Сегодня 13 декабря 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
17 сентября 2004 11:16

Профилактика наркомании в подростковой среде

 
До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют “деструктивные методы”, связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями. Конечные цели профилактики наркомании понимаются по-разному.
Например, конечной целью первичной профилактики наркомании в Голландии считается снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, а “легкие” формы наркотиков легализованы. В Англии конечной целью первичной профилактики является умение ответственно употреблять наркотики. В США и Австралии — полный отказ от немедицинского потребления наркотиков. Эта же цель преследуется и в России.
В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Первые распространены в Европе, их целью является выработка у детей навыков эффективного общения. Вторые распространены в США, их цель — обучение навыкам ответственного принятия решения.
И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения проблем.
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая — посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.
Предлагается следующая классификация факторов риска: индивидуальные факторы; факторы, берущие начало в семье; факторы, связанные с обучением в школе.
При обучении навыкам акцент делается на “диалогических” формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как в настоящее время в России. Процесс обучения включает совместный поиск решений жизненных проблем, а следовательно, предполагает обязательное владение специалистом методами групповой работы, что не всегда встречается в наших школах. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений являются наиболее эффективными способами разрешения проблемы. При обучении используются разнообразные психотехнические приемы, разработанные в моделях группового тренинга, что подчеркивает глубокую научную обоснованность используемых методов. Таким образом, программы базируются на диалогичном стиле воспитания, групповом методе построения занятий и психотехнических приемах формирования жизненных навыков.
Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотических работ. Программы включают в себя: методическое пособие для учителей (до нескольких сот страниц текста); пособие для родителей; материалы по поддержанию и развитию работы после окончания общего обучающего курса. Такие программы и отдельные их модификации показали свою эффективность во всем мире.
Западные программы могут быть адаптированы к любым культурным и национальным условиям. Например, американские программы обучения жизненным навыкам успешно применяются более чем в 25 государствах, следовательно, подходят и для России. Но для этого они должны быть адаптированы, а отечественные специалисты должны пройти соответствующее обучение.
 
По материалам сайта: www.narcom.ru
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
22 сентября 2004  |  12:09
О марихуане
Растение марихуаны в основном имеет нечетное количество листьев на стебле. Готовая к употреблению марихуана - высушенная, измельченная, коричнево-зеленого цвета - имеет сходство с "ползучим орегано" (вид душицы).
06 сентября 2004  |  11:09
Можно ли употреблять кофе во время беременности?
Хоть опыты на животных показали вредное воздействие кофеина на зародыши животных, исследования на людях не обнаружили его вреда при умеренном употреблении - до трех чашек кофе или их эквивалента в других напитках на протяжении 24 часов - во время беременности. Однако существуют причины, из-за которых стоит перестать употреблять кофе, содержащий кофеин (чай, колу) во время беременности, по крайней мере, употребление это ограничить.
01 сентября 2004  |  13:09
Наркотики и беременность. Употребление марихуаны
Так же, как двадцать лет тому назад не были известны итоги курения сигарет, так в настоящее время не известны эффекты употребления марихуаны. Люди, курящие марихуану, являются подопытными кроликами. А поскольку марихуана переходит в плод, матери, употребляя ее, делают из своих не рожденных детей подопытных кроликов.
12 августа 2004  |  11:08
Где же все-таки лечиться?
К сожалению, долгие годы наркология в нашей стране считалась “низкой медицинской специальностью”. По целому ряду причин среди врачей бытовало мнение, что, так как наркоманам и алкоголикам всё равно помочь нельзя, то абсолютно неважно, каким образом ему помогать. Работать в наркологию часто приходили врачи самых разных специальностей - от хирургов до стоматологов, не нашедшие себя в профессии, которой учились.
06 августа 2004  |  12:08
Что могут сделать родители во время лечения наркомании
Очень часто бывает так, что впервые родители начинают понимать, что их ребенок принимает наркотики, только тогда, когда у сына или дочери на их глазах разворачивается наркотический абстинентный синдром - ломки.