Сегодня 03 декабря 2016
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
16 апреля 2014 16:15

От Гиппократа до Пирогова. Всемирная история медицинского образования

От Гиппократа до Пирогова. Всемирная история медицинского образования

Как только древний человек осознал, что подвержен болезням, он задумался над тем, как избавиться от недугов. Наблюдая за течением заболевания и открывая лечебные свойства растений и минералов, люди понемногу стали накапливать первые медицинские знания. Часто вместе со смертью знахаря терялись и его умения. Рано или поздно такая ситуация должна была привести человека к мысли о том, что полезными знаниями важно поделиться с другими. Так человечество подошло к началу формирования медицинского образования, которое, как свидетельствуют ученые, зародилось в глубокой древности и претерпело множество различных изменений.

Из глубины веков

обучение лечению в Древнем ЕгиптеПервые сведения о централизованном обучении медицинским премудростям мы находим в письменных источниках Месопотамии, созданных более четырех тысяч лет назад. Врачеванием там занимались храмовые жрецы, однако, согласно кодексу Хаммурапи, уже тогда функционировали и общественные медицинские школы. В Древнем Египте врачебному делу обучали прямо в храмах: жрецы записывали рецепты и руководства по излечению от болезней, а также демонстрировали ученикам методы лечения непосредственно на больных. Позже крупные медицинские школы были отрыты в египетских городах Мемфисе и Фивах.

В Индии имелось особое сословие, состоящее из врачей. Во время подготовки к профессиональной практике они тренировались во владении ланцетом на растениях и трупах животных. В Китае за три тысячи лет до нашей эры уже существовали медицинские пособия и учебники. А древние японцы могли получить звание врача только после семилетнего обучения и успешного прохождения государственного экзамена.

Клятва Гиппократа

клятва ГиппократаИ сама медицина, и обучение этой дисциплине расцвели во времена античности. Связано это с именем греческого врача Гиппократа, который превратил лекарское дело в серьезную науку. Со времен этого выдающегося ученого, те, кто желал выучиться на врача, приносили клятву использовать полученные знания на благо страждущих. По легенде изначально она произносилась из уст в уста потомками Асклепия – смертного, ставшего богом врачевания и медицины, но получила распространение после того, как была письменно зафиксирована Гиппократом. В ту пору обучение стало носить наглядный характер, поскольку занятия зачастую проходили в больницах – асклепиях.

В древнем Риме первыми врачами-учителями стали выходцы из Греции. Для того чтобы римские юноши имели возможность получить качественное медицинское образование, император Александр Север открыл аудитории, в которых именитые врачи читали лекции, а учащиеся даже получали стипендии. Когда Рим пал, хранительницей накопленных им знаний стала Византийская империя. А оттуда передовые медицинские знания переняла арабская культура. Подготовка врачей была поставлена у арабов очень профессионально. В Дамаске, Каире и Багдаде функционировали крупные госпитали, при которых велась подготовка медиков. Арабские ученые на основе греческих сочинений и собственного опыта написали большое количество трудов по медицине, среди которых первое место по праву принадлежит Авиценне с его «Каноном врачебного искусства». Эта фундаментальное учение оказало сильное влияние на европейских ученых.

От Средневековья к Новому времени

В Средние века оплотом научного знания в Европе стали монастыри. Неудивительно, что и медицинские знания начали преподавать в школах, которые существовали при монастырях и соборах. Светское медицинское образование на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры можно было получить только в Италии – в Салернской медицинской школе. Обучаться туда приезжали люди из разных стран. А поучиться было чему: преподаватели школы в Салерно объединяли теорию с практикой, то есть не только читали лекции, но и давали практические занятия в госпиталях.

обучение медицине в эпоху ВозрожденияВ XII веке открылись первые европейские университеты – во Франции (в Париже и Монпелье), Англии (в Оксфорде) и Италии (в Болонье). Сперва в этих учебных заведениях медицина преподавалась как часть физических наук, а те в свою очередь входили в общий курс философии. Лекции велись на латыни и состояли в том, что профессор зачитывал студентам сочинения древних авторов, сопровождая процесс замечаниями из собственной практики.

Новые веяния принесла эпоха Возрождения. После долгих религиозных споров студенты и врачи наконец-то получили право анатомирования трупов. Это сказалось на уровне медицинских знаний самым благоприятным образом, поскольку до того медики имели возможность препарировать лишь трупы животных. Да и сама хирургия долгое время считалась для врачей делом зазорным – «грязную» работу по оперированию больных делали цирюльники и фельдшеры. Сломить ситуацию удалось лишь в первой половине XVIII века, после того как хирург Марешаль сделал успешную операцию Людовику XIV. В награду король милостиво разрешил талантливому врачу открыть хирургическую академию.

XIX век ознаменовался значительными достижениями в области естествознания и науки о человеке, что не могло не сказаться на медицинском образовании. Обилие разнообразного теоретического материала сделало необходимым разделение медицинских факультетов на самостоятельные кафедры, посвященные отдельным аспектам врачебной практики. Постепенно обучение становилось все более похожим на современную организацию медицинского образования.

Медицинское образование в Российской империи

Как же обстояли дела с изучением медицины в нашей стране? Вплоть до XVII века врачей для царского двора и родовитых бояр выписывали из-за границы. Однако это было накладным делом, поэтому в 1654 году в Москве была основана врачебная школа, которая приняла три десятка учеников. К сожалению, она просуществовала не долго и вскоре была закрыта. открытие Медицинского факультета Московского университета Лишь при Петре Великом на базе госпиталя в немецкой слободе Москвы была организована первая полноценная медицинская школа, где студентам преподавали анатомию, хирургию, аптекарское дело, латынь и рисование.

При Елизавете Петровне в России уже насчитывалась не одна, а несколько медицинских школ, обучение в которых подверглось заметному реформированию. Молодых врачей начали систематически отправлялись за границу для повышения собственной квалификации. Кроме того, острая нехватка врачей привела императрицу к решению об открытии первого в стране медицинского факультета в Московском университете. В конце XVIII столетия были открыты две медико-хирургические академии – в Москве и Санкт-Петербурге. Последняя впоследствии была преобразована в Военно-медицинскую академию.

Медицинский факультет Московского университета и Санкт-петербургская академия за долгие годы своего существования взрастили в своих стенах целый ряд талантливых врачей и ученых, таких как Николай Пирогов и Сергей Боткин, которые определи развитие российской и мировой науки на много лет вперед.

 


Поделиться:




Комментарии

Еще об этом на нашем сайте

Смотри также
17 февраля 2016  |  16:02
7 вещей, которые нужно знать об имбире
Имбирь - это не только вкусный, но и по-настоящему полезный клубень! Мы представляем 7 вещей, которые обязательно следует знать про это растение.
26 февраля 2014  |  03:02
Привычки долгожителей
У любого народа есть свои представления о долгожительстве. Древние египтяне считали, что тот, кто сильно потеет, живет дольше, поскольку с потом из тела выходит старость. Славяне возлагали надежды на молодильные яблоки….
30 января 2014  |  14:01
Медицинские курьезы, удивительные и невероятные
Медицина со времен старика Гиппократа шагнула далеко вперед. Люди научились справляться со многими напастями, которые считались неизлечимыми. Однако у матушки-природы сюрпризов полным-полно, и время от времени нам ничего не остается делать, как разводить руками и изумленно ахать.
29 августа 2013  |  00:08
Подготовка и адаптация к школе
До наступления школьных будней остаются считанные дни, и скоро беззаботное лето и отдых сменятся напряженными буднями, наполненными знаниями. Перестроиться после отдыха нелегко даже взрослым, а уж после столь длительных школьных каникул сделать это детям совсем непросто. Как же помочь ребенку в подготовке к школе, что сделать для адаптации ребенка к первым неделям учебы?
06 мая 2013  |  22:05
Витамин В12 - средство от старения
С тем, что старение наносит непоправимый ущерб нашему облику (дряхлеют мышцы, обвисает и покрывается морщинами кожа) большинству людей волей-неволей приходится согласиться и принять, как должное. Ведь старость – пока что неминуемый закон природы. Куда уж нам против него!