15 января 2004 11:24 |
Психоанализ и механизмы невротических расстройств
![]() |
Катарсис был предложен им как метод психотерапии, который оказался удачным для больных истерией, учитывая их высокую внушаемость и гипнабельностъ. При лечении других неврозов этот метод часто был несостоятельным из-за низкой внушаемости больных. В связи с этим Freud заменил гипноз методом свободных ассоциаций, который явился основой техники психоанализа.
Однако, катарсис не всегда обеспечивает выздоровление, поэтому понадобились более глубокая «чистка» прошлого, перестройка личности, в частности, путем воссоздания детских переживаний, при которых личность только формируется. Для этого оказались необходимыми дополнительные усилия, как больного, так и психотерапевта. Новый метод позволил установить феномен психического сопротивления пациента раскрытию вытесненных переживаний и существование, так называемой, внутрипсихической цензуры. Усилия по преодолению сопротивления пропорциональны количеству психической энергии, затраченной когда-то на устранение из сознания непереносимых переживаний, а потому для достижения лечебного эффекта необходимо вновь затратить прежнее количество энергии. Аффект, сопровождающий катарсис, и представляет собой процесс освобождения энергии, затраченной на вытеснение. Freud описал и явление переноса. В ходе лечения больной занимает по отношению к врачу психологически пассивное, подчиненное положение с надеждой на помощь, с верой в его могущество. В связи с этим он переносит на психотерапевта свое детское отношение к
воспитателям, особенно к родителям, — любовь (а иногда враждебность). Картина невроза начинает меняться, поскольку интерес к неврозу сменяется интересом больного к врачу. Возникает «невроз переноса». Пациент, излечившийся от исходного невроза при разборе его детских переживаний, освобождается со временем и от «невроза переноса» и после психоанализа выходит в жизнь здоровым. Личность его меняется, поскольку освобождается от детских способов реагирования, созревая для жизни взрослого человека.
![]() |
Таким образом, психоанализ является методом психологического исследования подсознательных психических процессов, которые основаны, по мнению Freud, на описанных ниже принципах.
Принцип экономии и динамики. Душевная жизнь— рефлекс. Закон сохранения энергии приложим к ней так же, как и ко всем другим процессам природы. Процесс, возникший в нервной системе вследствие раздражения рецепторов, исчезнуть не может, он рефлекторно ведет к эффекту. Каждый импульс неизменно должен привести к эффекту. В отдельных случаях (невроз) нормальный эффект исключен, поскольку нормальный рефлекторный путь заблокирован. Тогда нервный процесс протекает по другому (невротическому) пути. Возникают невротические симптомы. Динамика душевной жизни строится на основе экономии.
В невротическом признаке Freud видел патологический рефлекс, подобный тем, которые возникают при поражении центральной нервной системы. При этом если И. П. Павлов исходил из физиологических понятий, то S. Freud — из психологических.
Принцип топики. Психоневрозы — заболевания, возникающие в результате «вытеснения» психотравмирующих переживаний из сознания в подсознание с элективной амнезией, которая позволяет пациенту жить вне сознания невыносимого переживания. Однако, вытесненное переживание продолжает активно воздействовать на психику и может проявляться в «зашифрованной» форме в виде невротических симптомов. Гипотеза S. Freud о строении психики, окончательно сформулированная в работе «Бессознательное» (1915), получила название «топографической», так как подсознательное рассматривалось в этой гипотезе как некое внутрипсихическое «пространство», «помещение». В душевной жизни S. Freud различал три уровня: сознание, предсознание и подсознание. Подсознательная жизнь онто- и филогенетически предшествует сознательной. Возникновение сознательной жизни связано с влиянием внешней среды и происходит постепенно. Для маленьких детей типично «первичное мышление», эмоциональное и нелогичное. С развитием принципа реальности формируется «вторичное», логическое мышление. Любое сознательное переживание может быть устранено из сознания в подсознание. Сознание развивается из запасов подсознательных процессов в результате столкновения их с действительностью. Между сознанием и подсознанием размещается предсознание. Наряду с механизмом устранения осознаваемых процессов в подсознание существует механизм цензуры, который «фильтрует» проникновение подсознательных процессов в сознание, пропуская только переносимые. Душевная жизнь человека протекает в обмене подсознательных и сознательных процессов.
К подсознательным Freud относил главным образом процессы первичные, унаследованные, обусловленные филогенезом, которые никогда не были сознательными, а также те ранее сознательные, которые из сознания были вытеснены. Сознательные процессы возникают двояким путем: либо в результате контакта с внешним миром, либо путем проникновения подсознательных процессов 9 сознание.
![]() |
Учение о структуре человеческой личности. В этом учении Freud говорил о трех инстанциях: «Оно», «Я» и «сверх-Я». «Оно» — наиболее архаическая, безличная часть психики — представляет собой влечения, существует с рождения и всегда целиком подсознательно. Сознательное «Я» формируется в результате контакта с внешним миром и развивается постепенно, в течение всего детства и отрочества. Сознательная душевная жизнь преимущественно протекает в «Я». «Сверх-Я» — это представитель идеалов и запретов. Формируется оно под влиянием воспитания, в первую очередь в результате отождествления себя с любимой (и ненавидимой) личностью одного из родителей. Хотя «сверх-Я» функционирует бессознательно, оно имеет и сознательные аналоги (совесть, идеал «Я»), достигая своего развития в возрасте 4—5 лет путем переживания Эдипова комплекса.
Freud трактовал сновидения как душевные явления, основа которых находится в подсознании и которые выполняют защитные функции. Сновидения — это «неврозы нормального человека», галлюцинаторное символическое исполнение вытесненных желаний. В природе сновидения и психоневроза много общих механизмов. Freud различал явное и скрытое содержание сна. Явное — это то, что фактически галлюцинируется во сне, скрытое — то, что обнаруживается мыслями, приходящими в голову сновидцу, когда он думает и рассказывает о сновидении. Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека. Анализ сновидений Freud рассматривает как составную часть психоанализа.
Freud придавал большое значение ошибочным действиям, забыванию, оговоркам, ошибочному чтению, опискам и т. п. В них тоже проявляются подсознательные намерения. Скрытое значение ошибочных действий раскрывается психоанализом и позволяет больному понять его собственные тенденции. Много общего с такими действиями находится в так называемом агировании, т. е. в кажущемся бесцельном поведении при сеансах психоанализа. В этих бесцельных действиях человек проявляет ряд подсознательных намерений. От агирования идет прямой путь к пониманию поведения психоневротика вообще. Иными словами, в поведении человека подсознательные тенденции играют не меньшую роль, чем сознательные.
![]() |
Сексуальная теория. В работе «Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie» (1905) Freud описал онтогенез сексуальных влечений (либидо). Они возникают с момента рождения и сопутствуют человеку всю жизнь. Половое влечение вначале не отделено от инстинкта самосохранения. Однако, в отличие от последнего оно обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Младенец переживает явное наслаждение не только при сосании груди, но и при сосании замещающих ее вещей (соска, пальцы и т. п.) — так называемая фаза оральной сексуальности.
В дальнейшем либидо локализуется в различных телесных зонах и сладострастное ощущение связывается с деятельностью прямой кишки (фаза «анальной сексуальности»), функцией мочеиспускания (фаза «уретальной сексуальности»). Наконец, ребенок 4—5 лет получает наибольшее наслаждение от эрекции полового члена (либо клитора), что оказывается причиной нормальной мастурбации (стадия «фаллической сексуальности»). Такого рода проявления могут сопровождаться активными агрессивными представлениями (вплоть до садистических), либо пассивными представлениями страдания (вплоть до мазохистских). Различные способы удовлетворения либидо наблюдаются при половых извращениях взрослых, у детей они — законный способ развития «предгенитальной» сексуальности.
Новорожденный — существо нарцпстическое, аутоэротическое, любит самого себя и наслаждается своим собственным телом. Контакт с окружением (прежде всего с матерью) ведет к распространению либидозных стремлений на лиц, окружающих его; он становится гетероэротичным. В фаллическом периоде (4—5 лет) детская сексуальность достигает вершины, и объектом либидо становится родитель противоположного пола: мальчик влюбляется в мать, девочка в отца (мальчик переживает Эдипов комплекс, девочка — комплекс Электры). Родитель того же пола становится конкурентом. Это ведет к возникновению внутридушевного конфликта, так как ребенок любит обоих родителей. В этом периоде, по мнению Freud, мальчик переживает кастрационный комплекс, т. е. страх наказания кастрацией (в примитивном представлении наказания на провинившемся органе), девочка — представление, что она уже была так наказана (потеряла пенис), что якобы порождает зависть к половому члену, имеющемуся у мужчины. Выходом из этих конфликтов-комплексов является отождествление себя с конкурирующим (возненавиденным) и в то же время любимым родителем. Таким путем формируется основа морали — «сверх-Я» и возможность активного подавления сексуальных влечений.
В развитии сексуальности наступает период «латенции» (6— 12 лет). В пубертатном периоде в связи со сложными нейроэндокринными изменениями в организме сексуальность вновь оживает. Эдипов комплекс (комплекс Электры) и кастрационный на короткое время обретают силу, физиологический онанизм и эротические сновидения с поллюциями становятся одним из способов самоудовлетворения. Юноша (девушка) разрешает свой конфликт, направляя половое влечение на дозволенные — внешние объекты. Наступают период зрелости и нормальная половая жизнь.
Понятие сексуальности у Freud шире, чем понятие генитальности. Под генитальностью понимается деятельность половых органов только взрослого человека. Детской сексуальностью Freud объясняет также психоневрозы. При сексуальном извращении субъект получает удовлетворение в открытой предгенитальной деятельности, но психоневротик ее подавляет, вытесняет из сознания. Психоневрозы, по данным Freud, — это негатив половых извращений. Они возникают вследствие «психосексуальной травмы», пережитой в детстве, т. е. в результате соблазнения ребенка к сексуальной, особенно к фаллической, деятельности. Он может заниматься подобной деятельностью пока мал (невоспитанный ребенок), однако после переживания Эдипова (Электры) и кастрационного комплексов и формирования «сверх-Я» он отказывается от предгенитальных и фаллических влечений в пользу воздержания и образования идеалов «Я». Пережитое соблазнение ведет к нарушению экономии душевной жизни, возникает требование удовлетворения. «Я» сопротивляется этим требованиям, в то время как «Оно» усиливает напор либидо обходным путем — созданием невротических симптомов. Пережитая психосексуальная травма, переживания Эдипова комплекса и страх перед кастрацией исчезают из памяти (вытесняются из сознания в подсознание), но в подсознании они продолжают принимать участие в требованиях «Оно», которые «Я» перерабатывает в признаки невроза.
Психоаналитическая терапия «вычищает» у невротика «авгиевы конюшни» его подсознания, в котором застряли действенные комплексы, тем, что направляет «светлый луч сознания» в темноту подсознательного, ведет к осознанию детских комплексов, травм и элементов детской сексуальности, снимает маску с невротических симптомов и исправляет деформированную инстинктивную жизнь. Первичный невроз психоанализ лечит путем образования невроза-переноса. В результате анализа актуально возникающих отношений пациента к психоаналитику исчезают невротические симптомы и здоровый человек находит возможность нормальной половой жизни и энергичной сублимации (десексуализации) влечений.
В работе «Hemmung, Symptom und Angst» (1926) Freud показал различия этих трех слагаемых невроза. Заторможение — это остановка деятельности, в то время как симптом проявляется подсознательным символическим содержанием. Болезнь беспредметна, а фобия имеет определенный предмет страха, являясь одним из симптомов.
Если симптом составляет проявление психоневроза, то боязнь и заторможенность встречаются как при психоневрозах, так и при актуальных неврозах.
Психоневроз оценивается Freud как проявление защиты сознательной стороны человеческой души перед неприемлемыми переживаниями и стремлениями. В 1894 г. Freud отделил актуальные неврозы от психоневрозов. Первые (неврастения, невроз страха) служат проявлением функционального расстройства вследствие актуальной сексуальной фрустрации
(крушения надежд). В то же время истерия, невроз навязчивых состояний, истерические проявления спутанности и паранойя составляют проявления подсознательной защиты перед неприемлемыми сексуальными стремлениями, вызванными непереносимым сексуальным импульсом (психосексуальной травмой). Позже (1923) Freud вернулся к этой теме, а термин «защитные невропсихозы» заменил термином «психоневрозы» и обсудил ряд механизмов защиты. Наиболее выразительный механизм — это вытеснение, т. е. устранение, из сознания определенных переживаний и воспоминаний о них (наиболее типично для истерии). Для невроза навязчивых состояний характерными механизмами защиты являются изоляция — нарушение сознания отношений между травмирующим переживанием и симптомом и реактивное образование—поведение, противоположное либидозному стремлению. Позднее исследованы другие механизмы защиты, например, проекция — подсознательное приписывание собственных подсознательных стремлений другим лицам — основа параноического бреда.
![]() |
Со временем психоанализ явился основой так называемой глубинной психологии, объясняющей посредством бессознательных механизмов не только душевные расстройства, но и нормальные проявления психики в ее развитии. Так, Ferenczi — ученик Freud приписывал подсознательное «ощущение всемогущества» даже плоду. С появлением новорожденного на свет возникают новые потребности, удовлетворить которые должна мать. Ребенок подает сигнал о своих потребностях тем, что мечется, кричит и плачет, в дальнейшем — движением глаз, головы, мимикой и жестикуляцией и, наконец, первыми словами. Между 2−м и 3−м годом ребенок начинает размышлять и разговаривать. Каждой фазе развития «Я» Ferenczi приписывает подсознательное «ощущение всемогущества», относящееся к проявлениям, с помощью которых дитя достигает удовлетворения своих потребностей.
В книге «Totem und Tabu» (1913) Freud описал три стадии развития мышления: анимистическое, более позднее — религиозное и высшее — научное. Каждый современный человек (согласно биогенетическому закону Геккеля) в своем развитии повторяет эти стадии. «Я» развивается в направлении от принципа удовольствия к принципу реальности. Фиксация на ранних стадиях развития «Я» ведет к невротическому способу мышления. Форма возникающего невроза обусловлена фазой фиксации «Я» на определенной стадии развития: истерия соответствует фазе мимики в жестикуляции, невроз навязчивых состояний — фазе слова.
Рассматривая патогенез психоневроза, Freud подчеркнул три его слагаемых: фрустрацию влечений, внутридушевный конфликт, фиксацию влечений и фиксацию «Я».
В этиологии психоневрозов Freud исходит из представления «дополнительного ряда»: «наследственность» и «приобретенность» дополняют друг друга; чем сильнее первая, тем слабее может быть вторая, и наоборот. Дополнительных рядов два. Первый составляют врожденная предрасположенность (диспозиция) я ранние психосексуальные переживания (фиксация влечений). Совместно они создают предрасположение к психоневрозу. Второй ряд представляют приобретенная предрасположенность (предиспозиция) и психосексуальная травма. Чем больше выражена предрасположенность, тем слабее может быть травма, и наоборот. Фактически это положение повторяет известный закон Маньяна.
Таким образом, S. Freud создал новое, своеобразное учение о механизме неврозов, в котором он смело поднимает ряд важнейших проблем психопатологии, хотя трактовка многих из них и не может быть принята безоговорочно. Популярность психоанализа, в первую очередь в США, Англии и Франции, с годами не только не ослабляется, но несомненно растет. Вряд ли это может быть объяснено только многолетней иллюзией и модой, распространившимися среди исследователей в этих странах. Весьма авторитетные и строгие исследователи, критически относясь к целому ряду спекуляций в психоанализе, вместе с тем пытаются увязать наиболее достоверные положения концепции Freud с особенностями метаболизма в основных функциональных системах жизнедеятельности организма человека, в первую очередь на уровне систем головного мозга и констелляций нейронов.
Двойственность отношения к учению Фрейда обнаружилась еще в начале XX столетия, когда ближайшие его ученики (Sterzl, Adler, Jung) покинули своего учителя из-за несогласия с некоторыми основополагающими концепциями психоанализа, в частности с пансексуализмо
м. Двойственность отношения к взглядам Freud ярко прозвучала в ряде исследований Bumke, обобщенных в книге «Современные течения в психиатрии». Bumke не видит оснований для возражений Freud в утверждении, что «сознательные процессы всегда погружаются в бессознательные», однако категорически выступает против «рационализации» Freud бессознательного, против того, что это подсознательное мыслит (нередко глубже, чем сознательное), что оно эгоистичнее, честнее и больше влияет на поступки, чем сознательное («рационализация подсознательного есть абсурд»). Еще более принципиально и резко выступает Bumke против уродливого пансексуализма Фрейда.
![]() |
«Не нужно быть врачом, — писал он, — чтобы согласиться, что грудные дети страдают иногда запорами, и не нужно также иметь большого жизненного опыта, чтобы знать, что нервные дамы во время разговора залезают иногда рукой в свой ридикюль. Однако, что грудные дети задерживают стул для того, чтобы доставить сексуальное наслаждение, точно так же как они только поэтому сосут материнское молоко, или что нервная дама, вернее, ее подсознательное, влезая рукой в свою ридикюль, хочет выразить coitus, — этого я не понимаю. Что молодой девушке может присниться, что ей нужно идти на вокзал и что она заблудилась и очутилась в лесу — каждый поверит Фрейду, но что вокзал означает преддверие вагины, а лес — лес срамных волос, — это я считаю продуктом совершенно односторонней и исключительно уродливой фантазии».
Bumke не случайно в связи с изложенным отличает в учении Фрейда определенные навыки мышления, подготовленные психоаналитической школой и поэтому широко воспринятые большинством психиатров, от «собственно абсурдной догмы психоаналитической школы с ее претензией на непогрешимость».
Понятно поэтому и принципиальное критическое отношение к учению Фрейда многих отечественных психиатров.
Freud безусловно прав, когда решительно ставит многие забытые, необсуждаемые либо стыдливо замалчиваемые вопросы (о роли влечений, в том числе сексуального; о сложности психики и значении внутрипсихического, как осознаваемого, так и бессознательного; о возможной научной ценности глубокого анализа сновидений, оговорок, «случайных» поступков и действий; об онтогенетической фазности в развитии индивидуальности и пр.). Однако, он недопустимо догматизировал свое учение, необоснованно ввел понятие пансексуализма, рационализировал подсознательное и наделил несмышленного младенца активными сексуальными переживаниями, переоценил в психике сознательного человека значение бессознательного в ущерб сознательной деятельности, развивал свое учение на всем протяжении на основе подчас талантливых, но всегда лишь догадок, а не путем научного обоснования возникающих гипотез. Главное, в чем заслуживает упрека Freud, — это то, что вначале он превратил свою концепцию психоанализа, призванную разобраться в механизмах пограничных нервно-психических расстройств, в универсальную психологическую теорию, а позднее — в философское учение. Это, с одной стороны, облегчило ряду реакционных буржуазных политических деятелей «научное» обоснование немотивированное™ освободительной борьбы эксплуатируемых трудящихся, а с другой — превратило концепцию Фрейда в реакционное политическое учение. Вместе с тем ищущие более совершенных форм помощи больному человеку медицинские работники, естественно, должны взять из учения Фрейда то разумное и научно доказанное, что содержится в нем.
Неприемлемость концепции Фрейда о патогенезе неврозов и аномалий личности вытекает также из биологизации им как личности, так и неврозов, следствием чего явился полный отход психоаналитиков от клиники и замена ее как фундаментальной части метода изучения болезней глубинно-психологическими и биологопсихологическими спекуляциями.
Говоря о методологической сущности учения Фрейда, следует напомнить ряд известных положений. Коренным вопросом философии является признание первичности материального либо идеального, а также понимание их взаимодействия. Принципиальный методологический подход имеет первостепенную важность, для решения проблемы взаимодействия биологического и социального в природе здорового и больного человека. Биологизация личности неизбежно принижает в ней роль общественного. Крайняя социализация нивелирует значение первично биологической сущности систем организма. Начиная с Аристотеля, общественная сущность человека формально признается всеми. Однако многие исследователи и до нашего времени формируют представление об этой сущности, имея в виду в первую очередь непосредственные формы социальных влияний и общественных проявлений человека. Такой подход способствует возникновению новых вариантов бпологизаторских концепций в современной социологии в. медицине. Вместе с тем влияние социального обеспечивается далеко не только непосредственным путем. В результате многовековой истории развития человечества социальное взаимодействовало с усложняющейся психикой человека не только непосредственно, но и опосредованно. Общественное опосредовалось практически в большинстве биологических (физиологических, метаболических п др.) проявлений жизнедеятельности человека. Учитывая, что труд человека всегда составляет форму межчеловеческих отношений, можно видеть, что общественная жизнь опосредует все уровни биологической деятельности систем организма. Деятельность человека, в отличие от высокоорганизованных животных, всегда несет в себе новые качества, сформировавшиеся в ходе исторического и онтогенетического опосредования биологической природы человека его социальной сущностью. Эта закономерность типична при анализе жизнедеятельности как здорового, так и больного человека. В этой связи оценка любой болезни на уровне нарушения только биологических процессов жизнедеятельности, как это делают Freud и неофрейдисты, без учета либо с недоучетом социальной опосредованность этих процессов оказывается односторонней и метафизической. Неофрейдисты Sullivan, Horney и др., не удовлетворенные пансексуализмом Freud и его недооценкой культурных условий развития человека, пытались избежать ошибок творца психоанализа. Однако, в своих концепциях «интерперсональных отношений», «культуральной психологии» они не только сохранили индивидуалистический подход к пониманию личности, но и активно использовали понятия традиционного психоанализа. Horney, например, настаивает на значении культуры, однако понимает ее абстрактно, в отрыве от социальной культуры общества.
Советская психология также утверждает индивидуальное, но в диалектическом взаимоотношении его с общественным; не отрицает, а тщательно исследует механизм и роль неосознанных актов в психологической деятельности, но при условии признания примата сознательного; глубоко изучает механизм инстинктов, влечений, однако в первую очередь для того, чтобы научиться управлять ими с помощью высших сознательных форм деятельности; не исключает важности биологического в жизнедеятельности организма человека, но специфически человеческими рассматривает те системы, которые обеспечивают наиболее тонкие и совершенные формы приспособления к окружающей, в первую очередь общественной, среде. Проблемы, следовательно, едины, по подходы к их решению и интерпретация фактов принципиально различны.
Главный механизм опосредованности в постнатальном онтогенезе находит свое полное выражение в личности, в том наиболее совершенном уровне индивидуальности, который обеспечивает тончайшее приспособление человека к сложнейшим изменениям общественной жизни его. В свою очередь ближайшие биологические основы личности раскрывает физиология высшей нервной деятельности. Ведущим физиологическим механизмом социально-биологического опосредования является вторая сигнальная система, формирующаяся под влиянием социальной среды и наиболее совершенно обеспечивающая межчеловеческие, общественные отношения.
Смотри также
28 апреля 2004 | 15:04
О неврозе навязчивых состояний
Невроз навязчивых состояний — расстройство невротического уровня и преимущественно психогенного происхождения с преобладанием в клинической картине навязчивых состояний (фобий, мыслей, действий, воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травмирующую ситуацию) или навязчивой нетерпимости в отношении некоторых внешних воздействий.
25 ноября 2003 | 17:11
Если они существуют, то это новое оружие массового поражения
Скоро доклад Минздрава РФ о психическом здоровье нации ляжет на стол российских парламентариев. В его подготовке принимал участие заместитель директора научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Зураб Кекелидзе. С вопроса о том, почему Москву можно назвать городом новых сумасшедших, и началось интервью.
25 ноября 2003 | 16:11
Зомби работает в фитнес-центре
В редакцию обратился практикующий врач-психиатр Кирилл К. (фамилию просил не называть). Он сразил своим заявлением: «Я настаиваю, что в Москве есть зомби, запрограммированные на слепое выполнение чужой воли. Один такой пациент наблюдается у меня». Доктор не производил впечатления душевнобольного, но то, что он говорил, было похоже на цитату из плохого боевика: «Кошмар, в который превратилась моя жизнь, могу связать только с одним – появлением среди моих пациентов зомби». Психиатр, заявил, что готов представить загадочного пациента журналистам и консилиуму ученых, но в обмен на гарантии собственной безопасности.
17 ноября 2003 | 09:11
Женщины - самоубийцы
Самоубийство — этот феномен, так близко стоящий к преступности по своим вариациям, наблюдается, в общем, у женщин в четыре и даже пять раз реже, чем у мужчин.
06 октября 2003 | 13:10
Проблема психической компенсации в пожилом возрасте
Старение — процесс «убывания», дезинтеграции во всех системах жизнедеятельности. Инволютивные изменения психической деятельности не происходят, однако, синхронно и одномоментно. Они неравномерны для различных психических функций...




















