Сегодня 24 октября 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
30 апреля 2004 10:02   |   Гримак Л.П.— Общение с собой: Начала психологии активности. Москва. 1991.

Обретение душевного равновесия по Дейлу Карнеги

  
Дейл Карнеги
В книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» Дейла Карнеги содержится немало приемов и способов самоуправления психическими реакциями на трудные жизненные ситуации. С прикладной, практической стороны Карнеги вплотную приблизился к открытию психологических закономерностей общения с собой, сформулировав многие важные положения «технологии обработки человеком самого себя», своих взглядов и установок. Серьезный научно-прикладной анализ и систематизация «принципов саморегуляции», по Карнеги, со временем могли бы составить такую же систему саморегуляции человека в бодрствующем состоянии, какой является аутогенная тренировка применительно к самовоздействиям в измененных состояниях сознания.
Материалы книги подтверждают нашу концепцию жизнедеятельности человека как непрерывного процесса общения с собой, в противовес так называемой рефлективной теории, определяющей рефлексию как эпизодическое пассивное отражение в психике человека собственных его состояний и результатов деятельности.
Карнеги не дает точного научного определения самого термина «беспокойство». Однако нетрудно понять, что под этим состоянием подразумевается целая группа психических явлений, относимых нами в основном к состояниям, вызванным чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма (доминантные состояния, стресс, фрустрация, тревога, фобии и т. п.). Конечно, лучшим подходом для их купирования был бы тот, который бы учитывал саму причину возникновения конкретного состояния и его характер. Но и предлагаемые Карнеги способы опосредованного, косвенного влияния на самочувствие человека позволяют успешно добиваться психического равновесия.
Говоря о природе беспокойства, которым постоянно отягощается повседневная наша жизнь, Карнеги видит два главных, принципиальных, «неспецифических» способа его снижения.
Первый предусматривает следующее. Всем хорошо известна особенность нашей психики порождать не всегда оправданное беспокойство не только при мысли о возможностях реализации предстоящих планов и намерений, но даже и при воспоминании о прошлых заботах. Для предотвращения этих явлений рекомендуется регулярно выполнять своеобразные психические действия по «отгораживанию прошлого и будущего железными дверьми» от настоящего периода, для того чтобы жить в «герметизированном отсеке» только сегодняшнего дня. И этот психологический прием позволяет наилучшим образом использовать текущие 24 часа.
Второй способ направлен против дезорганизующих свойств отрицательных эмоций. Как правило, любая жизненная неприятность, вызвав определенные внутренние переживания, не позволяет реально определить размеры беды и наметить рациональные способы преодоления ее последствий. Побороть эту первоначальную беспомощность можно лишь представлением «самого худшего, что может случиться». В сравнении с этим происшедшая беда уменьшается в размерах. Успокоившись в связи с этим и приобретя ясность мысли, человек находит пути улучшения своего положения. Обретаемое таким образом душевное спокойствие придает жизни новую энергию, которая фактически спасает положение.
Большое внимание в саморегуляции поведения и деятельности человека Карнеги отводит анализу личностных ошибок, так как считает, что «существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого — он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них».
В качестве примера «самооценки и управления собой» он приводит стиль работы над собой некоего Хауэлла. Последний вел ежедневные записи своих встреч и дел, а в конце каждой недели подвергал их, если так можно выразиться, качественному анализу. Он спрашивал себя, какие ошибки на этот раз были совершены, как можно было поступить лучше,какие уроки следует извлечь из этого опыта. Эта система самоанализа, по признанию Хауэлла, пользующегося ею из года в год, дает больше, чем что-либо предпринимавшееся ранее.
Нелишне здесь вспомнить, что аналогичным образом, но еще более жестко поступал американский просветитель Бенджамин Франклин, который работал над своими ошибками каждый вечер. При этом он обнаружил у себя тринадцать серьезных недостатков. Вот три из них: склонность зря тратить время, возмущаться по пустякам, спорить и 
противоречить. Стараясь преодолеть их, он каждый день на протяжении недели посвящал борьбе с одним из своих недостатков и вел дневник, в котором записывал, кто кого одолел в этот день. Далее начиналась работа с другим недостатком, и так непрерывно в течение двух лет. Рассмотренные способы носят преимущественно рефлективный характер общения с собой. Однако у Карнеги имеется немало и высокоактивных методов автокоммуникации, рекомендуемых для практики самовоспитания. В частности, определенная психорегулирующая роль отводится способам реализации потребности человека выговориться. Он считает, что переживание в одиночестве, стремление скрывать свои неприятности от других приводит к большому нервному напряжению. Поэтому человеку просто необходимо реализовать потребность делиться с кем-то своими тревогами, своим беспокойством.
Исцеляющая сила слов, формулирующих наши внутренние проблемы, до сих пор еще остается во многом неясной. Вместе с тем несомненно, что субъект находит облегчение от внутренней тревоги, если ему дается возможность высказаться. Вероятно, что в процессе рассказа мы несколько глубже осмысливаем волнующую нас проблему, лучше видим ее в настоящем свете. На наш взгляд, один из действенных психокорректирующих приемов — метод управляемого монолога. Использующий его человек получает возможность для спокойной, целенаправленной беседы с самим собой в присутствии близкого друга, который лишь вставляет в разговор замечания, свидетельствующие о его заинтересованности и удерживающие монолог в нужном направлении. Таким образом, человек побуждается к правильной формулировке своих проблем и в доброжелательной обстановке часто сам находит выход из трудных ситуаций. В тех же случаях, когда этого не происходит, внутреннее облегчение наступает только от самого процесса высказывания своих мыслей вслух.
Важное место разговору с собой придает и Д. Карнеги. «Каждое утро работайте над собой,— советует он.— Мы много говорим о важности физических упражнений, которые пробуждают нас из состояния полусна, в котором пребывают многие. Но мы еще больше нуждаемся в духовных и умственных упражнениях, которые каждое утро стимулировали бы нас к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Разве ежедневный ободряющий разговор с самим собой выглядит глупым, легкомысленным и детским? Нет, напротив, в этом самая суть здравой психологии… Беседуя с собой каждый час дня, вы можете научиться управлять своими мыслями. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Беседуя с собой о вещах, за которые вы должны быть благодарны, вы воспрянете духом, и ваша душа запоет».
Метод разговора вслух с самим собой хорошо работает и в случае возникновения затруднений с выбором правильного решения. Психокорректирующая процедура здесь состоит в том, что после десятиминутного пребывания в обстановке
полного покоя и мышечной релаксации человек высказывает вслух доводы за и против соответствующего решения и прислушивается как бы со стороны к их звучанию. Эффект процедуры проявляется в том, что неожиданно может открыться новое содержание того мотива, который считался уже хорошо осмысленным. И уже этого бывает достаточно для принятия твердого и более аргументированного решения, в связи с чем исчезает и внутреннее напряжение, которое обусловливалось неопределенностью ситуации.
Этим же целям могут служить и дневниковые записи (к сожалению, все больше выходящие в наше время из моды). Более четкого словесного оформления своих тревожных мыслей бывает уже достаточно, чтобы прояснить проблему и тем самым превратить состояние неопределенного беспокойства в эмоциональное разрешение.
«Повторяйте,— пишет Карнеги,— сами себе снова и снова: «Мое душевное спокойствие, счастье, здоровье и, в конечном итоге, возможно, мои доходы в большой степени зависят от того, как я овладею этими старыми самоочевидными и вечными истинами, изложенными в этой книге».
Принцип самовнушения в бодрствующем состоянии может быть использован, кроме того, в самостоятельной методике самовоздействия, которую можно было бы назвать зарядкой позитивного мышления. Карнеги считает ее весьма действенной и рекомендует для широкого применения. Она получила у него название «Именно сегодня», и ее полный текст мы приводим здесь полностью, сократив лишь специфические для американской культуры обороты речи.
1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым.
2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к этой жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям, я приму мою семью, мою работу, обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь полностью соответствовать им.
3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей. Мой организм охотно выполняет все мои требования и установки.
4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. У меня нет лености к умственной работе. Я прочитаю с интересом то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю кому-нибудь что-то хорошее, полезное и выполню два дела, которые мне не хочется делать.
6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелателен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезным и щедрым на похвалы, не придираться к людям и не пытаться их исправить.
7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не стремясь решить проблему всей моей жизни сразу. Я легко выполняю любую, даже рутинную работу.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.
10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить, что те, , кого я люблю, любят меня.
Действенность текста этой актуализируемой личностной программы значительно повышается, если его читать по утрам сразу же после пробуждения, громко, внятно и неторопливо.
Специальный вид самовоздействия предусмотрен для ситуаций, когда человек испытывает тягостное состояние от однообразной и скучной работы. В этих случаях рекомендуется активизировать интерес к работе соревнованием с самим собой (выполнить, к примеру, сегодня больший объем работы, чем вчера). Игры с собой бывают полезны и тогда, когда ск
ука сопровождает свободное от работы время.
Оригинальным приемом общения с собой в бодрствующем состоянии является разговор с собственным телом. Как считает доктор Д. Финк, автор книги «Освобождение от нервного напряжения», именно этот прием является очень эффективным для снятия утомления, беспокойства и в особенности для преодоления бессонницы. Согласно его точке зрения, слова являются ключом для всех видов гипноза и, если, например, возникает бессонница, значит мы сами ее себе внушили. Чтобы избавиться от нее, надо себя дегипнотизировать,— и мы можем это сделать, разговаривая сначала с мышцами своего тела примерно в таком ключе: «Спокойно, спокойно, расслабьтесь и отдыхайте». Затем примерно то же говорят и собственным челюстям чтобы они разжались, глазам, рукам и ногам, чтобы они расслабились. Сон, как правило, наступает при этом незаметно и непременно.
В данном случае, видимо, мы имеем дело с одним из вариантов аутогенной тренировки, в которой общение с собой производится не путем обращения к своему «Я», как в классическом ее варианте, а непосредственно к собственным органам.
В книге Карнеги рассматривается еще один вид автокоммуникации — «общение в памяти». В качестве примера большой регулирующей роли этого психического явления он приводит случай с женщиной, которая была убита горем из-за смерти своего любимого племянника. Находясь в состоянии отчаяния, она случайно нашла его старое письмо, в котором он с благодарностью вспоминал слова ее наставления при расставании о том, что всегда необходимо «улыбаться и мужественно принимать все, что может случиться». Будучи поражена явным несоответствием своего нынешнего состояния со своими же прежними советами, она словно услышала слова племянника: «Почему же ты не выполняешь того, чему учила меня? Держись, что бы ни случилось». И с этого момента ее состояние начало стремительно улучшаться.
Этот пример показывает, что одни только обстоятельства не делают нас ни счастливыми, ни несчастными. Важно, как мы реагируем на обстоятельства. Именно это определяет наши чувства. Об этом немало говорилось писателями и философами различных эпох.
Еще римский философ-стоик Сенека говорил: «Все зависит от мнения: на него оглядываются не только честолюбие и жажда роскоши, и скупость; наша боль сообразуется с мнением. Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным». Французский философ-гуманист М. Монтень девизом своей жизни сделал эту же мысль, выраженную такими словами: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит». Надо признать, что не менее точно эта особенность человеческой психики отражена и народной мудростью в, правда, несколько ином ракурсе. Речь идет о французской поговорке, которая гласит: «Человек никогда не бывает так счастлив или несчастен, как это кажется ему самому».
В книге Карнеги описано более 20 способов преодоления беспокойства. Классифицируя их по принятой нами схеме уровней саморегуляции «трудных состояний», можно разделить эти способы на три больших группы саморегуляции, осуществляющиеся за счет информационно-энергетического притока, эмоционально-волевых процессов и за счет мотивационно-личностных составляющих.
Таким образом, описанные в книге методы предусматривают охвату всего диапазона механизмов саморегуляции развитой личности.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
01 мая 2004  |  11:05
Эротическое или любовное сумасшествие
Главную сущность этого психического расстройства составляет бред о любви, будто бы питаемой к субъекту особой другого пола, которая обыкновенно принадлежит к высшим слоям общества.
09 апреля 2004  |  11:04
Религия и психиатрия
Неотомизм (религия и психиатрия). Н. (греч. nеos — новый, Thomas — имя христианского богослова XIII в. Фомы Аквинского). Официальная философия католической церкви, главное течение неосхоластики, доктрина, соответствующая христианским догмам, идейная опора клерикализма — политического направления, широко использующего религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
07 апреля 2004  |  14:04
Страх перед недоброжелательным отношением других
Страх перед недоброжелательным отношением других возникает у нас, когда мы не уделяем себе внимания, забывая о своем внутреннем мире, и полностью устремляемся в окружающий нас мир. Мы смотрим на других, в надежде получить определенного рода отражение, имея идею о себе, о том, какие мы есть. Но мы не доверяем этой идее, так как она никем не подтверждена
31 марта 2004  |  10:03
Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимости к азартным играм
На сегодняшний день не существует единой точки зрения на то, как возникают и развиваются болезни зависимости. Нет четкой закономерности между конкретным набором причинных факторов и симптомами зависимого поведения.
19 марта 2004  |  12:03
Почему я боюсь?
Нет дыма без огня. Нет следствия без причины. Любая наша эмоция, и страх в том числе, обязательно чем-то обусловлена. Поэтому для того, чтобы эффективно бороться со страхами, мешающими нам жить, необходимо ответить на вопрос: «Почему я боюсь?». Сделать это не так легко, как кажется на первый взгляд.