Сегодня 07 декабря 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
21 сентября 2005 11:58

Организация стоматологической профилактики

Организация стоматологической профилактики зависит от масштаба, многообразия и сложности задач. В нашей стране профилактика в стоматологии организационно разработана была традиционно крайне слабо и каких-либо эффективных форм и методов в пределах имеющегося кадрового, материального, технологического обеспечения нет в основном. В России накоплен некоторый позитивный опыт организации профилактики (Москва, Ленинградская область и др.), но он не может быть широко распространен без соответствующего материального обеспечения. Основным недостатком, препятствующим развитию и внедрению профилактики в жизнь, является отсутствие соответствующей инфраструктуры – кадров, материальной базы, организационных и управленческих форм. Накопленный в разных странах опыт позволяет определить основные организационные мероприятия для массовой профилактики стоматологических заболеваний. Такие мероприятия имеют преимущественно социальный характер. По инициативе здравоохранения их осуществляют различные организации и ведомства. Меры можно разделить на государственные и региональные проблемы – организационные, административно-хозяйственные и воспитательные. Деление это условно, так как ряд государственных проблем профилактики в стоматологии (фторирование воды) могут быть решены как на уровне страны, так и на региональном уровне. То же относится к проблемам санитарно-просветительной работы, обучения гигиене в школах и дошкольных учреждениях, которые также можно решать на различных уровнях, начиная с д
ирективных и нормативных документов и указаний Минздрава России и других ведомств до решения региональных властей и учреждений по данным проблемам.
 
Организационные мероприятия по профилактике должны проводиться органами управления, которым подотчетны все ведомства и организации в регионе. Попытки решить эти проблемы силами только органов здравоохранения бесперспективны, и перекладывание ответственности за них на плечи медицинских работников не приведет к позитивным результатам. Недопустимо также отстранять представителей здравоохранения от решения указанных проблем; они должны играть роль инициаторов, консультантов, контролеров.
Решение организационных проблем профилактики в стоматологии связано с мероприятиями по: 1) внедрению профилактики; 2) пропаганде здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию населения; 3) совершенствованию питания, в первую очередь в детских учреждениях; 4) обеспечению средствами профилактики; 5) созданию материальной базы профилактики в стоматологических, детских учреждениях, на предприятиях; 6) координации и управлению различными ведомствами при проведении профилактики, а также контроля исполнения и учета; 7) созданию экономической и финансовой базы профилактики
.
При реализации указанных организационных мер должен быть решен ряд конкретных задач.
При организации мероприятий по внедрению профилактики в детских коллективах, предприятиях и учреждениях необходимы: 1) принятие различными ведомствами (народного образования, здравоохранения и др.) постановлений и решений об участии в реализации социальной части программы профилактики; 2) принятие органами здравоохранения и народного образования совместного решения по гигиеническому обучению и воспитанию детей в школах и детских учреждениях и мерах по внедрению в них комплексной системы профилактики; 3) издание областным (городским, районным) управлением здравоохранения приказа по внедрению профилактики в стоматологических учреждениях, предприятиях и организациях.
При организации обучения здоровому образу жизни, гигиенического обучения и воспитания следует: 1) привлечь средства радио, телевидения, кино, печати для санитарно-просветительной работы; 2) привлечь общественные организации (Ассоциация стоматологов и др.) к санитарно-просветительной и профилактической работе; 3) издать и тиражировать научно-популярные книги, брошюры, листовки, плакаты, диафильмы, диапозитивы; 4) внести коррективы в программы медицинского обучения студентов медицинских и педагогических институтов, учащихся педучилищ, курсов медицинских сестер для детских учреждений и школ по гигиеническому воспитанию населения, а также в программы усовершенствования учителей; 5) организовать семин
ары, лекции, беседы по профилактике для работников просвещения и здравоохранения; 6) включить в программы школ и детских дошкольных учреждений уроки здоровья по программе профилактики из расчета 4−8 ч в год.
При организации мероприятий по совершенствованию питания необходимы: 1) разработка и внедрение в работу столовых детских садов, школ и заготовочных столовых типовых меню, принятие других мер по уменьшению количества дней и приемов пищи, содержащей рафинированные углеводы, за счет их перераспределения в месячном (недельном) рационе, широкое внедрение в рацион твердых овощей и фруктов, других блюд для предотвращения развития жевательной лености и очищения полости рта от остатков сладкой пищи; 2) рекомендаций различным группам населения по диететике основных стоматологических заболеваний, рационализации и совершенствованию питания.
Обеспечение средствами профилактики включает в себя: 1) разработку рекомендаций по применению различных средств профилактики с учетом особенностей питьевой воды, питания, экологии региона; 2) изыскание средств как государственных, так и внебюджетных (от фирм, выпускающих профилактическую продукцию, благотворительных фондов и др.), получение скидок на цены при массовых закупках и др.; 3) привлечение спонсоров, региональных организаций для реализации программ профилактики стоматологических заболеваний.
При организации мероприятий по созданию материальной базы профилактики стоматологических заболеваний следует: 1) составить табель оснащения, чертежи, эскизы оборудования комнат гигиены полости рта в стоматологических, детских учреждениях и на предприятиях; 2) закупить необходимое оборудование (раковины, зеркала, мебель и др.) для их оснащения; 3) определить организации, которые могут оказать материальную помощь детским и стоматологическим учреждениям в оборудовании или переоборудовании помещений для профилактики; 4) выделить во вновь строящихся школах кабинеты здоровья, предназначенные для обучения детей здоровому образу жизни и гигиеническому воспитанию и обучению.
Координация действий различных ведомств, управление ими при проведении профилактики заключается в:
1) назначении координационного совета по профилактике стоматологических заболеваний, состоящего из представителей заинтересованных ведомств, фирм, спонсоров;
2) периодическом определении медицинской и экономической эффективности работы.
Адм
инистративно-хозяйственные мероприятия заключаются в создании материальной базы профилактики в стоматологических и детских учреждениях, учебных заведениях, организациях и предприятиях и внедрении фторирования воды.
Решение проблемы фторирования питьевой воды, если содержание фторидов в ней ниже 0,5 мг/л, является важной хозяйственной мерой, которая осуществляется совместными усилиями органов санитарного надзора, треста «Водоканал» и требует материальных затрат на приобретение фтораторной установки, реагента, содержание персонала и контроля за эффективностью работы. Задача стоматологической службы заключается в проведении эпидемиологического обследования детского населения до начала фторирования питьевой воды для определения в дальнейшем его эффективности.
Целями воспитательных мероприятий являются привитие навыков здорового образа жизни, искоренение вредных привычек, внедрение знаний по проблеме профилактики стоматологической патологии, привитие навыков ухода за полостью рта. Основной упор в проведении этих мероприятий должен быть сделан на детское население, родителей, беременных.
Воспитательные мероприятия должны проводиться по двум направлениям: 1) борьба за здоровый образ жизни, с вредными привычками, пропаганда соблюдения нравов, обычаев, привычек, обеспечивающих высокий уровень резистентности органов полости рта к неблагоприятным воздействиям; 2) гигиеническое воспитание и обучение в детских и лечебных учреждениях, на предприятиях, в организациях.
Для выполнения этих мероприятий необходимы: 1) активное воздействие через средства массового воздействия (радио, телевидение, печать и др.) здорового образа жизни, рационального питания, искоренения вредных привычек в различных возрастных и социальных группах населения; 2) разработка и применение эффективных методов и форм агитации соответственно возрастным и социальным особенностям различных групп населения; 3) широкое привлечение работников науки, просвещения и здравоохранения к пропаганде здорового образа жизни, профилактике болезней; 4) разработка и внедрение рациональных программ гигиенического обучения и воспитания населения различных социальных и возрастных групп, в том числе путем вовлечения в совместную работу преподавателей-предметников, педагогов, методистов детских садов, врачей, научных сотрудников; 5) включение проблем гигиенического обучения в программы уроков здоровья и бесед, выступления в школах, детских учреждениях, стоматологических учреждениях, на предприятиях и в организациях.
Медицинский раздел программы профилактики позволяет решать проблему с позиций этиологической и патогенетической обоснованности медицинских мероприятий и отвечает на вопрос «что делать?» для достижения целей профилактики. Социальный раздел программы дает ответы на вопросы «кто, когда, как?» с точки зрения её практического воплощения в жизнь общества.
В ходе организационных мероприятий складывается инфраструктура, предназначенная для воплощения профилактических мероприятий в жизнь. В каждом регионе может быть своя инфраструктура в зависимости от схемы работы на месте, мобилизованных кадров, организации их обучения, мер медицинской профилактики и др.
Мероприятия медицинского, организационного, административно-хозяйственного, воспитательного характера используются для составления региональной программы профилактики – документа, рассчитанного на длительное использование, с указанием конкретной конечной цели, методов её достижения и контроля.
Программы профилактики могут быть самостоятельными или являться составной частью региональных профилактических программ. Они входят также в интегрированные программы профилактики, целевое назначение которых состоит в комплексной профилактике ряда заболеваний, в том числе стоматологических, интегрированные программы составляются на основе общности факторов риска некоторых сердечно-сосудистых, эндокринных и стоматологических заболеваний.
Длительное время (при прежней системе государственной власти) проведение профилактической работы планировалось и осуществлялось без основательной экономической проработки и выделения специально предназначенных для этих целей средств. В результате их реализация не могла быть осуществлена, т
ак как на голом энтузиазме их проведение было невозможным. Кроме того, их реализация перекладывалась на плечи органов здравоохранения, которые были неспособны осуществить их в полном объеме ни по материальным, ни по кадровым, ни по другим возможностям.
В настоящее время очевидно, что без экономической проработки и финансового обеспечения проведение профилактических программ в стоматологии является нереальным и в этих случаях их не следует планировать.
Изыскание средств в условиях переходной экономики является трудной задачей, которую можно решить за счет средств региональной власти, спонсоров, фирм — производителей средств профилактики, благотворительных фондов и др. Примерами могут быть профилактические программы, проводимые в России на средства компаний «Колгейт», «Проктер энд Гэмбл», «Ригли».
 
Источник:
«Справочник по стоматологии
 под редакцией члена-корреспондента РАМН
 профессора В.М. Безрукова,
1998

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
12 октября 2005  |  10:10
История развития механических средств гигиены языка
Как известно, язык вследствие своих анатомических особенностей - наличие сосочков, складок языка отводится лишь незначительное количество публикаций. Так же незаслуженно скромное место на стоматологическом рынке, отводится механическим средствам очистки языка и слизистой, которые являются наиболее привлекательным местом локализации колоний микроорганизмов.
09 сентября 2005  |  12:09
Санитарно-просветительная работа в стоматологии
Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.
04 сентября 2005  |  16:09
Особенности пораженности кариесом зубов дошкольников г. Нижневартовска
Важным звеном в оценке состояния и нуждаемости в стоматологической помощи детского населения является изучение данных показателей в группах дошкольного возраста. Наиболее существенный интерес это имеет в регионах Крайнего Севера или приравненных к нему территориях.
02 сентября 2005  |  15:09
Показатели пораженности кариесом зубов и состояние стоматологической помощи школьникам г. Нижневартовска
Экономика страны в настоящее время в значительной степени определяется за счет финансовых поступлений от продажи нефти и газа. К числу важнейших регионов газонефтедобычи относится Ханты-Мансийский автономный округ. Одним из крупных городов на его территории является город Нижневартовск, который вносит тем самым немалый вклад в развитие народного хозяйства Российской Федерации.
08 августа 2005  |  16:08
Влияние профессиональной гигиены полости рта на течение хронических катаральных гингивитов
Для профилактики заболеваний пародонта наибольший интерес представляют хронические формы гингивита. Эффективность профилактических средств и методов определяется тем, насколько в ходе их применения удается устранить причинный фактор или сделать невозможным его влияние.