Заболевания → ОлигофренияОлигофрения — врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется несовершенством сложных форм познавательной деятельности психических систем и ведет к большим затруднениям
Наиболее характерно для олигофрении своеобразное атипичное психическое развитие. Особенности психической деятельности сохраняются всю жизнь, но могут претерпевать изменения при целенаправленных занятиях в специальных учреждениях. Под влиянием правильно составленных программ в психической деятельности могут наступать значительные сдвиги, которые позволяют больным приспособиться к условиям социальной среды, обслуживать себя и выполнять определенные трудовые процессы.
Термин «олигофрен» предложил Э. Крепелин.
Олигофрения — группа заболеваний различной этиологии. В зарубежной литературе определение степеней олигофрении производится при помощи психометрических Методов (Станфорд—Бине, Векслер), характеризующих соответствующий возрасту уровень интеллекта (при норме 100). Существуют различные данные о частоте умственной отсталости. Это зависит от того, что легкие степени умственной отсталости не всегда могут быть учтены. В зарубежной литературе широко используют термины «Mental subnormality» (умственная субнормальность), «Mental retardation, Mental deficiency» (умственная отсталость) для определения степеней умственной отсталости.
Понятие «handicapped children» имеет иной смысл и объединяет детей с различными увечьями или хроническими заболеваниями, у которых задержка умственного развития идет за счет тугоухости, глухоты, расстройств речи, зрения. Все они нуждаются в специальных формах образования и проведении терапевтической коррекции.
В связи с возможностью компенсации психического состояния при олигофрении уже в первые годы Советской власти были намечены перспективы развития вспомогательного обучения для этих больных (1918) и организованы первые курсы по подготовке работников по детской дефективности.
В последующие годы проводились мероприятия по улучшению деятельности учреждений для глухонемых, слепых и умственноотсталых детей и подростков, увеличению ассигнований и развитию воспитательной работы в них.
Для правильного обучения и воспитания больных с уродствами развития необходимо знать особенности и возможности детей с различными психическими нарушениями. Принято выделить три степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность.
Идиотия — от латинского слова idiot, т. е. невежда, неуч, не способный к обучению. Имбецильность — от латинского слова imbecullitas, которое обозначает беспомощность, недостаток энергии.
Дебильность — от латинского слова debilitas. т, е хилость, немощность. За основу деления различные авторы брали отдельные качества психической деятельности, например развитие внимания, желаний, отношение к школе, степень социальной пригодности и т. д.
Идиотам недоступна жизнедеятельность без посторонней помощи и целенаправленная деятельность. У них отсутствуют речевые и эмоциональные контакты.
Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Для них характерно примитивное и конкретное мышление. Поведение обусловлено инстинктами. Их можно вовлекать в трудовые процессы, используя подражательный рефлекс.
В период обучения имбецилы могут совершать простейшие счетные операции, приобретать определенный запас знаний для самообслуживания и выполнения трудовых процессов. Процесс этот длительный и основан на постепенном усложнении заданий. У имбецилов, как правило, наблюдается недостаточное развитие моторики и речи, в связи с чем большую роль приобретают занятия ритмикой, музыкой, гимнастикой, хоровым пением и танцами.
Дебильность— наиболее легкая степень олигофрении. Дебилы достаточно хорошо ориентируются в житейских ситуациях, кончают вспомогательную, а при легких степенях— и общеобразовательную школу. У них словарный запас значительный, но речь отличается незрелостью, однообразием. Абстрактные понятия им недоступны. Они тугоподвижны и малосообразительны, способны на эмоциональные реакции. Моторика более развита, чем у имбецилов, хотя они с трудом выполняют мелкие и точные операции. Особенности моторики сказываются на походке и рисунках больных. Процессы обучения носят еще более дифференцированный характер, чем при имбецильности, но построены также на многочисленных повторениях, наглядности и образности. Большое значение имеют занятия ритмикой и гимнастикой, а также музыкальные упражнения.
Одним из основных признаков олигофрении является отсутствие усложнения симптоматики (прогредиентность). В процессе обучения и воспитания у больных олигофренией не только накапливается запас знаний и навыков, но происходит определенное развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций.
Порой при олигофрении наблюдается как бы обратная динамика: ухудшается речь, обостряются проявления болезни, утрачиваются приобретенные навыки. Причиной могут быть различные дополнительные вредные факторы: соматические и инфекционные заболевания, чрезмерные умственные и физические нагрузки и т. д. Обучение олигофренов в массовых школах может резко ухудшить их возможности и вызвать декомпенсацию состояния. Школьный врач и педиатр должны объяснять родителям, что обучение во вспомогательной школе по облегченной программе позволяет достичь больших успехов, чем в массовой, но с меньшим риском для здоровья.
Перевод из массовой школы всегда представляет большую травму для ребенка, чем начало обучения сразу в специальной школе.
Чрезвычайно важна дифференциация олигофрении от состояния педагогической запущенности и астенических состояний после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы или соматического заболевания. Эти дети нуждаются в обучении в специальных классах и школах с санаторным режимом. Помещение их во вспомогательные школы может принести вред дальнейшему развитию ребенка.
Значительные трудности при дифференцировании указанных состояний возникают в первом классе, когда надо решить, вызвала ли школьная нагрузка декомпенсацию у больного олигофренией или имеется астеническое состояние, связанное с внешними вредными факторами.
Решение о переводе во вспомогательную школу может быть принято после обследования в стационаре.
Врачу приходится сочетать обучение с воспитанием. Участие врача в педагогическом процессе имеет большое значение не только в специальных учреждениях для больных детей, но и в школах для здоровых. Школьный врач должен анализировать причины неуспеваемости учащихся, заниматься вопросами целесообразной учебной нагрузки, переводом в специальные школы, а также направлением на специальное лечение. Врач обязан внимательно изучать поведение трудных детей в школе, выявлять аномалии характера, психопатоподобные состояния и проводить соответствующее лечение. Нередко у детей младшего школьного возраста астеническая симптоматика, возникшая после перенесенных соматических заболеваний, травм мозга или психотравмирующих ситуаций, может проявляться неправильным поведением. Дети, ранее спокойные и дисциплинированные, начинают на уроках «вертеться», вскакивать, вскрикивать, задирают товарищей, грубят учителям и др. Меры наказания только утяжеляют конфликтную ситуацию и могут привести к уходу из школы, из дома, бродяжничеству и другим реакциям протеста. Поэтому необходимо организовать наблюдение за такими лицами и проводить терапевтические мероприятия.
|