11 февраля 2003 16:28    |    
	
	
	Терпимость: единство среди различий. Роль психиатров
Двадцать пять лет тому назад Гордон Оллпорт написал книгу «Природа предрассудков». Он определил предрассудок как «отрицательную оценку других людей без достаточного основания». В словаре Вебстера терпимость определена как «способность признавать, уважать мнение, обычаи или поведение других людей и реализация этого на практике». Дискриминация является следствием предрассудков и нетерпимости и той формой поведения, которая часто может вызвать и нередко приводит к психологическому вреду для всех участников: как жертвы дискриминации, так и лицу, осуществляющему дискриминацию.
Нетерпимость главным образом проявляется в расизме, антисемитизме, в этнических предрассудках, враждебности к гомосексуалистам и в дискриминации по признаку пола. Конечно, психиатры не могут изменить чью-либо  расу, этническую природу, пол или сексуальное предпочтение. Однако, психиатры могут помочь жертвам дискриминации лучше адаптироваться к реальности. Однако прежде чем психиатры начнут помогать другим людям, они должны осознать свои собственные предрассудки.
Каждый человек имеет свою собственную шкалу личностных ценностей. Он редко думает о них или анализирует их, а просто ощущает их как часть своей собственной жизни. Но именно отсутствие сознательного анализа этих ценностей приводит человека на грань предрассудков. Я убеждена, что психиатры за счет профессиональной тренировки и своей ориентации находятся в уникальном положении, способствующим тому, чтобы иметь возможность разобраться в этих ценностях как внутри себя, так и в других людях, и чтобы найти способы уменьшения психологического вреда, наносимого подобными предубеждениями в их собственной среде. Я призываю психиатров обдумать эту проблему в отношении их профессиональной деятельности.
Дарвинизм создал картину биологических видов, разделенных на отдельные разновидности или расы. То, что эти разновидности и расы никогда не должны смешиваться, рассматривалось как незыблемый закон. Некоторые люди считают, что каждая из рас должна оставаться чистой, а если они скрещиваются, то это противоречит природе. Эта точка зрения не только неверна сама по себе, но она также ведет к расовому антагонизму. Мы все одна человеческая семья, мы все принадлежим к одному и тому же виду и должны рассматриваться как таковые вне зависимости от наших физических особенностей.
Другой способ аргументации в пользу расовой обособленности состоит в том, что если имеются передаваемые по наследству психические и физические черты, то почему бы это не может быть справедливо и в отношении рас? Этот подход также является ошибочным, поскольку прямая передача набора генов может быть допущена в отношении биологической семьи, а расы составлены из множества семей, различающихся между собой по набору генов. Фактически нет данных, которые бы доказывали, что гены, определяющие цвет кожи, каким-то  образом связаны с генами, детерминирующими психические способности и моральные качества. Расисты представляются людьми, которые из-за  своих собственных страхов и опасений создали демонов расы. Расисты часто ощущают потребность унизить других, чтобы поднять себя в своих собственных глазах. Расизм является чертой, антитетической для психиатрии, и крайне желательно, чтобы психиатры пытались найти пути искоренения этого предрассудка, поскольку он наносит вред психическому здоровью любого человека.
Соединенные Штаты имеют трагическую историю расизма, и, к сожалению, еще очень много необходимо сделать для улучшения положения в этой области. Хотя ярлыки «черный» и «белый» приклеены большинству нашего населения, фактически только значительное меньшинство тех, кого мы называем «черными» действительно являются чистокровными представителями черной расы. Средний американец может оказаться в такой же степени белым, как и черным. Для доказательства этого достаточно сравнить различия в цвете кожи большинства черных американцев и их африканских сородичей. Таким образом, этот термин является только социальным изобретением и не обязательно связан с биологическими различиями.
Очень часто смешивают понятие расы и этноса. Следует отличать те черты, которые даются природой, от тех, которые приобретаются в результате обучения. Это смешение понятий имеет серьезные последствия, так как ведет к чрезмерной вере в стабильность или фиксированность природы человеческих черт. То, что является результатом наследственной предрасположенности, может быть изменено только постепенно в течение длительного времени, в то время как те черты, которые обусловлены воспитанием, теоретически могут быть изменены при жизни одного поколения. Предрассудки и нетерпимость не являются генетически обусловленными чертами, они — результат воспитания. Я убеждена, что родителям всего лишь необходимо прививать своим детям понимание и терпимость для того, чтобы предрассудки исчезли за время жизни одного поколения. Именно сейчас время начать этот процесс.
Я слышала, что в странах восточной части Европы и бывшего Советского Союза наблюдается нарастание антисемитизма. Возможно, вы сможете легче, чем я, объяснить причины этого предрассудка, и мне хочется, чтобы вы это сделали. Я же могу только исследовать различия между евреями и остальным населением. Я читала, что евреи по преимуществу городские, а не сельские жители; что они имеют тенденцию заниматься определенными профессиями; что они честолюбивы и трудолюбивы; что они имеют высокий интеллект; что они любят и уважают образование; что они крайне преданы семье; что у них развита клановость; что они симпатизируют угнетенным; что они стремятся хорошо зарабатывать. И теперь я спрашиваю вас, какая из этих характеристик (является она истинной или нет) порождает нетерпимость? Я не могу найти никаких объективных оснований, чтобы оправдать ту враждебность, с которой евреи встречаются во многих странах.
Раньше было отмечено, что подавляющая часть физиологических, физических и психологических черт не связаны с расой; то же можно сказать и об их связи с полом. Однако, в большинстве культур женщины, по сравнению с мужчинами, рассматриваются как существа «второго сорта». Как вы можете представить, лично я имею трудности из-за  этого статуса, но я думаю, что каждый из вас сталкивается с проблемами, связанными с тем, что ваши матери, жены, дочери и сестры должны находиться в инфериорной позиции. Результаты моего недавнего опроса в отношении женщин, занимающих лидирующую позицию в психиатрии, показывают, что в этой профессии, подобно многим другим, доминируют мужчины. В 45 отчетах из 35 различных стран, за исключением 8, сообщалось, что женщины не представлены на руководящих постах. Обоснования этого были различными, но в основном они сводились к тому, что традиционная роль женщин обусловливает трудности сочетания домашних и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, что затруднения возникают из-за  отсутствия «менторов» и ролевых моделей и из-за  двойного стандарта, который все еще существует во многих странах. Ясно, что женщинам, если они ориентированы на это, следует рассматривать руководящую роль как естественную веху их жизненного пути, а не как экстраординарный выбор только для немногих. Инфериорная позиция женщин также является результатом воспитания, и я верю, что она может быть изменена в следующем поколении.
Враждебность к сексуальным меньшинствам, неприятие их является другим предрассудком, которым заражены многие из наших стран. В середине 70−х гг. нашего столетия Американская Психиатрическая Ассоциация (АПА) заявила, что гомосексуализм не является психическим расстройством. В более поздних исследованиях было ясно доказано, что гомосексуализм имеет биологическую основу. Некоторые предпочитают рассматривать свою гомосексуальность как результат свободного выбора, но этого нельзя сказать об их ориентации в целом. Далее АПА утверждает, что «так как гомосексуализм сам по себе не подразумевает снижения способности к правильным суждениям, надежности, ответственности, либо общих социальных или профессиональных способностей
 предосудительной является публичная или частная дискриминация гомосексуалистов в таких сферах как занятость, проживание, пользование общественными удобствами, а также лицензирование». АПА декларирует, что «бремя доказательств правильности суждений, способностей и ответственности, предъявляемое гомосексуалистам, не должно быть тяжелее, чем предъявляемое другим людям». Если психиатры считают, что гомосексуализм является перверзией или фиксацией ранних ступеней развития, то они не будут в состоянии способствовать терпимости по отношению к гомосексуалистам. Поэтому я опять призываю психиатров проанализировать их собственные чувства, а также факты, относящиеся к гомосексуализму, для того, чтобы способствовать терпимости по отношению к сексуальным меньшинствам. В сентябре 1991 г. Всемирная Организация Здравоохранения сделала следующее заявление: «Сексуальность является мощным человеческим импульсом, который вносит положительный вклад в здоровье, если ей разрешено соответствующее выражение
 Неразрешенные побуждения личности и социальные конфликты, связанные с приемлемым для индивидуума выражением сексуальности, являются сами по себе важным фактором, связанным с его здоровьем. Люди, которые скрывают свою сексуальную ориентацию из-за  страха дискриминации или социальной изоляции, имеют менее полноценную жизнь, встречаются с дополнительными стрессами и попадают в ситуации, которые не способствуют сохранению их сексуальной практики
 подчеркивание ценностей позитивной сексуальности должно играть важную роль в заботе об улучшении здоровья». Комитет АПА по проблемам гомосексуалистов, лесбиянок и бисексуалистов подготовил курс обучения психиатров в отношении гомосексуалистов и лесбиянок в психиатрических учреждениях, но, по-видимому,  психиатры все еще недостаточно подготовлены к разрешению психиатрических проблем своих пациентов, относящихся к сексуальным меньшинствам. Результаты международного опроса, проведенного моим отделом среди психиатров об их отношении к гомосексуализму, показали, что подавляющее большинство рассматривает гомосексуализм как девиантное поведение, хотя он был исключен из списка психических расстройств. Интересен ответ респондента из Южной Африки, который отметил, что профессия психиатра привлекает гомосексуалистов больше, чем другие медицинские профессии, возможно, потому, что психиатры воспринимают гомосексуальность как вариант нормы. Психиатр из Венесуэлы сообщил, что в его стране психиатры все еще не вовлечены в защиту прав гомосексуалистов и свободы их личных сексуальных отношений из-за  опасения того, что их самих будут рассматривать как гомосексуалистов. Во многих странах психиатры не пришли к согласию в отношении того, как рассматривать гомосексуальность: как нормальный вариант человеческой сексуальности или как девиацию. В таких странах как Корея, Маврикий, Норвегия, Израиль, Исландия, США гомосексуализм считается вариантом нормы. Такой же точки зрения придерживается незначительное большинство психиатров Перу. К счастью, по мере того, как люди во всем мире становятся более убежденными в том, что гомосексуализм имеет биологическую основу, и что «замещающая терапия» не эффективна, возрастает истинное понимание проблемы и терпимость в отношении сексуальных меньшинств.
Как я указывала ранее, что биологическая основа любой расы, пола или сексуального предпочтения может быть и не связанной с причинами появления того или иного предрассудка. Именно поэтому профессионалы в области психического здоровья должны играть ведущую роль в преодолении этих предрассудков, так как множество людей нуждается в вашей помощи, необходимой для того, чтобы приспособиться к жизни. Два раздела Принципов медицинской этики Американской Медицинской Ассоциации, по-видимому,  применимы в этом случае. В разделе № 1 утверждается, что «врач должен посвятить себя обеспечению компетентной медицинской помощи в сочетании с сочувствием и уважением человеческого достоинства (пациента)». В разделе № 3 сказано, что «врач должен уважать закон, а также осознавать свою ответственность и стремиться к изменению тех требований закона, которые вступают в противоречие с важнейшими интересами больных».
Только объединив людей вне зависимости от их расы, религии, национальной принадлежности и т. п., мы сможем разрушить сложившиеся стереотипы и способствовать развитию доброжелательных отношений между ними. На недавнем опыте Югославии мы поняли, что это не так просто. Тем не менее, в целом предрассудки могут быть уменьшены, если большинство и меньшинство преследуют общие цели на равноправной основе. Эффективность подобной деятельности может быть значительно увеличена, если такое соглашение санкционировано и официально поддержано. Возникает вопрос, не проявляют ли люди нетерпимость и предубеждение лишь для того, чтобы соответствовать взглядам своей семьи и своего круга? Так ли это страшно, выйти за рамки группы и сформировать свое собственное мнение?
Дети могут воспринимать предрассудки от родителей или среды. У ребенка могут также развиться предрассудки как жизненный стиль из-за  атмосферы, которая его окружает. Ни один ребенок не рождается с предубеждениями. Предрассудки всегда являются приобретенными и часто через них реализуются собственные внутренние потребности. Могут ли психиатры изменить способ удовлетворения этих потребностей чем-нибудь  более позитивным и конструктивным?
Э. Крепелин, классифицируя психические расстройства, определил паранойяльные идеи как «ошибочные суждения, не поддающиеся коррекции опытом». В соответствии с этим широким определением многие идеи, включая предрассудки, могут рассматриваться как паранойяльные. Не лежит ли в основе предрассудков страх?
Мое определение терпимости относится к поведению человека, который не делает различий в своем отношении к людям по причине расы, цвета кожи или религии. Это определение имеет еще одно негативное определение: нетерпимость характеризуется недоброжелательным отношением к точке зрения других людей.
Психиатры могут влиять на обе эти черты, но я надеюсь, что прежде необходимо бороться за терпимость. Имеется много свидетельств того, что люди терпимые более точны и объективны в своих оценках личности другого человека, чем люди нетерпимые. Суждения терпимых людей не зашторены их собственными предубеждениями и предвзятыми представлениями. Самокритичные люди не склонны осуждать других за их недостатки и неудачи. Было проведено изучение проявлений терпимости в жизни, которые соотносились с политическими ценностями, посредством которых люди рассматривают проблемы повседневной жизни в терминах иерархий, контроля, доминирования и общественного положения. Также имеются и эстетические ценности, которые отражают интерес к индивидуальному. Это означает, что каждое событие в жизни должно восприниматься как таковое. Когда эстетически ориентированный человек встречает кого-либо,  то он оценивает его как личность, а не как члена группы. Другим критерием оценки служат экономические ценности. Этот тип оценки обычно связан с производством и распределением товаров или с деятельностью, направленной на приобретение денег. Социальные ценности ориентированы на любовь, симпатию и альтруизм. Когда эти ценности являются доминирующими, этнические предупреждения» не играют заметной роли в жизни. Имеются также и другие ценности, которые не являются решающими, как, например, религия или теоретические представления. Известно, что религия может увеличить или уменьшить предрассудки в зависимости от того, как сам человек представляет себе религию. Теоретические ценности означают стремление к истине. Известно, что эти ценности (эстетические, социальные и религиозные) играют наибольшую роль в формировании терпимости.
Имеются различные пути, посредством которых общество обращается к этим проблемам. Так, правовая система прошла большой путь, создавая законы, которые бы защищали права всех индивидуумов вне зависимости от их нации, пола и убеждений. Средства массовой информации, если они ориентированы на эти ценности, также могут оказать большую помощь в воспитании людей, и, конечно, система образования, особенно в раннем детстве, может быть сильным положительным фактором. Научные исследования в различных областях также могут быть очень полезны, примером чему могут служить работы, посвященные биологическим корням гомосексуальности, и очень эффективным и перспективным путем в борьбе с предрассудками является привлечение к ней специалистов, работающих в области психического здоровья. Они могут помочь тем, кто является жертвами предрассудков и нетерпимости, а также тем, кто осуществляет эти гонения. На этом пути вы подвергаетесь определенному риску, но результаты вполне стоят этого. И постепенно это слово призыва может распространиться на других людей, и те из нас, кто ориентирован на такую идеологию, могут надеяться, что этот процесс станет реальностью.
Смотри также
	
		
			  					  
										12 февраля 2003  |  16:02
		              		
	              	    Поведенческая психотерапия в лечении нервной анорексии и нервной булимии
		                
		                Большинство современных лечебно-реабилитационных программ для больных с нарушениями пищевого поведения (НПП) включает приемы и методы поведенческой психотерапии. Интеграция принципов поведенческой психотерапии в систему личностно-ориентированной психотерапии может способствовать повышению эффективности лечения больных с основными формами НПП — нервной анорексией (НА) и нервной булимией (НБ).	                
	         	03 декабря 2002  |  06:12
		              		
	              	    Бред ревности при острых алкогольных психозах
		                
		                Логично было бы считать, что одной из форм этих психозов является алкогольный параноид, в психопатологической картине которого наряду с персекуторными бредовыми идеями присутствует и бред ревности, обусловливающий те или иные особенности  ведущего синдрома   (острый параноид)   и психоза в целом.  	                
	         	27 ноября 2002  |  08:11
		              	
	
	              	    Психостимуляторы
		                
		                Препараты со стимулирующим действием по химическому строению неоднородны. В психиатрической практике они имеют ограниченное применение, поскольку основой всех психических расстройств является не усиление функциональной способности нервных клеток, а их ослабление. 	                
	         	26 ноября 2002  |  07:11
		              		
	              	    Психогенные патологические формирования личности.
		                
		                Психогенные патологические формирования личности представляют собой становление незрелой личности детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов.	                
	         	23 ноября 2002  |  14:11
		              	
	
	              	    Донозологический период психиатрии
		                
		                В древнейшую эпоху были созданы первые общие описания нарушения поведения вследствие «расстройства» разума. 	                
	         	
			












