Сегодня 23 октября 2019
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
19 июня 2003 16:49   |   Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. – Личность и алкоголь. Новосибирск

Немного истории о  возникновении алкоголизма

 
  Дикий виноград существовал на Земле еще до появления человека. Листья и стволы виноградной лозы обнаруживаются в окаменелостях каменноугольного периода. В это время виноград произрастал даже в таких северных районах, как Гренландия, Аляска и Шпицберген. Наступление ледникового периода оттеснило виноград в южные районы.
  Развитие культурного винограда, очевидно, происходило постепенно. Каждое поколение людей приобретало в этом отношении новый опыт. Плоды винограда были источником питания человека, а в дальнейшем — основой для изготовления уксуса и вина. Производство вина началось в результате случайного открытия естественного процесса ферментации виноградного сахара дрожжевыми грибками. Рост грибков в виноградном соке без доступа воздуха сопровождается выделением углекислого газа и этилового спирта. Большинство пьющих  людей и не подозревают, как подметил один известный нарколог, что они потребляют экскременты дрожжевых грибков! Когда концентрация этилового спирта при брожении вина достигает 12−13%, дрожжевые грибки гибнут от «острой алкогольной интоксикации». Вот почему натуральные виноградные вина содержат алкоголь в концентрациях не более 13%. Со временем люди научились искусственно повышать содержание алкоголя в спиртных напитках.
  Вино употреблялось в Древнем Египте еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют найденные в гробницах фараонов винные сосуды, а также произведения настенной живописи, изображающие изготовление вина. В нижнем течении реки Тибр около 25ОО лет до н.э. выращивались винные сорта винограда в искусственно орошаемых садах. Лист винограда у древних шумеров был символом жизни. Вино производилось в Древнем Китае, Индии, Персии. Известна легенда времени владычества шаха Шемихана (5 век до н.э.), в которой рассказывается о том, как началось изготовление вина в Персии. Согласно легенде, семена винограда были принесены шаху орлом. Их посадили. Вырос виноград. Плоды собрали, выжатый из них сок поместили в сосуд. Через некоторое время сок в сосуде «вскипел без огня», а затем стал красным и чистым, «как рубин». Шах заставил попробовать жидкость приговоренному к смерти. Убедившись в том, что человек стал веселым и остался живым и невредимым, шах простил его. С этого времени люди изготовляют вино и употребляют его на различных праздниках.
  Раскопки Шлимана показали, что в Греции 4ООО лет назад жители Трои также знали секрет получения вина. В «Одиссее» Гомера имеется описание того, как Одиссей напоил исмарийским вином одноглазого великана Полифема. Дионис — в древнегреческой мифологии бог виноградарства и виноделия, у римлян он назывался Вакхом. Подобный бог существовал в верованиях балканских народов, тракийцев. Он был покровителем зверей, растений и вина.
  Проблемы, связанные со злоупотреблением вина, также известны человечеству с глубокой древности. В работах Геродота указывается на широкое распространение употребления алкоголя в античном мире. Так, в книге «Клио», оценивая обычаи племени массагетов-саков, автор указывает, что они «собирали спелые плоды с деревьев и затем сохраняли их» (очевидно, давали им возможность подгнить). Собравшись толпой в одном месте, массагеты зажигали костер и бросали эти плоды в 
огонь. От запаха сжигаемых плодов они приходили в состояние опьянения, подобно тому, как эллины пьянели от вина. Чем больше плодов они бросали в огонь, тем сильнее их охватывало опьянение. И это продолжалось до тех пор,  пока все не вскакивали, не пускались в пляс и не начинали петь песни.
  В книге «Евтерия» Геродот приводит данные об употреблении вина в Древнем Египте, изготовляемого из ячменя, «потому что в этой стране нет виноградной лозы». На пиршествах каждому сотрапезнику показывали деревянное изображение покойника, лежащего в гробу, со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким».
  Геродот приводит также данные о постоянном ввозе в Египет вина из Эллады и Финикии: «Из всей Эллады, да, кроме того, еще из Финикии, в Египет привозят дважды в год вино в глиняных сосудах».
  Примерно в 800 году н.э. арабские алхимики научились получать спиртовый дистиллят с помощью возгонки и последующим охлаждением паров этилового спирта (Слово «алкоголь» происходит от арабского «аль-куль», которое использовалось вначале для обозначения тонкого сурьмяного порошка, а позднее — как нечто тончайшего, неосязаемого, затем — чистого экстракта.). Это открытие дало возможность производить алкогольные напитки практически в неограниченном количестве, используя в качестве сырья разнообразные пищевые продукты, а не только виноград.
  Наряду с развитием винопроизводства и совершенствованием технологии получения спиртных напитков обращалось внимание на отрицательное влияние алкоголя на здоровье и характер человека. Существовали различные стили употребления алкоголя и правила, ограничивающие риск развития отрицательных последствий. Так, например, в Древнем Риме вино разводили водой. По закону Ромула мужчинам до 35 лет запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам.
  Главным напитком в течение многих столетий у людей было молоко. Однако в дальнейшем употребление вина постепенно увеличивается. Его начинают все чаще пить в неразведенном виде и во, все больших количествах. Во времена Нерона употребление неразбавленного вина становится наиболее популярным. Одномоментный прием его больших количеств считался скифским обычаем. Было распространено выражение: «Тот, кто тянет вино, как лошадь воду, называется скифом».
  Развивается широкая виноторговля, вино привозят на римский рынок с Иберийского полуострова, из Галлии и Греции. Все большее количество земель распахивается под виноградники, зачастую во вред другим культурам, что приводит к подорожанию хлеба, продовольственным затруднениям. Римские легионеры разводят виноградники и производят вино во многих провинциях империи и даже на территории современной Англии.
  В 91 году римский император Домициан в связи с трудностями продажи вина, производимого непосредственно в столице и ее окрестностях, запрещает его изготовление в отдаленных провинциях. Запрет, как правило, не соблюдался, хотя формально существовал около 2ОО лет, пока император Проб в 280 году не отменил его и, более того, не приказал разводить виноградники на Рейне и Дунае.
  История подходов к алкогольным проблемам прошла много этапов. Далеко не сразу сформировалось современное представление об алкоголизме как о болезни, хотя уже в древних источниках можно найти упоминание о болезненном характере влечения к алкоголю. Медицинский подход отражается, например, в высказываниях римского юриста  Ульпиана (170−228 годы н.э.), который неумеренное пьянство считал проявлением болезни.
   Широкую популярность получили в прошлом морально-этические концепции алкоголизма. В основе их лежало представление о том, что острая алкогольная интоксикация является самоповреждением и вызывается по воле принимающего алкоголь человека. Еще в начале I века известный римский философ Сенека писал: «Пьянство является не чем иным, как состоянием безумия, целенаправленно вызванным». Это положение легло в основу юридических законов, рассматривающих пьянство как отягчающее обстоятельство при совершении преступлений в Древнем Египте и Греции. Положение это сохранило свое значение до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России.
  В то же время это правильное в принципе утверждение привело к формированию концепции, отрицающей понимание алкоголизма как болезни. Она получила широкое распространение в XVIII-XIX веках. Лица, злоупотребляющие алкоголем, рассматривались сторонниками этих концепций как морально падшие, греховные, совершившие преступление. Они приравнивались к ворам, убийцам и другим криминальным элементам. Злоупотребление алкоголем в различных формах и проявлениях не считалось выражением болезни, а оценивалось с точки зрения морали. Наиболее активными проводниками такого подхода были члены протестантских церквей, особенно методистской и баптистской, а также члены различных религиозных сект, расценивающих любое употребление алкоголя как тяжкий грех и грубое нарушение морали.
  Во многих странах между представителями таких подходов и врачами, а также лицами, придерживающимися медицинских взглядов на алкоголизм, шли острые дискуссии. Вынужденные признать очевидное — наличие болезненных расстройств в конкретных случаях, сторонники морально-этического подхода выдвигали тезис о том, что «хотя это и болезнь, но вызванная по собственному желанию, а поэтому все равно не болезнь». В качестве примера такого отношения к алкоголизму можно привести выступление Тодда под названием: «Пьянство — порок, а не болезнь», сделанное им в 1882 г. в Миддлтауне (США). В этом выступлении, в частности, Тодд говорил, что «отсутствует какая-либо выгода в установлении теории, считающей пьянство болезнью. Объективно это приводит к облегчению ответственности пьяницы и защищает его от осуждения его товарищей». И далее: «…пьяницы — это последние люди, которыми следует заниматься». Тодд призывал прекратить прием в больницы пьяниц, которых он на своем уровне знаний не отграничивал от алкоголиков, обосновывая это ненужными большими затратами.
 
  Следует отметить, что лица, придерживающиеся морально-этического отношения ко всем проблемам, связанным со злоупотреблением алкоголем, не всегда формировали замкнутые общества, а рассеивались среди людей, не занимающих столь однозначного отношения к проблеме, что объективно приводило к постепенному сглаживанию позиций. Джеллинек приводит данные, свидетельствующие о том, что в середине XX века даже наиболее экстремистски настроенные члены пуританских общин начали относиться менее однозначно к алкогольным проблемам, увидев в них и медицинскую сторону. Интересные в этом отношении данные приводит также: американский ученый Клайнбелл: большинство протестантских священников, посещавших Иэльскую летнюю школу исследования алкоголя, на специальном психологическом  опросе показали, что «алкоголизм начинается как личный грех и заканчивается болезнью». Автор в то же время обнаружил и менее упрощенные ответы, как, например: «Может быть, это и грех, но в большей степени симптом или наличие греховных условий в обществе». Таким образом, даже непосредственно в ортодоксальных религиозных общинах морально-этическая концепция алкоголизма в чистом виде, как правило, к середине XX века не удерживается.
  Концепция оказалась совершенно несостоятельной, когда речь шла о терапевтических подходах к алкоголизму, так как она отвергала саму идею необходимости медицинского вмешательства, заменяя последнее моральным осуждением, порицанием, проклятьем и т.д. Люди, страдающие алкоголизмом, члены их семей слушали проповеди и призывы, но реальной помощи не получали и, несмотря на скептическое отношение к медицине, вынуждены были обращаться к врачам. Даже принимая во внимание недостаточную эффективность лечения, в ряде случаев они видели излечение острых алкогольных психозов, улучшение общего состояния здоровья и в части случаев наступление длительных ремиссий.
Одностороннее морально-этическое отношение к алкоголизму, исключающее алкоголизм как концепцию болезни, отвергнуто наукой. Оно практически изжило себя в большинстве регионов мира и не поддерживается научной общественностью, поскольку находится в полном несоответствии с современными данными об алкогольной проблеме. Отрицание медицинской стороны алкоголизма вместе с тем встречается и сегодня среди отдельных лиц или групп, что связано с недостаточным уровнем знаний по этому вопросу или исключительно иррациональным, эмоциональным отношением.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
25 июня 2003  |  17:06
Эйфория, что это?
Прием наркотика вызывает состояние эйфории. «Эйфория» — это термин, которым медики называют особое состояние психики, эмоций, телесных ощущений, изменений в сознании, которые у наркоманов входят в понятие «кайф». Это то самое состояние благодати, которое заставляет вновь возвращаться к употреблению наркотика.
09 июня 2003  |  15:06
Что такое психоделики?
Группа психоделических препаратов или галлюциногенов включает в себя множество природных средств растительного происхождения: каннабис (гашиш, марихуана), пейотль, мускатный орех, псилоцибиновые грибы, семена ипомеи и т.д., а также синтезированные вещества, химические аналоги растительных препаратов: мескалин, псилоцибин, ЛСД.
22 мая 2003  |  09:05
Не злоупотребляйте снотворными!
Вот как описывает Аркадий Ровнер «рацион» среднего московского хиппана шестидесятых годов: «Обычно начинали со снотворного, с какого-нибудь димедрола — полпачки, пачки, двух. Я стадию димедрола не прошел и очень этим гордился: от него тяжелая тупость. Димедрол — это антиаллергетик со снотворным эффектом.
12 мая 2003  |  16:05
Словарь жаргона наркоманов
Предлагаем Вам познакомиться со сленгом наркоманов, преимущественно отражающим отношения с героином. Вообще названий героина в лексиконе подростка бесконечное множество, в телефонных разговорах, скрываясь от родителей, они могут использовать самые разные «образы», чаще всего продуктовые: «свежий белый хлеб», «черная икра», «наше молоко» и т. д.
08 мая 2003  |  10:05
Детская наркомания
За годы советской пропаганды у российский родителей прочно укрепилось отношение к наркомании, как к отвратительному пороку Дикого Запада, поэтому многие из них не воспринимают наркотическую зависимость как болезнь, как несчастье человека, воля которого оказалась парализована. Следствием этого является и недостаточно серьезное отношение к наркомании, неспособность представить себе масштабы вреда и осложнений, которые часто бывают необратимыми.