Сегодня 04 октября 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
06 апреля 2004 12:57   |   Герасимович Л.М., под ред. Г.И. Ронь,
Екатеринбург: УГМА, 2003.

Профилактика гингивита у подростков-воспитанников детских домов (Методические рекомендации).

В методических рекомендациях рассматривается одна из самых серьезных проблем современной стоматологии, обусловленная стремительным ростом распространенности воспалительных заболеваний пародонта уже у молодых пациентов.
 
Введение
По данным ВОЗ, распространенность ВЗП у подростков достигает 80−83%. Наиболее часто в этом возрасте встречается гингивит. Во время эпидемиологических исследований московских школьников гингивит обнаружили у 77% 12−летних подростков и у 87% 15−летних. Высокие показатели заболеваний пародонта выявляются при обследовании воспитанников детских домов. Это связано с тем, что данная категория детей относится к группе высокого риска. Их здоровье формируется в условиях сочетанного действия неблагоприятных социальных, психологических, биологических и генетических факторов, что снижает адаптационные возможности организма. Социальное значение проблемы определяется ростом числа детей-сирот в Российской Федерации. В Свердловской области в настоящее время в 80 детских учреждениях общественного призрения всех видов и типов воспитывается более 5 тысяч детей.
Доказано, что определяющим звеном в развитии гингивитов являются микроорганизмы, которые проявляют патогенные свойства на фоне плохой гигиены полости рта и сниженной общей и местной иммунной резистентности. К снижению действия указанных факторов приводят гигиенические мероприятия в сочетании с мерами по усилению защитных свойств слюны против микрофлоры.
 
 
Алгоритм лечения и профилактики воспалительных заболеваний пародонта у подростков-воспитанников детского дома
 
1. Определение соотношения психологического статуса и уровня интеллекта у подростков путем сочетанного применения тестов Векслера и Кеттелла.
Данный этап позволяет в дальнейшем проводить мотивационные мероприятия дифференцированно, в зависимости от состояния мотивационно-волевой сферы подростка. Проводить диагностические тесты необходимо совместно с врачом-психиатром или психологом.
Умение и желание соблюдать гигиену полости рта зависит от наличия положительной мотивации, внутреннего побуждения, наличия потребностного состояния. Процесс убеждения пациента изменить свои привычки или приобрести новые очень долгий и трудный, обратимый на первых стадиях. Следует учитывать тот факт, что у категории детей-сирот формирование мотивационно-волевой сферы проходит с большим отставанием, поэтому необходимо подбирать адекватные методы мотивации и обучения гигиене полости рта в зависимости от уровня психического и интеллектуального развития.
Роль мотивации в поддержании хорошей гигиены полости рта в настоящий момент считается неоспоримой. Хорошо известно, что для успешного осуществления методов комплексного лечения и профилактики и, в конечном итоге, для получения положительного эффекта необходимым и обязательным являются подготовительные мероприятия в виде обучения и тщательного контроля за соблюдением гигиены полости рта.
Известно, что обучение правильной технологии чистки зубов, использования средств личной гигиены, кратности посещения врача-стоматолога с целью проведения профессиональной гигиены особенно важно в детском и подростковом периоде, когда складывается система жизненных ценностей, приоритетов, иерархии тех или иных мотивов. Причем основой успешного гигиенического воспитания детей и подростков является создание привычки в поддержании хорошей гигиены полости рта. Приобретение умений и формирование стереотипов поведения особо актуальны в подростковом возрасте. На этом критическом этапе развития личности важное значение приобретает групповой подход как один из методов коррекции поведения.
Доказано, что процесс убеждения пациента изменить свои привычки и приобрести новые идет медленными, повторяющимися шагами и на первых стадиях обратим. Для выработки полезной привычки человек должен идти в теории от знания через понимание до убеждения. Далее следуют практические этапы — выработка навыков выполнения гигиенических манипуляций, которые путем многократных упражнений превращаются в привычку.
По данным исследователей, формы воспитания стойкой привычки определяются особенностью развития мотивационно-волевой сферы личности.
При рассмотрении внутренних условий мотивации важно учитывать психологические особенности личности (тип нервной системы, темперамент, характер). Эти особенности накладывают неповторимый отпечаток на структуру исходных побуждений и динамику процессов мотивации.
Известно, что общая осведомленность, понятливость, способность к нахождению сходства понятий, конструктивное мышление исследуемого являются основанием для построения обучающих методик, определяющих суть профилактического процесса. Поэтому прежде, чем приступать к процессу научения и воспитания потребностей в поддержании хорошей гигиены ротовой полости, необходимо иметь представление об уровне интеллекта личности, к которой будут обращены эти процессы.
В рамках дифференцированного подхода к обучению и коррекции мотивационно-волевой сферы мы рекомендуем проводить оценку соотношения индивидуально-психологических особенностей человека и актуального уровня интеллекта. Наиболее приемлемым для этого является сочетанное использование тестов Векслера и Кеттелла. Помощь в тестировании подростков может оказать врач-психиатр или психолог, входящие в штат детских домов.
Особенностью теста Векслера является то, что количественно-качественная оценка его результатов позволяет судить не только об уровне интеллектуального развития, но и об его структуре. С помощью шкалы Векслера выделяют следующие группы:
1.      Нормальный уровень интеллекта (общий интеллектуальный потенциал (ОИП) — 90 баллов и выше)
2.      Пограничная интеллектуальная недостаточность (ОИП = 80−90 баллов)
3.      Легкая интеллектуальная недостаточность (ОИП = 70−80 баллов)
Для определения индивидуально-психологических особенностей человека наиболее удобна методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. Данное средство психологической экспресс-диагностики является популярным благодаря простой и быстрой технике проведения.
При группировании и интерпретации результатов подросткового варианта опросника Кеттелла (HSPQ) учитываются крайние показатели (ниже 4 и выше 6 стенов) по основным факторам (см. приложение 1).
На основании результатов проведенного исследования целесообразно выделить три основные группы с учетом характеристик эмоционально-мотивационной сферы подростков, определяющих суть психологической коррекции.
 

Группа 1. «Неустойчивые, безвольные»

Для составляющих данную группу подростков свойственна низкая ответственность, неустойчивость интересов, потворство своим желаниям, непостоянство в привязанностях, легкомысленность, низкий самоконтроль поведения. Отмечаются трудности адаптации в жестко регламентированных ситуациях, слабый интерес к общественным стандартам, нежелание прилагать усилия для осуществления заданных правил.
Основными факторами для интерпретации являются:
§         фактор C (слабость «Я» — сила «Я») — (3 ± 1 стен)
§         фактор D (флегматичность — возбудимость) — (6 ± 9 стенов)
§         фактор E (конформность — доминантность) — (6 ± 9 стенов)
§         фактор F (десургенсия — сургенсия) — (5 ± 8 стенов)
§         фактор G (слабость «Сверх-Я» — сила «Сверх-Я») — (3 ± 1 стен)
§         фактор Q3 (импульсивность — контроль желаний) — (3 ± 1 стен)
Показатели по остальным факторам на среднем уровне.
 
Группа 2. «Добросовестные исполнители».
Для данной группы характерен высокий самоконтроль поведения, умение преодолевать препятствия, склонность доводить дело до конца. Интересы носят постоянный характер, отмечается умение планировать свои действия, достаточная критичность к своим поступкам, ответственность, добросовестность, обязательность, характерно умение действовать по четко заданным правилам, практичность и реализм в оценках.
Основными факторами для интерпретации являются:
§         фактор C (слабость «Я» — сила «Я») — (7 ± 9 стенов)
§         фактор D (флегматичность — возбудимость) — (4 ± 1 стен)
§         фактор F (десургенсия — сургенсия) — (4 ± 2 стена)
§         фактор G (слабость «Сверх-Я» — сила «Сверх-Я») — (6 ± 9 стенов)
§         фактор I (харрия — премсия) — (4 ± 3 стена)
§         фактор J (зеппия — коестения) — (4 ± 2 стена)
§         фактор Q3 (импульсивность — контроль желаний) — (6 ± 9 стенов).
Показатели по остальным факторам на среднем уровне.
 
Группа 3. «Ведомые, конформные, нуждающиеся в поддержке»
Для данной группы характерна подчиняемость, ведомость, послушание, неуверенность в себе и в своих силах. Составляющие данную группу руководствуются мнением окружающих, следуют за более сильными, легко подчиняются авторитетам, групповым требованиям. В поведении они склонны ориентироваться на мнение группы, нуждаются в поддержке советах, одобрении.
Основными факторами для интерпретации являются:
§         фактор E (конформность — доминантность) — (3 ± 2 стена)
§         фактор H (тректия — пармия) — (4 ± 1 стен)
§         фактор J (зеппия — коестения) — (4 ± 2 стена)
§         фактор O (гипертимия — гипотимия) — (7 ± 9 стенов)
§         фактор Q2 (социабельность — самодостаточность) — (4 ± 1 стен)
Показатели по остальным факторам были на среднем уровне.
После того, как проведено психологическое тестирование, каждый подросток попадает в одну из трех групп по уровню интеллекта и в одну из трех групп по типу психическому.
Учет разнообразных соотношений степени развития интеллекта и психических особенностей позволяют наиболее эффективно проводить мотивационные мероприятия.
2. Обучение педагогов, воспитателей и медицинских работников основным методикам формирования мотивации
Мотивацию целесообразно начинать с воспитателей и медицинских работников детских домов. Во время первой беседы необходимо объяснить цели и задачи профилактики, как она будет проводиться в данном учреждении, какую помощь может оказать персонал. Далее с воспитателями проводится цикл занятий, представленный в таблице №1.
 
Таблица 1
Занятия, проводимые с воспитателями детских домов
 
Формы работы
исполни-
тели
активные
пассивные
Семинар по вопросам строения, функций, причин заболеваний тканей пародонта, их профилактики и лечения.
Стенды, санитарные бюллетени, плакаты
стоматолог
Обучение гигиеническому уходу за полостью рта.
Муляжи, средства индивидуальной гигиены, плакаты
стоматолог
Беседы об особенностях интеллектуального и психического развития подростков-воспитанников.
Истории болезни детей
Врач-психиатр, психолог
Обучение основам поведенческой и когнитивно-поведенческой методик формирования мотивации у воспитанников к поддержанию гигиены полости рта.
Памятки
Врач-психиатр, психолог
 
Данный цикл занятий проводится с воспитателями ежегодно в сентябре.
3. Формирование у подростков-воспитанников детского дома позитивной мотивации к профилактике, лечению воспалительных заболеваний пародонта, устойчивой привычки к соблюдению гигиены полости рта, правильному применению гигиенических навыков.
На данном этапе необходимо сформировать группы по 8−10 человек. В каждую группу должны входить подростки с одинаковым состоянием мотивационно-волевой сферы.
Для создания позитивной мотивации к соблюдению гигиенических мероприятий у подростков-воспитанников детского дома мы рекомендуем использовать две методики: поведенческую и когнитивно-поведенческую.
На рисунке 1 представлены соотношения уровня интеллекта с психическими особенностями личности подростка, при которых наиболее эффективно применение каждой из методик формирования мотивации.
Рисунок 1. Сочетания уровня интеллекта с психическими особенностями личности подростка, при которых применяются поведенческая и когнитивно-поведенческая методики формирования мотивации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Поведенческая модель формирования мотивации и привычек рекомендуется для подростков-воспитанников детского дома с недостаточным уровнем развития интеллекта и мотивационно-волевой сферы.
Данная модель наиболее эффективна при следующих соотношениях уровня интеллекта и психического развития (Рис. 1):
§         «добросовестные исполнители»- пограничная умственная отсталость или легкая интеллектуальная недостаточность
§         «ведомые, конформные, нуждающиеся в поддержке» — пограничная умственная отсталость или легкая интеллектуальная недостаточность
§         «неустойчивые, безвольные» — любой уровень интеллекта
Основным методологическим принципом поведенческой терапии является научение. При повторении одной и той же ситуации в ходе научения у наблюдателя вырабатываются новые реакции, что модифицирует существующее поведение. Таким образом, приобретается и закрепляется индивидуальный опыт, знания, навыки, умения. Незамедлительное и постоянное подкрепление желательных и правильных поведенческих реакций позволяет добиться результатов в научении подростков со сниженным уровнем интеллекта.
Со всеми участниками группы рекомендуется проводить беседы следующего содержания: зубы чистить необходимо, и чистить правильно, четко следуя полученной инструкции, потому что несоблюдение гигиены полости рта и неправильная чистка зубов приводят к болезням зубов и десен, которые лечатся трудно и долго. Информация подается в четкой, безальтернативной форме, с уверенными интонациями, без модуляций голоса, с нарастанием усиления звучания речи к концу предложения.
При проведении беседы можно пользоваться методами визуализации: плакаты, таблицы, муляжи. Информация, представленная на средствах визуализации должна быть четкой, доступной, яркой.
Методику чистки зубов необходимо демонстрировать на модели, четко и безальтернативно, акцентируя внимание на продолжительности чистки и характере движений.
До работы с воспитанниками должны проводиться беседы с воспитателями, на которых до их сведения доводятся следующие требования: осуществлять гигиенические мероприятия в группе под строгим контролем, утром и вечером, используя и принуждение, и поощрение особо отличившихся.
Проведение гигиенических мероприятий должно осуществляться в группе, под строгим присмотром воспитателя, который контролирует длительность гигиенических процедур и правильное применение средств гигиены.
Для поощрения желаемой деятельности и закрепления правильного поведения в выполнении гигиенических навыков рекомендуется использовать жетонную систему вознаграждения. Жетон в виде картонной карточки является символическим заменителем, который сделает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий). Подростков необходимо проинформировать о том, что за правильное выполнение гигиенических мероприятий можно получить жетоны, которые затем будут обмениваться на разнообразные желаемые стимулы (сладости, журналы, походы в кино). Каждый подросток может получить жетон сразу после завершения гигиенических мероприятий. Социальное одобрение со стороны воспитателей должно выражаться словами «прекрасная работа», улыбкой и др.
Контрольные чистки зубов необходимо проводить один раз в три месяца при участии врача стоматолога, который регистрировал индекс гигиены ротовой полости.
2. Когнитивно-поведенческая модель является эффективным методом для мотивации подростков с достаточным интеллектуальным развитием.
Данная модель наиболее эффективна при следующих соотношениях уровня интеллекта и психического развития (рис. 1):
§         «добросовестные исполнители» — нормальный интеллектуальный уровень.
§         «ведомые, конформные, нуждающиеся в поддержке» — нормальный интеллектуальный уровень.
Ввиду того, что в эту группу входят подростки, отличающиеся достаточно высоким уровнем интеллекта и способностью к аналитическому мышлению рекомендуется использовать методику моделирования поведения, базирующуюся на внутренних процессах переработки информации и являющейся обучающим процессом.
В группах необходимо проводить занятия, формирующие у подростков когнитивный (сознательный) образ правильной гигиены полости рта через наблюдение поведения модели (стоматолог). Информация, содержащаяся в текстах проводимых бесед, должна включать сведения о строении и функциях зубочелюстной системы, причинах и следствиях заболеваний органов полости рта, правилах ухода за ротовой полостью, кратности чистки зубов, очередности применения средств гигиены.
Стоматолог должен показывать правильную технику чистки зубов как образец поведения на моделях челюстей. Чтобы обратить внимание подростков на извлечение информации для использования в собственном поведении в обучении, необходимо широко использовать показы плакатов, фотографий реальных, авторитетных в подростковой среде людей (знаменитостей и суперзвезд), видеокассеты.
Построение беседы проводится в виде диалога, включая ответы на вопросы, возникающие по ее ходу. Информацию можно донести либо в виде прямой формы, либо косвенно, в виде различных баек и притч, в которых поднять вопросы, связанные с трансмиссивной сущностью природы человека, определяя прерогативу здорового образа жизни, переориентируя иерархию мотивов в сторону выбора его.
Беседы необходимо вести с изменениями интонаций и тембра голоса. Текстовые характеристики не должны содержать пугающей информации.
Научаемые подростки, наблюдая за действиями модели, должны воспроизводить последовательность правильных гигиенических мероприятий на муляжах и в полости рта. С целью постоянной практики в выполнении профилактических мероприятий и последовательности движений при осуществлении чистки зубов возможно один раз в неделю в группе назначать старшего по гигиене полости рта из числа воспитанников. В его обязанности входит контроль за своевременным и правильным осуществлением всеми членами группы гигиены полости рта и за хранением средств гигиены.
 
Мероприятия, проводимые в группах представлены в табл. 2, 3.
 
Таблица 2
Мероприятия, проводимые с группой поведенческих методов формирования мотивации
 
частота
Формы работы
исполни-
тели
активные
пассивные
Система-
тически
Обучение рациональной гигиене полости рта. Обеспечение средствами индивидуальной гигиены.
Муляжи, средства индивидуаль-
ной гигиены, плакаты, видеоролики
Стоматолог, воспитатели
Ежедневно
Контроль за регулярностью и правильностью чистки зубов
Дневники гигиены
Воспитатели
1 раз в месяц
Контролируемая чистка зубов
 
Врач-стоматолог
Система-
тически
Беседы по вопросам здорового образа жизни.
Стенды, санитарные бюллетени, плакаты
Врач-педиатр, психолог
Таблица 3
Мероприятия, проводимые с группой когнитивно-поведенческих методов формирования мотивации
 
частота
Формы работы
исполни-
тели
активные
пассивные
Раз в год
Проведение уроков здоровья по темам: «Анатомия, физиология и значение тканей пародонта», «Заболевания пародонта: причины, следствия, профилактика», «Способы и средства гигиены полости рта», «Значение рационального питания в профилактике заболеваний пародонта».
Стенды, санитарные бюллетени, плакаты, видеоролики
Врач-стоматолог
Система-
тически
Обучение рациональной гигиене полости рта Обеспечение средствами индивидуальной гигиены.
Муляжи, средства индивидуаль-
ной гигиены, плакаты, видеоролики
Врач-стоматолог
Воспитатели
Ежедневно
Контроль за регулярностью и правильностью чистки зубов
Дневники гигиены
Воспитатели
1 раз в 3 месяца
Контролируемая чистка зубов
 
Врач-стоматолог
Система-
тически
Беседы по вопросам здорового образа жизни.
Стенды, санитарные бюллетени, плакаты
Врач-педиатр, психолог
4. Устранение местных раздражающих факторов.
Данный этап включает в себя профессиональную гигиену и диагностику аномалий прикуса, прикрепления уздечек верхний и нижней губы, языка, преддверия полости рта. Проведение профессиональной чистки зубов целесообразно проводить в одно посещение. Полностью должны быть удалены отложения в полости рта при помощи ручных инструментов, полирование зубов резиновыми чашечками и щеточками с полировочной пастой. В завершение профессиональной гигиены проводится антисептическая обработка полости рта раствором хлоргексидина биглюконата 0,06% и покрытие коронок зубов фторсодержащим лаком.
5. Санация полости рта.
Особое внимание при проведении этого этапа должно уделяться формированию пришеечных областей и замене пломб с нависающими краями.
6. Усиление специфических и неспецифических защитных свойств слизистой оболочки полости рта и слюны к действию патогенной микробной флоры и коррекция местного иммунного гомеостаза.
Мы рекомендуем препарат «Имудон», представляющий собой лизаты следующих микроорганизмов: Lactobacillus acidophylus, L.fermentum, L.helveticus, L.lactis, Streptococcus pyogenes, Enterococcus faecalis, Streptococcus sanglus, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, Corynebacterium pseudodiphtheriae, Fusiformis fusiformis, Candida albicans.
Под воздействием Имудона происходят следующие реакции иммунной системы:
§         увеличение фагоцитарной активности макрофагов;
§         увеличение содержания в слюне лизоцима; стимуляция и увеличение числа иммунокомпетентных клеток, ответственных за выработку антител;
§         стимуляция и увеличение количества секреторных ИГА, замедление окислительного метаболизма полиморфно-ядерных клеток.
Являясь иммуномодулятором бактериального происхождения, «Имудон» при активации иммунитета воздействует на клетки моноцитарно-макрофагальной системы, вызывая изменения в иммунной системе по центростремительному типу, что соответствует естественному ходу иммунной реакции и исключает гиперактивацию иммунной системы. Данное свойство позволяет широко использовать препарат для иммунотерапии инфекционно-воспалительных процессов.
Доказано, что «Имудон» действует преимущественно на систему местного иммунитета слизистой оболочки полости рта и носоглотки, поэтому его применяют вне зависимости от того, выявлены ли изменения в иммунном статусе.
Внимание исследователей привлекают вакцинальные свойства препарата «Имудон», обеспечивающие профилактический эффект от его применения. Препарат стимулирует выработку IgA специфичных к микроорганизмам, лизаты которых входят в его состав. Часть IgA формируется в клетоки иммунной памяти, которые сохраняются в слизистой оболочке от 3 месяцев до года.
Простота использования, местное применение, отсутствие необходимости исследования иммунной системы, профилактический эффект иммуномодулятора «Имудон» позволяет рекомендовать его для лечения и профилактики ХКГ у подростков, имеющих нарушения мотивационно-волевой сферы в качестве средства, способного поддерживать в норме местный иммунный гомеостаз в течение пубертатного периода.
Рекомендуется применение иммуномодулятор «Имудон» два раза в год по 8 таб. в день курсами по 10 дней при обострении гингивита, по 6 таб. в день курсами по 15 дней в стадии ремиссии.
7. Воздействие на макроорганизм и средовые факторы.
В первую очередь необходимо вместе с врачом-педиатром оптимизировать режим питания. Затем подобрать общеукрепляющие средства и препараты, повышающие общую резистентность организма. Для этих целей рекомендуется проводить осенью и весной курсы из витаминно-минеральных комплексов в сочетании с настойками эхинацеи пурпурной, аралии или элеутерококка.
Совместно с педагогами необходимо организовать мероприятия, направленные на устранение вредных привычек путем переориентации ранее действующих установок.
8. Диспансерное наблюдение.
Для диспансерного наблюдения мы рекомендуем составить картотеку или стоматологический календарь по месяцам вызова. Оптимально, на наш взгляд, проводить осмотры 1 раз в 6 месяцев.
 
 
Приложение 1
КЕТТЕЛЛ «95»
БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ (HSPQ)
 
Ф.И.О._______________Иванов Василий____________Дата __12.09.98_________
Возраст______15 лет___________________________________Пол__муж.________
______________________________________________________________
 
Личностный профиль
 
фактор
(-)
Стены
(+)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
A
Шизотимия
.
.
.
+
.
.
.
.
.
.
Аффекто-
тимия
B
Низкий интеллект
.
.
.
.
+
.
.
.
.
.
Высокий интеллект
C
Слабость «Я»
.
+
.
.
.
.
.
.
.
.
Сила «Я»
D
Флегматич-
ность
.
.
.
.
.
.
.
+
.
.
Возбуди-
мость
E
Конформ-
ность
.
.
.
.
.
.
+
.
.
.
Доминант-
ность
F
Десурген-
сия
.
.
.
.
.
+
.
.
.
.
Сургенсия
G
Слабость «Сверх-Я»
.
+
.
.
.
.
.
.
.
.
Сила «Сверх-Я»

H
Трекия
.
.
.
.
.
+
.
.
.
.
Пармия
I
Харрия
.
.
.
.
+
.
.
.
.
.
Премсия
J
Зеппия
.
.
.
.
+
.
.
.
.
.
Коэстения
O
Гипертимия
.
.
.
.
+
.
.
.
.
.
Гипoтимия
Q2
Социабиль-
ность
.
.
.
.
.
+
.
.
.
.
Самодоста-
точность
Q3
Импульсив-
ность
.
+
.
.
.
.
.
.
.
.
Контроль желаний
Q4
Нефрустриро-
ванность
.
.
.
.
+
.
.
.
.
.
Фрустриро-
ванность
 
 

Литература

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и патопсихологов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 448 с.
  2. Грудянов А. И., Фролова О. А. Заболевания пародонта и меры их профилактики Лечащий врач. 2001. № 4. С. 16−18.
  3. Гурович И. Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России // 13−й съезд психиатров России (материалы съезда). М., 2000. С. 13−14.
  4. Давыдов Б. Н., Клюева Л. П. и др. Этапы внедрения комплексной программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей Тверской области. Тверь. 2000. 27 с.
  5. Данилевский Н. Ф., Борисенко А. В. Заболевания пародонта. Киев: Здоровье, 2000. 464 с.
  6. Дмитриева Л. А., Беспалова И. Н., Золоева З.Э. Современные аспекты клинической пародонтологии. М.: Мед.-пресс, 2001. 115 с.
  7. Иванов В. С. Заболевания пародонта. М.: Медицина, 2001. 294 с.
  8. Ковалевская А. В. Эффективность гигиенического воспитания подростков в коммунальной программе профилактики кариеса зубов и болезней периодонта: Автореф. дисс…канд. мед. наук. Минск, 2003. 20 с.
  9. Максимовская Л. Н., Кузмина Э. М., Дахкильчов М. У. и др. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта у подростков и взрослого населения в Республике Ингушетия // Рос. стоматолог. журн. 2000. № 3. С. 22−23.
  10. Орехова Л. Ю., Кудрявцева Т. В., Антонова И.Н., Лебедева У.В. Необходимость коррекции профилактических и лечебных схем в зависимости от психологических особенностей пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта // Пародонтология. 1999. № 4. С. 11−13.
  11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2002. 672 с.
  12. Тумшевиц О. Н. Обоснование профилактики патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития: Автореф. дисс…д-ра мед. наук. Омск, 2002. 49 с.
  13. Улитовский С. Б. Роль гигиены полости рта в развитии заболеваний пародонта // Пародонтология. 2000. № 3. С. 21−23.
  14. Цепов Л. М. Николаев А. И. Нерешенные вопросы этиологии и патогенеза воспалительных заболеваниях пародонта // там же № 1−2. 2001 С. 9−11.
  15. Bandura A. Human agency in social cognitive theory. // American Psychologist. № 44. 1989. Р. 1175−1184.
  16. Garmyn P., Van Steenberg D. et Quirynen M. — Efficacy of plaque control in the maintenance of gingival health — plaque control in primary and secondary prйvention. Proceeding of the European Workshop on mechanical plaque control — Status of the art and science of dental plaque control. Lang N.P. ed; Quintessence, Berlin. Pp. 107−119. 1998.
  17. Clark D.M. Panic disorder and social phobia. // Science and practice of cognitive behaviour therapy. / Edited by Clark D.M., Fairburn C.G. — Oxford University Press, 1997. — C. 119−155.
  18. Gelder M. The scientific foundations of cognitive behaviour therapy. // Science and practice of cognitive behaviour therapy. — Ed. by D.M.Clark and C.G.Fairburn, 1997. P. 27−47.
 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
20 апреля 2004  |  14:04
Роль кальция в формировании и поддержании прочности костей и зубов
Кальций является одним из наиболее распространенных минералов человеческого организма. В форме кристаллов гидроксиапатита кальций входит в состав костной ткани и зубов, обеспечивая их прочность; кроме того, кальций принимает участие в регуляции проведения нервного импульса, мышечных сокращений и процессах коагуляции.
16 марта 2004  |  14:03
Противовоспалительная и очищающая эффективность некоторых пародонтальных зубных паст
В настоящее время рынок средств для ухода за полостью рта достаточно разнообразен, а потому верный выбор представляет для покупателей очевидную сложность и необходимость в большинстве случаев ориентироваться на рекламу. В связи с вышеизложенным, предпринято настоящее исследование по сравнительной оценке действия некоторых зубных паст.
05 марта 2004  |  13:03
«Периомед» и «Перидекс»: преимущества неоспоримы!
Главной причиной возникновения заболеваний пародонта и кариеса является микробный зубодесневой налет (бляшка), с нарастанием которого увеличивается потенциальная возможность возникновения этих заболеваний, поэтому необходимо продолжительное и непрерывное лечение. Американскими учеными для этого специально созданы уникальные препараты.
20 февраля 2004  |  14:02
Сочетать науку с искусством
Эстетика в стоматологии - этому направлению в последние годы специалисты стали уделять все большее внимание. Предлагаем вашему вниманию отчет-версию "Медицинской газеты" о III-м Конгрессе НАЭС, который состоялся в подмосковном Нахабино 5-6 декабря 2003 г.
10 февраля 2004  |  12:02
10 - летний юбилей Российского офиса компании "ГлаксоСмитКляйн Хелскер"
В ноябре в подмосковном "Moscow-Country Club" в Нахабино коллектив Московского офиса компании "ГлаксоСмитКляйн Хелскер" отметил 10-летие своей деятельности на Российском рынке.