Не дать ребенку стать жестоким

В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку Эту историю можно было бы считать просто несчастным случаем, если бы современные учителя и родители все чаще с горечью и растерянностью не отмечали в поведении детей стремление решать проблемы силой. «Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, говорит психолог Ольга Кардашина. Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или с теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, а ведь именно так многие привыкли считать». Что делать в таких ситуациях наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?
Каждый случай особый
Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки? «Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, признается Лилия, мать двух Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал
отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, уточняет психолог Эдвига Антье (Edwige Antier). — Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством». (Подробнее в рамке на с. 88.) «Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова.
Агрессивность как этап развития
Совершенно ясно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы**. «Для детей
Семьи, где рождается жестокость
Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже (Maurice Berger). «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, говорит специалист. Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».
«Нередко даже «Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других на общество, преподавателей, врачей, говорит Морис Берже. Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается