Сегодня 23 апреля 2024
Медикус в соцсетях
11 июня 2013

Поможет ли российскому здравоохранению государственная программа

Впервые за много лет мне без особого труда удалось одолеть нормативный документ Правительства – Государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Детально проработанная, наполненная разнообразной информацией о состоянии российского здравоохранения и перспективах его развития, она производит самое благоприятное впечатление. Очевидно, что писали ее умные, сведущие в своем деле специалисты, исполненные благих намерений решить проблемы здравоохранения, вывести его из стагнации. Если бы не знать о том, куда ведут благие намерения, то можно прийти в восторг, умилиться тому, что остались в России крепкие профессионалы, способные внятно формулировать мысли, предлагать решение проблем.

Российскому здравоохранению сейчас меньше всего нужна Программа, особенно Государственная. Воплощение в жизнь программы – это потерянное время, бессмысленное расходование денег, бесполезная трата человеческих ресурсов, затраченных на внедрение. Это напрасный труд, результаты которого утекут словно вода, оставив горькое послевкусие утраченных иллюзий. Непрекращающиеся попытки контролировать всех и вся приведут к тому, что мы можем окончательно разрушить то, что есть, не построив при этом ничего нового. Тотальный контроль малоэффективен в принципе, а для таких сложных систем, как здравоохранение, разрушителен. Сложная система требует такого же сложного контроля, если хотите – отпущенных вожжей, свободы принятия решений и такой же свободы распоряжения ресурсами. В противном случае получается то, что мы видим сейчас: хаотичное принятие решение, отсутствие связи между ними, суета, от которой все устали.

В начале мая на совещании в Кремле о ходе выполнения приказов Президента РФ от 7 мая 2012 года много говорили о том, как исполняются решения, касающиеся здравоохранения. Вот характерный пример:

Когда мы говорим о реструктуризации сети, допустим, труднее создавать межрайонные больницы, межрегиональные, и легче всего закрыть какой-то ФАП в деревушке, откуда до ближайшего медицинского пункта 200–250 километров по бездорожью. Там люди сидят безмолвно, они ничего не скажут. Но региональные власти и соответствующие федеральные органы должны это знать.

Эти слова, сказанные В.В.Путиным, поразили меня. Прежде всего, тем, что понимая ситуацию с управлением, менять ничего не предполагается. Элементарная истина – прежде чем разрушать нужно построить что-то новое – не задерживается в голове российских чиновников разного калибра. Попытки удержать контроль не только над денежными потоками, но и над всем процессом управления здравоохранением будут продолжаться. Государственная программа развития здравоохранения тоже внесет в это посильный вклад. Чтобы отчитаться о ее выполнении, нужно будет написать много отчетов в разные кабинеты, где они либо осядут без движения, либо помогут сделать карьеру чиновникам.

В конечном итоге мы имеем 125−ую попытку улучшить, углубить и ускорить, но что из этого выйдет? Ничего. Потому что все хотят как лучше, а получается как всегда.

Отчего, совершенствуя что-то в процессе государственного управления, мы всегда возвращаемся туда, откуда пришли? Странная какая-то история – вроде бы куда-то идем, движемся, но при этом уже 10 лет стоим на месте. Разве что закрыли фельдшерско-акушерские пункты, открытые в незапамятные времена на средства земств и тогдашних акул капитализма.

Бодрый отчет министра здравоохранения на упомянутом совещании оптимизма не прибавил. Государственная программа, региональные программы, стратегические концептуальные документы, стандарты и порядки медицинской помощи, эти слова производят гнетущее впечатление. Ничуть не меньше, чем статистика, приведенная в государственной программе развития здравоохранения.

В России показатель материнской смертности в 2011 году составил 16,2 на 100 тысяч детей, родившихся живыми.  Это меньше, чем на Украине (32,0 на 100 тысяч детей, родившихся живыми) или в Молдове (41,0 на 100 тысяч детей, родившихся живыми), но два раза больше, чем Германии (7,0 на 100 тысяч) или Великобритании (8,0 на 100 тысяч детей, родившихся живыми). Не утешает даже то, что в США и Канаде эти показатели составили 21,0 и 12,0 соответственно. Аргумент, который приводится в оправдание таких показателей в России, США и Канаде – большая территория, слышан был мною не раз и не два в советские времена как убедительное оправдание порочной системы управления и экономического механизма. Настораживает и то, что показатели материнской смертности в России за 2011 год сравниваются с такими же показателями, но за 2010 год. Почему для аргументации были выбраны не сопоставимые периоды времени, остается только гадать. Могу только предположить, что писавшие программу не знают о том, что сравнивать данные можно либо в динамике, за определенный период времени, либо за один и тот период времени. В этом случае получается, что относительное благополучие с показателем материнской смертности весьма сомнительно.

Даже московское относительное благополучное здравоохранение, при ближайшем рассмотрении выглядит печально. Бессистемное, истеричное объединение московских поликлиник, мало чем отличается от закрытия фельдшерско-акушерских пунктов, например, в Тульской области. Лучше после объединения не стало, а вот жалоб прибавилось. Конечно, добраться до соседнего района в Москве проще, чем из деревни в Тульской области в районную больницу, но почему и зачем нужно было закрывать и объединять работоспособные лечебные учреждения понять очень трудно.

Так поможет ли нашему здравоохранению Государственная Программа? Нет, от новой Государственной Программы не будет никакого толка. А вот хуже стать может. Потому что проблема российского здравоохранения не в том, что нет программы, а в том, что нет, как я уже писала, свободы принятия решений на любом уровне. Государство, беря на себя все больше обязательств, загоняет себя в угол, а нас с вами вынуждает искать альтернативные решения.

Любовь Алисина, экономический обозреватель

P.S. Ознакомиться с программой можно на сайте gosprogrammy.gov.ru.



Комментарии

Поделиться:



12 декабря 2020  |  03:12
Согласие или отказ на медицинское вмешательство
Согласие или отказ пациента от медицинского вмешательства — обязательная процедура перед началом стоматологического лечения. Как она работает на практике, в чем особенности оформления и что делать в спорных ситуациях. На эти и другие вопросы отвечает медицинский юрист Иван Печерей.
17 мая 2016  |  02:05
Исследование: Частота проведения отбеливания зубов в частных клиниках РФ
Сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова доцентом Андреем Акуловичем и клиническим ординатором Маргаритой Новак было проведено статистическое исследование по распространенности процедур клинического отбеливания зубов в частных стоматологических клиниках
21 ноября 2013  |  23:11
Всемирный День отказа от курения: мировые эксперты о борьбе с курением
21 ноября - Всемирный День отказа от курения. Несколько лет тому назад Всемирная организация здравоохранения создала Рамочную конвенцию по борьбе с табакокурением. Медики могут прийти на помощь законодателям, предлагая современные методы лечения для желающих бросить курить.
12 марта 2013  |  13:03
Андрей Куликов: "Прямая экономия приводит к дополнительным расходам".
РОО «Московское фармацевтическое общество» провело исследование, показавшее, что использование клинического парентерального (внутривенного) питания позволит экономить до 25 000 рублей на лечении каждого пациента. Иными словами, финансирование отечественного здравоохранения имеет скрытые резервы.
25 сентября 2012  |  21:09
Нутритивная поддержка: применим ли европейский опыт к российским реалиям
24 сентября 2012 года в агентстве «РИА Новости» прошел телемост между Москвой и Санкт-Петербургом на тему: “Клиническое питание: «потерянный элемент» Hi-tech терапии?”.