Сегодня 24 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
11 февраля 2003 16:28   |   Мерсер Э. – Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева

Терпимость: единство среди различий. Роль психиатров

 
Двадцать пять лет тому назад Гордон Оллпорт написал книгу «Природа предрассудков». Он определил предрассудок как «отрицательную оценку других людей без достаточного основания». В словаре Вебстера терпимость определена как «способность признавать, уважать мнение, обычаи или поведе­ние других людей и реализация этого на практике». Дискри­минация является следствием предрассудков и нетерпимости и той формой поведения, которая часто может вызвать и не­редко приводит к психологическому вреду для всех участников: как жертвы дискриминации, так и лицу, осуществляющему дискриминацию.
Нетерпимость главным образом проявляется в расизме, антисемитизме, в этнических предрассудках, враждебности к гомосексуалистам и в дискриминации по признаку пола. Ко­нечно, психиатры не могут изменить чью-либо расу, этническую природу, пол или сексуальное предпочтение. Однако, психиатры могут помочь жертвам дискриминации лучше адаптироваться к реальности. Однако прежде чем психиатры начнут помогать другим людям, они должны осознать свои собственные пред­рассудки.
Каждый человек имеет свою собственную шкалу личност­ных ценностей. Он редко думает о них или анализирует их, а просто ощущает их как часть своей собственной жизни. Но именно отсутствие сознательного анализа этих ценностей при­водит человека на грань предрассудков. Я убеждена, что пси­хиатры за счет профессиональной тренировки и своей ориента­ции находятся в уникальном положении, способствующим тому, чтобы иметь возможность разобраться в этих ценностях как внутри себя, так и в других людях, и чтобы найти способы уменьшения психологического вреда, наносимого подобными предубеждениями в их собственной среде. Я призываю пси­хиатров обдумать эту проблему в отношении их профессиональ­ной деятельности.
Дарвинизм создал картину биологических видов, разделен­ных на отдельные разновидности или расы. То, что эти разно­видности и расы никогда не должны смешиваться, рассматри­валось как незыблемый закон. Некоторые люди считают, что каждая из рас должна оставаться чистой, а если они скрещи­ваются, то это противоречит природе. Эта точка зрения не только неверна сама по себе, но она также ведет к расовому антагонизму. Мы все одна человеческая семья, мы все принад­лежим к одному и тому же виду и должны рассматриваться как таковые вне зависимости от наших физических особен­ностей.
Другой способ аргументации в пользу расовой обособлен­ности состоит в том, что если имеются передаваемые по на­следству психические и физические черты, то почему бы это не может быть справедливо и в отношении рас? Этот подход также является ошибочным, поскольку прямая передача на­бора генов может быть допущена в отношении биологической семьи, а расы составлены из множества семей, различающихся между собой по набору генов. Фактически нет данных, которые бы доказывали, что гены, определяющие цвет кожи, каким-то образом связаны с генами, детерминирующими психические способности и моральные качества. Расисты представляются людьми, которые из-за своих собственных страхов и опасений создали демонов расы. Расисты часто ощущают потребность унизить других, чтобы поднять себя в своих собственных гла­зах. Расизм является чертой, антитетической для психиатрии, и крайне желательно, чтобы психиатры пытались найти пути искоренения этого предрассудка, поскольку он наносит вред психическому здоровью любого человека.
Соединенные Штаты имеют трагическую историю расизма, и, к сожалению, еще очень много необходимо сделать для улуч­шения положения в этой области. Хотя ярлыки «черный» и «бе­лый» приклеены большинству нашего населения, фактически только значительное меньшинство тех, кого мы называем «чер­ными» действительно являются чистокровными представите­лями черной расы. Средний американец может оказаться в такой же степени белым, как и черным. Для доказательства этого достаточно сравнить различия в цвете кожи большинства черных американцев и их африканских сородичей. Таким обра­зом, этот термин является только социальным изобретением и не обязательно связан с биологическими различиями.
Очень часто смешивают понятие расы и этноса. Следует отличать те черты, которые даются природой, от тех, которые приобретаются в результате обучения. Это смешение понятий имеет серьезные последствия, так как ведет к чрезмерной вере в стабильность или фиксированность природы человеческих черт. То, что является результатом наследственной предраспо­ложенности, может быть изменено только постепенно в течение длительного времени, в то время как те черты, которые обуслов­лены воспитанием, теоретически могут быть изменены при жизни одного поколения. Предрассудки и нетерпимость не яв­ляются генетически обусловленными чертами, они — результат воспитания. Я убеждена, что родителям всего лишь необходимо прививать своим детям понимание и терпимость для того, чтобы предрассудки исчезли за время жизни одного поколения. Именно сейчас время начать этот процесс.
Я слышала, что в странах восточной части Европы и быв­шего Советского Союза наблюдается нарастание антисемитиз­ма. Возможно, вы сможете легче, чем я, объяснить причины этого предрассудка, и мне хочется, чтобы вы это сделали. Я же могу только исследовать различия между евреями и остальным населением. Я читала, что евреи по преимуществу городские, а не сельские жители; что они имеют тенденцию заниматься определенными профессиями; что они честолюбивы и трудолю­бивы; что они имеют высокий интеллект; что они любят и ува­жают образование; что они крайне преданы семье; что у них развита клановость; что они симпатизируют угнетенным; что они стремятся хорошо зарабатывать. И теперь я спрашиваю вас, какая из этих характеристик (является она истинной или нет) порождает нетерпимость? Я не могу найти никаких объек­тивных оснований, чтобы оправдать ту враждебность, с кото­рой евреи встречаются во многих странах.
Раньше было отмечено, что подавляющая часть физиологи­ческих, физических и психологических черт не связаны с ра­сой; то же можно сказать и об их связи с полом. Однако, в боль­шинстве культур женщины, по сравнению с мужчинами, рас­сматриваются как существа «второго сорта». Как вы можете представить, лично я имею трудности из-за этого статуса, но я думаю, что каждый из вас сталкивается с проблемами, свя­занными с тем, что ваши матери, жены, дочери и сестры долж­ны находиться в инфериорной позиции. Результаты моего не­давнего опроса в отношении женщин, занимающих лидирую­щую позицию в психиатрии, показывают, что в этой профес­сии, подобно многим другим, доминируют мужчины. В 45 отче­тах из 35 различных стран, за исключением 8, сообщалось, что женщины не представлены на руководящих постах. Обоснова­ния этого были различными, но в основном они сводились к тому, что традиционная роль женщин обусловливает труд­ности сочетания домашних и семейных обязанностей с профес­сиональной деятельностью, что затруднения возникают из-за отсутствия «менторов» и ролевых моделей и из-за двойного стандарта, который все еще существует во многих странах. Ясно, что женщинам, если они ориентированы на это, следует рассматривать руководящую роль как естественную веху их жизненного пути, а не как экстраординарный выбор только для немногих. Инфериорная позиция женщин также является результатом воспитания, и я верю, что она может быть изме­нена в следующем поколении.
Враждебность к сексуальным меньшинствам, неприятие их является другим предрассудком, которым заражены многие из наших стран. В середине 70−х гг. нашего столетия Американ­ская Психиатрическая Ассоциация (АПА) заявила, что гомо­сексуализм не является психическим расстройством. В более поздних исследованиях было ясно доказано, что гомосексуализм имеет биологическую основу. Некоторые предпочитают рассма­тривать свою гомосексуальность как результат свободного вы­бора, но этого нельзя сказать об их ориентации в целом. Да­лее АПА утверждает, что «так как гомосексуализм сам по себе не подразумевает снижения способности к правильным сужде­ниям, надежности, ответственности, либо общих социальных или профессиональных способностей… предосудительной яв­ляется публичная или частная дискриминация гомосексуали­стов в таких сферах как занятость, проживание, пользование общественными удобствами, а также лицензирование». АПА декларирует, что «бремя доказательств правильности сужде­ний, способностей и ответственности, предъявляемое гомосек­суалистам, не должно быть тяжелее, чем предъявляемое дру­гим людям». Если психиатры считают, что гомосексуализм яв­ляется перверзией или фиксацией ранних ступеней развития, то они не будут в состоянии способствовать терпимости по от­ношению к гомосексуалистам. Поэтому я опять призываю пси­хиатров проанализировать их собственные чувства, а также факты, относящиеся к гомосексуализму, для того, чтобы спо­собствовать терпимости по отношению к сексуальным мень­шинствам. В сентябре 1991 г. Всемирная Организация Здраво­охранения сделала следующее заявление: «Сексуальность является мощным человеческим импульсом, который вносит положительный вклад в здоровье, если ей разрешено соответ­ствующее выражение… Неразрешенные побуждения личности и социальные конфликты, связанные с приемлемым для инди­видуума выражением сексуальности, являются сами по себе важным фактором, связанным с его здоровьем. Люди, которые скрывают свою сексуальную ориентацию из-за страха дискри­минации или социальной изоляции, имеют менее полноценную жизнь, встречаются с дополнительными стрессами и попадают в ситуации, которые не способствуют сохранению их сексуаль­ной практики… подчеркивание ценностей позитивной сексуаль­ности должно играть важную роль в заботе об улучшении здо­ровья». Комитет АПА по проблемам гомосексуалистов, лесбия­нок и бисексуалистов подготовил курс обучения психиатров в отношении гомосексуалистов и лесбиянок в психиатрических учреждениях, но, по-видимому, психиатры все еще недостаточно подготовлены к разрешению психиатрических проблем своих пациентов, относящихся к сексуальным меньшинствам. Результаты международного опроса, проведенного моим отделом среди психиатров об их отношении к гомосексуализму, показали, что подавляющее большинство рассматривает гомосексуализм как девиантное поведение, хотя он был исключен из списка психи­ческих расстройств. Интересен ответ респондента из Южной Африки, который отметил, что профессия психиатра привлекает гомосексуалистов больше, чем другие медицинские профессии, возможно, потому, что психиатры воспринимают гомосексуаль­ность как вариант нормы. Психиатр из Венесуэлы сообщил, что в его стране психиатры все еще не вовлечены в защиту прав гомосексуалистов и свободы их личных сексуальных отноше­ний из-за опасения того, что их самих будут рассматривать как гомосексуалистов. Во многих странах психиатры не при­шли к согласию в отношении того, как рассматривать гомосек­суальность: как нормальный вариант человеческой сексуаль­ности или как девиацию. В таких странах как Корея, Маври­кий, Норвегия, Израиль, Исландия, США гомосексуализм считается вариантом нормы. Такой же точки зрения придержи­вается незначительное большинство психиатров Перу. К счастью, по мере того, как люди во всем мире становятся более убеж­денными в том, что гомосексуализм имеет биологическую осно­ву, и что «замещающая терапия» не эффективна, возрастает истинное понимание проблемы и терпимость в отношении сек­суальных меньшинств.
Как я указывала ранее, что биологическая основа любой расы, пола или сексуального предпочтения может быть и не связанной с причинами появления того или иного предрассуд­ка. Именно поэтому профессионалы в области психического здоровья должны играть ведущую роль в преодолении этих предрассудков, так как множество людей нуждается в вашей помощи, необходимой для того, чтобы приспособиться к жизни. Два раздела Принципов медицинской этики Американской Ме­дицинской Ассоциации, по-видимому, применимы в этом слу­чае. В разделе № 1 утверждается, что «врач должен посвятить себя обеспечению компетентной медицинской помощи в сочета­нии с сочувствием и уважением человеческого достоинства (пациента)». В разделе № 3 сказано, что «врач должен ува­жать закон, а также осознавать свою ответственность и стре­миться к изменению тех требований закона, которые вступают в противоречие с важнейшими интересами больных».
Только объединив людей вне зависимости от их расы, ре­лигии, национальной принадлежности и т. п., мы сможем раз­рушить сложившиеся стереотипы и способствовать развитию доброжелательных отношений между ними. На недавнем опыте Югославии мы поняли, что это не так просто. Тем не менее, в целом предрассудки могут быть уменьшены, если большин­ство и меньшинство преследуют общие цели на равноправной основе. Эффективность подобной деятельности может быть значительно увеличена, если такое соглашение санкционировано и официально поддержано. Возникает вопрос, не проявляют ли люди нетерпимость и предубеждение лишь для того, чтобы со­ответствовать взглядам своей семьи и своего круга? Так ли это страшно, выйти за рамки группы и сформировать свое соб­ственное мнение?
Дети могут воспринимать предрассудки от родителей или среды. У ребенка могут также развиться предрассудки как жиз­ненный стиль из-за атмосферы, которая его окружает. Ни один ребенок не рождается с предубеждениями. Предрассудки всегда являются приобретенными и часто через них реализуются соб­ственные внутренние потребности. Могут ли психиатры изме­нить способ удовлетворения этих потребностей чем-нибудь бо­лее позитивным и конструктивным?
Э. Крепелин, классифицируя психические расстройства, опре­делил паранойяльные идеи как «ошибочные суждения, не под­дающиеся коррекции опытом». В соответствии с этим широким определением многие идеи, включая предрассудки, могут рас­сматриваться как паранойяльные. Не лежит ли в основе пред­рассудков страх?
Мое определение терпимости относится к поведению чело­века, который не делает различий в своем отношении к людям по причине расы, цвета кожи или религии. Это определение имеет еще одно негативное определение: нетерпимость характе­ризуется недоброжелательным отношением к точке зрения дру­гих людей.
Психиатры могут влиять на обе эти черты, но я надеюсь, что прежде необходимо бороться за терпимость. Имеется много свидетельств того, что люди терпимые более точны и объек­тивны в своих оценках личности другого человека, чем люди нетерпимые. Суждения терпимых людей не зашторены их соб­ственными предубеждениями и предвзятыми представлениями. Самокритичные люди не склонны осуждать других за их не­достатки и неудачи. Было проведено изучение проявлений тер­пимости в жизни, которые соотносились с политическими цен­ностями, посредством которых люди рассматривают проблемы повседневной жизни в терминах иерархий, контроля, домини­рования и общественного положения. Также имеются и эсте­тические ценности, которые отражают интерес к индивидуаль­ному. Это означает, что каждое событие в жизни должно вос­приниматься как таковое. Когда эстетически ориентированный человек встречает кого-либо, то он оценивает его как личность, а не как члена группы. Другим критерием оценки служат эко­номические ценности. Этот тип оценки обычно связан с произ­водством и распределением товаров или с деятельностью, на­правленной на приобретение денег. Социальные ценности ориен­тированы на любовь, симпатию и альтруизм. Когда эти цен­ности являются доминирующими, этнические предупреждения» не играют заметной роли в жизни. Имеются также и другие ценности, которые не являются решающими, как, например, религия или теоретические представления. Известно, что ре­лигия может увеличить или уменьшить предрассудки в зави­симости от того, как сам человек представляет себе религию. Теоретические ценности означают стремление к истине. Извест­но, что эти ценности (эстетические, социальные и религиозные) играют наибольшую роль в формировании терпимости.
Имеются различные пути, посредством которых общество обращается к этим проблемам. Так, правовая система прошла большой путь, создавая законы, которые бы защищали права всех индивидуумов вне зависимости от их нации, пола и убеж­дений. Средства массовой информации, если они ориентиро­ваны на эти ценности, также могут оказать большую помощь в воспитании людей, и, конечно, система образования, особенно в раннем детстве, может быть сильным положительным фак­тором. Научные исследования в различных областях также могут быть очень полезны, примером чему могут служить ра­боты, посвященные биологическим корням гомосексуальности, и очень эффективным и перспективным путем в борьбе с пред­рассудками является привлечение к ней специалистов, рабо­тающих в области психического здоровья. Они могут помочь тем, кто является жертвами предрассудков и нетерпимости, а также тем, кто осуществляет эти гонения. На этом пути вы подвергаетесь определенному риску, но результаты вполне стоят этого. И постепенно это слово призыва может распро­страниться на других людей, и те из нас, кто ориентирован на такую идеологию, могут надеяться, что этот процесс станет реальностью.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
12 февраля 2003  |  16:02
Поведенческая психотерапия в лечении нервной анорексии и нервной булимии
Большинство современных лечебно-реабилитационных программ для больных с нарушениями пищевого поведения (НПП) включает приемы и методы поведенческой психотерапии. Интеграция принципов поведенческой психотерапии в систему личностно-ориентированной психотерапии может способствовать повышению эффективности лечения больных с основными формами НПП — нервной анорексией (НА) и нервной булимией (НБ).
03 декабря 2002  |  06:12
Бред ревности при острых алкогольных психозах
Логично было бы считать, что одной из форм этих психозов является алкогольный параноид, в психопатологической картине которого наряду с персекуторными бредовыми идеями присутствует и бред ревности, обусловливающий те или иные особенности ведущего синдрома (острый параноид) и психоза в целом.
27 ноября 2002  |  08:11
Психостимуляторы
Препараты со стимулирующим действием по химическому строению неоднородны. В психиатрической практике они имеют ограниченное применение, поскольку основой всех психических расстройств является не усиление функциональной способности нервных клеток, а их ослабление.
26 ноября 2002  |  07:11
Психогенные патологические формирования личности.
Психогенные патологические формирования личности представляют собой становление незрелой личности детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов.
23 ноября 2002  |  14:11
Донозологический период психиатрии
В древнейшую эпоху были созданы первые общие описания нарушения поведения вследствие «расстройства» разума.