Сегодня 28 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Олигофрения

 
Олигофрения — врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется несовершенством слож­ных форм познавательной деятельности психических си­стем и ведет к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации больных.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Наиболее  характерно для  олигофрении своеобразное атипичное психическое развитие. Особенности психиче­ской деятельности сохраняются всю жизнь, но могут претерпевать изменения при целенаправленных занятиях в специальных учреждениях. Под влиянием правильно со­ставленных программ в психической деятельности могут наступать значительные сдвиги, которые позволяют боль­ным приспособиться к условиям социальной среды, обслу­живать себя и выполнять определенные трудовые про­цессы.
Термин «олигофрен» предложил Э. Крепелин.
Олигофрения — группа заболеваний различной этиоло­гии. В зарубежной литературе определение степеней олигофрении производится при помощи психометрических Методов (Станфорд—Бине, Векслер), характеризующих со­ответствующий возрасту уровень интеллекта (при норме 100). Существуют различные данные о частоте умственной отсталости. Это зависит от того, что легкие степени умственной отсталости не всегда могут быть учтены. В зарубежной литературе широко используют термины «Mental subnormality» (умственная субнормальность), «Mental retardation, Mental deficiency» (умственная отста­лость) для определения степеней умственной отсталости.
Понятие «handicapped children» имеет иной смысл и объединяет детей с различными увечьями или хронически­ми заболеваниями, у которых задержка умственного развития идет за счет тугоухости, глухоты, расстройств речи, зрения. Все они нуждаются в специальных формах образования и проведении терапевтической коррекции.
В связи с возможностью компенсации психического состояния при олигофрении уже в первые годы Советской власти были намечены перспективы развития вспомога­тельного обучения для этих больных (1918) и организова­ны первые курсы по подготовке работников по детской дефективности.
В последующие годы проводились мероприятия по улучшению деятельности учреждений для глухонемых, слепых и умственноотсталых детей и подростков, увели­чению ассигнований и развитию воспитательной работы в них.
Для правильного обучения и воспитания больных с уродствами развития необходимо знать особенности и возможности детей с различными психическими наруше­ниями. Принято выделить три степени олигофрении: иди­отия, имбецильность и дебильность.
Идиотия — от латинского слова idiot, т. е. невежда, неуч, не способный к обучению. Имбецильность — от латинского слова imbecullitas, которое обозначает беспо­мощность, недостаток энергии.
Дебильность — от латинского слова debilitas. т, е   хилость, немощность. За основу деления различные авторы брали отдельные качества психической деятельности, на­пример развитие внимания, желаний, отношение к школе, степень социальной пригодности и т. д.
Идиотам недоступна жизнедеятельность без посторон­ней помощи и целенаправленная деятельность. У них отсутствуют речевые и эмоциональные контакты.
Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Для них характерно прими­тивное и конкретное мышление. Поведение обусловлено инстинктами. Их можно вовлекать в трудовые процессы, используя подражательный рефлекс.
В период обучения имбецилы могут совершать про­стейшие счетные операции, приобретать определенный запас знаний для самообслуживания и выполнения трудо­вых процессов. Процесс этот длительный и основан на постепенном усложнении заданий. У имбецилов, как пра­вило, наблюдается недостаточное развитие моторики и речи, в связи с чем большую роль приобретают занятия ритмикой, музыкой, гимнастикой, хоровым пением и танцами.
Дебильность— наиболее легкая степень олигофрении. Дебилы достаточно хорошо ориентируются в житейских ситуациях, кончают вспомогательную, а при легких степе­нях— и общеобразовательную школу. У них словарный запас значительный, но речь отличается незрелостью, однообразием. Абстрактные понятия им недоступны. Они тугоподвижны и малосообразительны, способны на эмоци­ональные реакции. Моторика более развита, чем у имбеци­лов, хотя они с трудом выполняют мелкие и точные операции. Особенности моторики сказываются на походке и рисунках больных. Процессы обучения носят еще более дифференцированный характер, чем при имбецильности, но построены также на многочисленных повторениях, наглядности и образности. Большое значение имеют заня­тия ритмикой и гимнастикой, а также музыкальные упражнения.
Одним из основных признаков олигофрении является отсутствие усложнения симптоматики (прогредиентность). В процессе обучения и воспитания у больных олигофренией не только накапливается запас знаний и навыков, но происходит определенное развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций.
Порой при олигофрении наблюдается как бы обратная динамика: ухудшается речь, обостряются проявления бо­лезни, утрачиваются приобретенные навыки. Причиной могут быть различные дополнительные вредные факторы: соматические и инфекционные заболевания, чрезмерные умственные и физические нагрузки и т. д. Обучение олигофренов в массовых школах может резко ухудшить их возможности и вызвать декомпенсацию состояния. Школьный врач и педиатр должны объяснять родителям, что обучение во вспомогательной школе по облегченной программе позволяет достичь больших успехов, чем в массовой, но с меньшим риском для здоровья.
Перевод из массовой школы всегда представляет боль­шую травму для ребенка, чем начало обучения сразу в специальной школе.
Чрезвычайно важна дифференциация олигофрении от состояния педагогической запущенности и астенических состояний после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы или соматического заболевания. Эти дети нуждаются в обучении в специальных классах и школах с санаторным режимом. Помещение их во вспомо­гательные школы может принести вред дальнейшему развитию ребенка.
Значительные трудности при дифференцировании ука­занных состояний возникают в первом классе, когда надо решить, вызвала ли школьная нагрузка декомпенсацию у больного олигофренией или имеется астеническое состояние, связанное с внешними вредными факто­рами.
Решение о переводе во вспомогательную школу может быть принято после обследования в стационаре.
Врачу приходится сочетать обучение с воспитанием. Участие врача в педагогическом процессе имеет большое значение не только в специальных учреждениях для больных детей, но и в школах для здоровых. Школьный врач должен анализировать причины неуспеваемости уча­щихся, заниматься вопросами целесообразной учебной нагрузки, переводом в специальные школы, а также направлением на специальное лечение. Врач обязан внима­тельно изучать поведение трудных детей в школе, выяв­лять аномалии характера, психопатоподобные состояния и проводить соответствующее лечение. Нередко у детей младшего школьного возраста астеническая симптомати­ка, возникшая после перенесенных соматических заболе­ваний, травм мозга или психотравмирующих ситуаций, может проявляться неправильным поведением. Дети, ра­нее спокойные и дисциплинированные, начинают на уро­ках «вертеться», вскакивать, вскрикивать, задирают това­рищей, грубят учителям и др. Меры наказания только утяжеляют конфликтную ситуацию и могут привести к уходу из школы, из дома, бродяжничеству и другим реакциям протеста. Поэтому необходимо организовать наблюдение за такими лицами и проводить терапевтиче­ские мероприятия.
 

О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр