребёнок также получит достаточное количество хороших белков и омега-3 жирных кислот. От них зависит степень концентрации внимания и способность к обучению.
Особенно омега-3 кислот много в лососе, тунце, макрели, сардинах и прочей жирной рыбе. Но почти весь лосось, продающийся у нас (мы его чаще называем сёмгой), выращивают на фермах, и в нём гораздо меньше омега-3 жирных кислот, чем в лососе диком.

К счастью, омега-3 кислоты есть не только в дарах моря. Их много в грецких и миндальных орехах, а также в рапсовом и льняном масле, купить эти продукты сегодня несложно. Приличные дозы омега-3 можно почерпнуть и в зелёных салатах, капустах, а также в кабачках и тыкве.

Каждому школьнику — по бутылке

Несколько лет назад в английских школах детей начали учить пить… воду. Каждый ученик должен был иметь собственную бутылочку, к которой можно было прикладываться прямо на уроке. Почему? В мозге 80% воды, и он очень чувствителен к её недостатку. Даже небольшой дефицит воды способен вызвать быструю усталость и головные боли. Это научные факты. Дети, имевшие доступ к воде в течение всего школьного дня, гораздо лучше справлялись с тестами, оценивающими их мыслительные способности.
Так что, собирая ребёнка в школу, не забудьте положить ему в ранец или портфель бутылочку с водой. Первоклашкам нужно не менее 1,5 литра воды в день, десятилеткам — 1,75 литра, а подросткам, как и взрослым, — 2 литра живительной влаги.
Газировки воду не заменят. В них куча сахара, а в «колах» ещё и кофеин. Да, он может сделать мозги более ясными, но ненадолго. Кроме того, кофеин, как и всякий допинг, «насилует» мозг, истощая ресурсы нейромедиаторов. Эти вещества передают сигналы от одной нервной клетки к другой, и от них зависит не только наше мышление но и настроение. Когда их становится мало, возникают проблемы (см. таблицу). К счастью, сбалансировать количество нейромедиаторов нетрудно. Достаточно давать на завтрак яйца, рыбу, постное мясо и птицу, особенно индейку, ягоды, фрукты, натуральные соки с мякотью.
Не забывайте — завтрак должен быть обильным, дабы с утра «подзарядить» мозг для учёбы.

Болезни из ранца

По данным Института возрастной физиологии РАО, у 90% школьников есть отклонения в психическом или физическом здоровье. Какие же болезни ребёнок зарабатывает вместе с аттестатом зрелости?
1. Нарушения осанки
Статистика: по данным Российского НИИ детской ортопедии, нарушения осанки выявляются у 40−80% школьников.
Причины возникновения: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец.
Как проявляется: при сутулости — грудной отдел позвоночника выступает вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен.
При сколиозе — боковое искривление позвоночника.
Профилактика: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребёнка, выработка удобной позы при письме и чтении, занятия спортом, закаливающие процедуры, полноценное питание.
2. Гастрит
Статистика: К окончанию школы число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, увеличивается в 2 раза.
Причины возникновения: еда всухомятку, большие перерывы между приёмами пищи, отсутствие в рационе горячих блюд.
Как проявляется: периодические ноющие боли в верхней части живота, изжога.
Профилактика: дробное питание (5−6 раз в сутки), полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или овощных бульонов.
3. Близорукость
Статистика: количество близоруких детей к моменту окончания школы увеличивается в 5 раз.
Причины возникновения: недостаточная освещённость рабочего места, длительное перенапряжение глаз.
Как проявляется:
падение остроты зрения — постепенное или резкое.
Профилактика: обеспечьте рабочее место ребёнка достаточным освещением — 40−60 ватт на квадратный метр. Оптимальные условия (мягкий рассеянный свет, отсутствие теней) даёт люминесцентная лампа. Следите, чтобы расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью было не менее 30−35 см, а расстояние от телевизора — в 5 раз больше, чем диагональ экрана. Длительность непрерывного просмотра телевизора не должна превышать 20−40 минут.
4. Невроз
Статистика: Различными формами неврозовстрадают до 50% школьников.
Причины возникновения: несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание. (Дефицит ночного сна, например, у учеников младших классов — 1,5 — 2 часа в день.)
Как проявляется: чувство тревоги, беспокойства, напряжения, неуверенности в себе, беспокойный сон.
Профилактика: не грузите детей сверх меры домашними и дополнительными занятиями, не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом дня.
Пища для мозга
Основные
нейромедиаторы
Что бывает
при их недостатке
Чего нужно
избегать
Что поможет облегчить
состояние
Ацетилхолин
Ухудшение памяти и воображения, забывчивость, дезорганизация, редкие и бедные сновидения
Сахар, жареная пища, фастфуд
и полуфабрикаты, рафинированные продукты, сигареты и алкоголь
Яйца, жирная морская рыба, выросшая в диких условиях, а не на фермах (сардины, макрель, тунец)
Допамин
Недостаток энергичности (драйва), отсутствие энтузиазма и стремления учиться
Чай, кофе,
напитки
с кофеином
Хорошее сбалансированное питание, фрукты и овощи с витамином С, проросшие зёрна пшеницы
Серотонин
Плохое настроение, трудности
при засыпании, чувство разбитости, отсутствие
радости жизни
Алкоголь
Яйца, проросшие зёрна пшеницы, авокадо,
нежирные сыры
ГАМК (гамма-аминомасляная кислота)
Раздражительность, тревога, невозможность расслабиться
и переключиться
на что-то другое
Сахар, алкоголь, чай, кофе, напитки с кофеином
Тёмно-зелёные овощи, семечки и орехи, бананы, яйца
Подготовлено по данным английского фонда «Mental health» («Психическое здоровье»)

Кстати

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям продолжительность одного дополнительного занятия в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные — 3 часа. После 30−45 минут занятий необходим перерыв, минимум 10 минут. Начало занятий — не ранее 8 утра, окончание — не позднее 8 вечера.
Источник: газета «Аргументы и Факты»
Читайте также:
Как школьнику преодолеть трудности возвращения из лета
Как помочь ребенку стать школьником?
Чем запретили кормить школьников

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
15 сентября 2008  |  16:09
Легкие простуды укрепляют детский иммунитет
У всех малышей в этом возрасте незрелый иммунитет. К тому же в начале посещения детского сада они сталкиваются с кучей инфекций. Соответственно иммунитета на эти инфекции у ребенка еще нет (он с ними сталкивается впервые), и, чтобы его приобрести, ребенок должен переболеть....
27 августа 2008  |  13:08
На что обратить внимание в поведении детей, разговаривающих во сне
Многие мамы знают: заглянешь к ребенку ночью в комнату, а он во сне что-то бормочет, что-то лепечет, иногда смеется, иногда сердится. Погладишь его, подушку поправишь и думаешь: отчего это он говорит, может, слишком возбудился за день?
22 августа 2008  |  16:08
Остеопатия для детей. Когда пора обращаться к остеопату?
Мамы часто жалуются на то, что малыш постоянно плачет без видимой причины, никак не может заснуть и постоянно просыпается. И, несмотря на прописанные педиатром лекарства, ничего не помогает. Не стоит оставлять эти симптомы без внимания – ребенок не будет плакать без причины. Руки остеопата найдут причину беспокойства, освободят малыша от огромного количества напряжений и избавят его от страданий.
31 июля 2008  |  10:07
На что обратить внимание в поведении детей, разговаривающих во сне
Многие мамы знают: заглянешь к ребенку ночью в комнату, а он во сне что-то бормочет, что-то лепечет, иногда смеется, иногда сердится. Погладишь его, подушку поправишь и думаешь: отчего это он говорит, может, слишком возбудился за день?
07 июля 2008  |  13:07
Июль - лучшее время для закаливания малыша
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос сильным, здоровым и никогда не болел. Это вовсе не утопия, а реальность, если у малыша сильный иммунитет. И закаливание — самый короткий и доступный путь к нему, ведь во время обливания холодной водой, хождения босиком по земле организм тренируется, учится адаптироваться к перепадам температуры.