Сегодня 13 декабря 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
23 октября 2007 11:18   |   А.А. Прохончуков, д.м.н., профессор,
ЦНИИ стоматологии и ЧЛХ Росмедтехнологий, Москва

Возможности стоматологии в реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Часть III.

8. Стоматологическое образование. Национальный проект «Образование» (НПО).
 
Структура НПО по своим основным положениям во многом сходна с НПЗ и содержит три основных раздела: 1) материально-техническое обеспечение учебных учреждений, включая помещения, учебное и научное оборудование, реактивы, материалы и т.п.; организация технопарков, повышение зарплаты преподавателям (докторам наук на 10,5 тыс. руб., кандидатам – на 3,5 тыс. руб.); для поощрения учебной и научной работы Минобразнауки, Правительство и Президент РФ на конкурсной основе выделяют гранты; повышение стипендий студентам; 2) организационно-методические материалы и мероприятия и 3) интеллектуальный раздел, определяющий идеологию подготовки специалистов.
 
По разделу организационно-методических материалов (учебных программ, учебников и других учебно-методических материалов) необходимо учитывать поэтапное внедрение зарубежного опыта подготовки специалистов. В 1999 году страны Европейского сообщества подписали Болонскую декларацию, устанавливающую единую систему получения высшего образования и взаимное признание вузовских дипломов. В 2003 году к Болонской декларации присоединилась Россия.
Болонская декларация предусматривает (в рекомендательном порядке) единые стандарты и двухстепенное получение высшего образования – бакалавра и магистра, а также 7−балльную систему оценок знаний студентов.
Поскольку Болонская декларация носит рекомендательный характер, ряд стран (Германия, Франция, Италия и др.) настаивают на сохранении у себя традиционной подготовки студентов, особенно в области медицины, инженерных и других специальностей. Действительно, трудно себе представить применительно к медицине (включая стоматологию) систему подготовки бакалавров (4−летнее обучение) и магистров (5–6 лет) как первую ученую степень. Большинство высших медицинских учебных заведений сохраняет существующую систему медицинского образования в России по единой форме, естественно на более высоком научно-техническом уровне.
9 марта 2007 года Правительство РФ по представлению Минобразнауки приняло постановление о введении 2−степенного образования (бакалавр и магистр). Но в медицинских вузах оставили существующую систему подготовки врачей по единой форме.
 
Болонская декларация также предусматривает определенные стандарты учебных программ по каждой специальности. Однако представляется важным, чтобы эти стандарты не ограничивали дальнейшее поступательное движение к совершенству и повышению качества высшего образования. Если рассматривать стандарты на учебные программы в социально-правовом отношении, то каждый стандарт есть не что иное, как регламентированная позиция – договор между личностью (обучаемым студентом, аспирантом), обществом и государством [17].
 
Заслуживает внимания опыт многих европейских и американских университетов по дополнительным видам образования. Например, в Гарвардском университете (Бостон, США) экономисты получают дополнительные виды образования по литературе и философии; филологи – по высшей математике и физике. Невольно возникает вопрос – для чего филологу нужна высшая математика? Оказалось, что она не лишняя. Некоторые математические методы (системный подход, системный, факторный, дисперсионный и другие виды математического анализа) оказываются незаменимыми для выявления общих закономерностей и особенностей авторского текста, его идентификации в спорных ситуациях и т.п. Вспомним яростные споры об авторстве «Тихого Дона» М.А. Шолохова и установление его идентичности с помощью аналитических математических методов еще до обнаружения оригинала рукописи. Одним из распространенных видов дополнительного образования является менеджмент во всех его вариантах и форматах, необходимый многим специалистам в условиях рыночной экономики независимо от основного вида образования.
 
8.1. Стоматологическое образование.
За последние 10–15 лет уровень высшего стоматологического образования в стране резко понизился. Это относится как к теоретической, так и в основном практической подготовке стоматологов. Эти причины в основном связаны с ухудшение материально-технической базы, финансирования: на теоретических кафедрах не хватает современного оборудования, лабораторных животных, медикаментов, вспомогательных материалов и т.п.; на стоматологических кафедрах – те же проблемы. В итоге, выпускник стоматологического факультета фактически не имеет практических навыков работы на современном оборудовании, с инструментами, медикаментами и материалами. Поэтому молодым врачам приходится как бы доучиваться уже на работе в поликлиниках. И хорошо если повезет с высококвалифицированными врачами, а если в поликлинике работают врачи, которые также недавно окончили учебу? И еще серьезная морально-этическая проблема: доучивание в поликлинике содержит элементы экспериментирования на больных; врач, недостаточно овладевший мануальными навыками, нарушает профессиональную ответственность и существенно повышает профессиональные риски при лечении больных. Отсюда имущественные санкции – иски пациентов на низкое качество лечения, особенно протезирования.
 
Создавшееся положение требует резкого повышения качества и эффективности стоматологического образования в России. Исходной программой является разработанная МГМСУ совместно с субординированными учреждениями концепция развития стоматологического образования в Российской Федерации [12].
 
В плане НПО в новых экономико-социальных условиях последипломного образования (в том числе платного) имеют существенное значение по крайней мере два основных условия: 1) в европейских и американских стоматологических вузах сроки обучения колеблются от 6 до 8 лет, и при этом врач, прошедший такую подготовку, на высоком профессиональном уровне полностью владеет всеми мануальными навыками; 2) уровень интеллектуальной подготовки; для хорошей работы руками нужна еще лучшая голова. Речь идет о подготовке специалистов в области инновационных, интеллектуальных, высоких технологий – Hi-Tech. И здесь главное не только овладение этими технологиями, но несколько более глубокое понимание формата – умение научить специалиста мыслить творчески и в сочетании с умением претворять интеллектуальный уровень мышления на практике. Задача не из легких, однако вполне решаемая, так как опыт показывает (см. выше о конкурсах на лучшего специалиста, раздел 2) – овладеть высоким уровнем профессии можно.
К проблемам интеллектуальной подготовки относится и обучение основам науковедения (наука о науке), обширные возможности которой распространяются не только на решение исследовательских научных задач, но и необходимы для практикующих врачей; например, методики поиска и работы с литературой, особенно по новым технологиям, в том числе работа с патентной литературой, работа в интернете, в первую очередь в стоматологических порталах, содержащих обширные данные, необходимые для обучения студентов, повышения квалификации и специализации врачей, учебные материалы, новые методики и т.п.
 
В медицинских вузах стандарты на обучение находятся в прямой коррелятивной зависимости от стандартов на способы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, так как студенты овладевают ими в процессе обучения. По мнению известного специалиста в области психологии профессора А.Г. Асмолова (заведующего кафедрой психологии личности МГУ, ранее работавшего заместителем министра образования РФ), оба вида стандартов не должны ограничивать самосовершенствование студентов, а предусматривать возможность их творческого роста, развитие их способностей творить, созидать и прививать качество непрерывного обучения. Здесь приходит на память известный тезис В.И. Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться» (в народном обиходе конец этого тезиса звучал так: «и всю жизнь учиться»). Приходится соглашаться, что данный тезис материалистически вполне правомерен и стандарты должны прививать у обучаемых чувство непрерывного самосовершенствования. Отсюда можно считать, что стандарт – это не минимум знаний или способов, методов специалитета, а умение творческого поиска решения задач.
 
В разработке высокотехнологичных технологий огромную роль играют математические науки как основа этих разработок, особенно в информатике, в том виртуальных технологий. Поэтому преподавание математики, в том числе в медицинских (включая стоматологию) вузах приобретает исключительно большое значение. Математика входит в обязательную программу биологических факультетов университетов, а также в программу медицинского факультета МГУ. Более того, она совершенствуется и развивается в средней школе. Известный математик из МГУ Е.А. Бунимович специально для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ подготовил и издал теорию относительности А. Эйнштейна в адаптированном формате.
 
Математические методы также широко применяются в медицине (включая стоматологию) для сетевого планирования НИОКР, факторного, системного, дискриминантного и других видов анализа для объективной оценки результатов НИОКР [22], а также в клинике для оценки лечения стоматологических заболеваний.
 
Применение математических методов в стоматологии зародилось достаточно давно: еще в 1946 году был удостоен Государственной премии за разработку математических методов планирования пластики лица известный российский стоматолог член-корр. РАМН А.А. Лимберг [13].
 
Позднее А.Н. Балашов, А.Г. Колесник, А.И. Матвеева и их ученики, С.Д. Шварц и другие стоматологи успешно использовали математические методы (включая компьютерные) в планировании конструкций зубных протезов различного вида, в том числе при тяжелых нарушениях прикуса и зубных рядов. [3, 22].
 
Наряду с высоким уровнем специальной (узкой) подготовки – специализации, необходимо обеспечивать адекватный высокий уровень общей гуманитарной и интеллектуальной подготовки стоматологов, в том числе по терапевтическим, смежным и общемедицинским специальностям.
 
В современных условиях развития науки и техники уровень подготовки специалистов через аспирантуру очевидно необходимо существенно улучшить. На заседании Госсовета РФ 17.10.2006 года лауреат Нобелевский премии, директор Физического института (Санкт-Петербург), академик Ж.И. Алферов предложил существенно реформировать аспирантуру, в основном за счет высокого качества как специальной, так и общей подготовки с увеличением срока обучения до 4–5 лет.
 
Значительным недостатком руководящих кадров учебных и лечебных учреждений в стоматологии (ректоры, директоры, проректоры, заместители по научной и лечебной работе, главные врачи стоматологических поликлиник и их заместители по лечебной работе и т.п.) является отсутствие профессиональной подготовки на современном уровне, а именно в области менеджмента (принципы, методы, средства и формы управления деятельностью коллективов) для повышения эффективности их работы во всех разделах: организационная, лечебная, научная работа, финансовая деятельность (получение прибыли от хоздоговорных сверхнормативных форм лечебной помощи и т.п.). Лишь очень небольшая часть указанных выше организаторов стоматологической службы проходит усовершенствование и специализацию в академиях последипломного образования и т.п. Отсюда – невысокий уровень организации стоматологической помощи во всех ее разделах.
 
8.2. Подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру.
 
Печальным фактом является сокращение численности российских ученых за последние 10 лет на 18% – до 813 тыс. человек. Резко вырос средний возраст ученых. Средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук – 61 год. В науку приходит лишь 1,5–2% выпускников вузов, из которых только 20–30% защищают кандидатские диссертации. Кстати, в ведущих стоматологических учреждениях страны МГМСУ и ЦНИИС большинство руководителей кафедр, лабораторий и отделений перешагнуло пенсионный возраст и, что особенно печально, среди них нет достойной замены на уровне докторов наук. Более того, отмечены отдельные случаи необоснованного сдерживания подготовки докторов наук и предоставления им адекватных должностей. Поэтому подготовка научных кадров в стоматологии как по числу, а главное по качеству, является одной из первоочередных задач стоматологии.
Специально проведенный системный анализ работы стоматологической службы России показал, что возникла реальная необходимость введения в программу подготовки аспирантов и докторантов комплекса современных научно-учебных дисциплин: 1) высшая математика; 2) информационные (компьютерные) технологии; 3) науковедение; 4) основы рыночной экономики; 5) система страховой медицины (ОМС и ДМС); 6) менеджмент (применительно к стоматологии) [20].
 
Введение указанного комплекса обусловлено постоянным использованием и непрерывным совершенствованием высокотехнологичных (наукоемких) технологий по диагностике, профилактике и лечению стоматологических заболеваний и, соответственно, разработкам новых типов оборудования, инструментов и материалов, в том числе с применением информационных технологий. Проведение научных и опытно-конструкторских работ основано на использовании методов современного науковедения, обусловливающего высокую эффективность и надежность получения научной информации (результатов) для последующего внедрения в широкую клиническую практику. Углубленное знание рыночной экономики и страховой медицины, организация широких клинически мероприятий, таких как диспансеризация, профилактика стоматологических заболеваний, требует знания современных управленческих технологий в рамках менеджмента.
 
Вполне очевидно, что дальнейшим этапом введения в систему подготовки аспирантов указанных выше дисциплин будет введение их в программы подготовки студентов, усовершенствования и специализации врачей и преподавателей на стоматологических факультетах. И сейчас уже имеются первые успешные шаги в этом направлении. Например, в МГМСУ, на стоматологических факультетах медицинских академий и академий последипломного образования Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа и других учреждений образованы кафедры экономики, информатики и других общеобразовательных дисциплин; для студентов и аспирантов проводят лекции и практические занятия.
 
В конце 2006 года Минобразнауки внесло в Государственную Думу предложение об обязательном 11−летнем школьном образовании, основанном на расширении современных отраслей науки и техники, требующих подготовки молодежи в рамках обязательного школьного образования как начального этапа и последующего профессионального обучения в вузах, лицеях.
 
8.3. Совершенствование планирования и подготовки диссертаций.
 
Необходимо коренным образом упорядочить планирование диссертаций. К настоящему времени в основном это отрывочные темы, удовлетворяющие интересы отдельных подразделений и научных руководителей.
 
Необходимо планировать широкие комплексные исследования, экспериментально-лабораторного, лабораторно-клинического характера и т.п., в том числе одновременные комплексные исследования на одних и тех же животных, пациентах, чтобы диссертации готовились на уровне сетевого планирования для решения неотложных кардинальных проблем и требований проведения. Такого рода исследования могут разрешать проблемные задачи с выходом в широкую клиническую практику. Научный совет по стоматологии должен привлекать субординированные научные учреждения страны по многолетнему перспективному плану развития стоматологии, с участием специалистов основных стоматологических и экспериментально-теоретических дисциплин. Должны быть задействованы не только стоматологические кафедры, но и ЦНИЛы ведущих стоматологических факультетов (медицинских академий, университетов и т.п.), также ряда научных учреждений системы РАМН и РАН и отраслевых научных учреждений на договорных началах.
 
9. Усовершенствование и специализация врачей-стоматологов и преподавателей.
В связи с необходимостью значительного расширения усовершенствования и специализации врачей-стоматологов и преподавателей стоматологических факультетов в ЦНИИС следует разработать с участием РМАПО и МГМСУ специальную программу, предусматривающую овладение врачами и преподавателями современных высоких технологий.
 
В основу совершенствования стоматологического образования в стране может быть положена «Концепция совершенствования стоматологического образования в России» (1999), одобренная Коллегией Минздрава [12].
 
Одной из важных задач подготовки кадров является усовершенствование, специализация, в первую очередь преподавателей медицинских академий последипломного образования, стоматологических факультетов и ФПК медицинских академий и университетов и врачей-стоматологов стоматологических ЛПУ всех уровней, включая врачей негосударственных стоматологических ЛГУ. Ибо, как указано выше (см. раздел 1), приобретение современного высокотехнологичного оборудования, аппаратуры и внедрение новых технологии потребует их грамотной и эффективной методически и экономически эксплуатации, последовательной модернизации и замены на вновь разрабатываемые модели и образцы.
 
Для стимуляции повышения качества образования и разработки наукоемких высокотехнологичных НИОКР Минобразнауки и Правительство РФ поэтапно будут переводить работу образовательных, научных и объединенных образовательно-научных учреждений на новую форму совершенствования в виде единой триады: образование, наука и бизнес. Включение в указанную систему бизнеса планируется как материально-финансовая основа развития образования и науки. Участие бизнеса предполагается в форме привлечения инвесторов и спонсоров для финансирования НИОКР с отчислением части прибыли в пользу указанных участников разработок. При этом часть прибыли также будет отчисляться на дальнейшее развитие НИОКР в основном в виде высоких технологий, реализация которых в практику в виде патентов, ноу-хау и других форм внедрения обеспечит финансовую основу разработок НИОКР.
 
К сожалению, в учебной части ЦНИИС и его подразделениях, проводящих обучение врачей и преподавателей вузов, нет учебных программ по каждому разделу стоматологии; получается, что обучение проходит как бы вприглядку. Поэтому необходимо в самые сжатые сроки разработать и утвердить такие программы в двух вариантах: для курсового (циклового) обучения, проведения семинаров и индивидуального обучения на рабочих местах.
 
9.1. Дистанционная система телемедицины для оказания диагностической помощи периферийным ЛПУ и обучения врачей (повышение квалификации, специализация и т.п.) и преподавателей стоматологических факультетов, а также проведение различных видов конференц-связи с субординированными стоматологическими учебными и лечебными учреждениями [9, 18, 21].
 
Поскольку оборудование системы телемедицины требует значительных инвестиций и эксплуатационных расходов, возможно в первом варианте оборудовать эту систему на кооперативных началах совместно ЦНИИС, МГМСУ и РМАПО (стоматологический факультет).
 
Необходимо восстановить в ЦНИИС компьютерный учебно-тренажерный комплекс (Стоматология, 1998, №6) для обучения врачей, аспирантов, ординаторов по разработанному ЦНИИС экспресс-методу на основе профессиональных мотиваций. Аналогичные тренажерные комплексы также целесообразно организовать на стоматологических факультетах страны.
 
Заключение.
Национальные проекты «Здоровье» и «Образование» поставили перед российской стоматологией целый ряд довольно сложных и трудных, но вполне решаемых задач по реализации основных положений этих проектов.
 
Комплекс этих задач можно рамочно определить по следующим позициям: 1) обеспечение высокого качества стоматологической помощи на уровне мировых стандартов; отсюда: 2) применение высокотехнологичных методов диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний; 3) овладение стоматологами и зубными техниками указанными технологиями путем специального обучения – повышение квалификации и специализации; 4) обеспечение стоматологических ЛПУ современным оборудованием, медикаментами и материалами; 5) обеспечение высокого уровня стоматологического образования на всех уровнях – обучение студентов, ординаторов, аспирантов, зубных техников и преподавателей стоматологических учебных учреждений.
 
Указанные задачи не только вполне доступны – в настоящее время они успешно решаются в отдельных группах стоматологических ЛПУ: 1) государственной формы собственности –стоматологические ЛПУ для оказания помощи сотрудникам государственных структур – от администраций городов и губерний вплоть до Правительства и Президента страны; 2) ведомственные ЛПУ корпоративных учреждений (от фирм до крупных корпораций и т.п.) и, наконец, 3) ЛПУ негосударственной формы собственности. Здесь необходимо уточнить, что в частных ЛПУ высокое качество стоматологической помощи определяется не формой собственности, а именно ее высоким уровнем, определяемым материально-техническим и кадровым обеспечением.
 
И, наконец, с учетом изложенных выше позиций можно уверенно полагать, что поставленные в национальных проектах задачи могут решаться поэтапно, по мере обеспечения всех их составляющих.
 
Очевидно, что имеются другие институции представления и пути реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» в российской стоматологии, и это вполне адекватно, так как творческий подход к решению любой проблемы предполагает альтернативные варианты решения возникающих проблем. Безусловно, что критерием избранных путей и средств решения этих проблем будет их максимально эффективный положительный результат, ибо прогресс предусматривает развитие от менее совершенного к более совершенному как метод выбора из «дерева целей».
 
Литература
1. Алимский А.В., Прохончуков А.А., Жижина Н.А. и др. Мониторинг эпидемиологии стоматологических заболеваний // Медицинская информатика накануне XXI века. СПб., 1997, с. 54–56.
 
2. Аргументы и факты. 2006, №25, с. 13.
 
3. Балашов А.Н. Систематика и прогнозирование в стоматологии. Дисс. … докт. мед. наук. М., 1992.
 
4. Безруков В.М., Прохончуков А.А. Программа информатизации стоматологической службы России. Стоматология, 1995, №5, с. 7–25.
 
5. Безруков В.М., Прохончуков А.А. Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой. Стоматология, 1996, №4, с. 61–65.
 
6. Безруков В.М., Прохончуков А.А. Интеллектуальная собственность в условиях рыночных отношений и страховой медицины. Стоматология, 1997, №2, с. 54–58.
 
7. Жижина Н.А., Прохончуков А.А. Патогенетическое значение факторов риска в диагностике и лечении стоматологических заболеваний // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 22–25.
 
8. Захарьин Г.А. БМЭ, 3−е изд., 1978, т. 8, с. 341–342.
 
9. ИТ-новости. Индия выводит на орбиту медицинский спутник. Врач и информационные технологии, 2004, №3, с. 73.
 
10. Красильников И.А., Петров Е.И., Боровикова Н.А. и др. Опыт использования сканкарт при массовых медицинских обследованиях (на примере диспансеризации детей Санкт-Петербурга). Врач и информационные технологии, 2004, №3, с. 48–53.
 
11. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Андреева С.Н. О формировании системы управления качеством в стоматологии // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 4–8.
 
12. Леонтьев В.К., Максимовская Л.Н., Леонова Л.Е. Концепция подготовки врачей-стоматологов // Тр. VII Всероссийского съезда стоматологов. М., 2001, с. 251–257.
 
13. Лимберг А.А. Математические основы местной пластики на поверхности человеческого тела. Л., 1946.
 
14. Московский комсомолец. №85 от 20.04.2006 г. с. 2.
 
15. Московский комсомолец. №95 от 03.05.2006 г., с. 7.
 
16. Московский комсомолец. №134 от 21.06.2006 г., с. 2.
 
17. Московский комсомолец. №263 от 20.11.2006 г., с. 9.
 
18. Приказ Минздрава РФ №344 от 27.08.2001 г. «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации».
 
19. Приказ Минздрава РФ № 73 от 05.03.2002 г. «О создании единой системы информатизации в здравоохранении».
 
20. Прохончуков А.А. Методические и методологические проблемы стоматологии. Планирование и программирование научных исследований. Стоматология, 1970, №1, с. 51–59; №2, с. 32–36.
 
21. Прохончуков А.А. Долгосрочная целевая программа разработки автоматизированных компьютерных систем нового поколения для диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний. Стоматология, 1991, №5, с. 4–8.
 
22. Прохончуков А.А. Итоги и перспективы применения математических методов и вычислительной техники в стоматологии. Стоматология, 1999, №4, с. 67–70.
 
23. Прохончуков А.А. Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на 1999–2002 гг. и задачи стоматологической службы России. Стоматология, 1999, №5, с. 58–67.
 
24. Прохончуков А.А. Лазеры в стоматологии – 40 лет. Известия ЦНИИС, 2003, №10, с. 1–2.
 
25. Прохончуков А.А. Стоматология: факторы риска взаимосвязаны. Медицинский вестник, 2006, №23/24, с. 23.
 
26. Прохончуков А.А. Возможности стоматологии в реализации Национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М. 2006, с. 35–40.
 
27. Прохончуков А.А. Технопарки как одна из современных эффективных форм разработки инновационных высокотехнологичных технологий в стоматологии в рамках Национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 41–44.
 
28. Прохончуков А.А., Вагнер В.Д. Задачи информатизации (компьютеризации) стоматологический службы России на период до 2010 г. // Тр. VIII съезда Стоматологической ассоциации России. М., 2003, с. 30–34.
 
29. Прохончуков А.А., Жижина Н.А., Вагнер В.Д. и др. Задачи информатизации стоматологической службы России в системе Национального проекта «Здоровье» // Материалы VIII ежегодного научного форума «Стоматология 2006». М., 2006, с. 44–46.
 
30. Российская газета. №294 от 29.12.2005 г., с. 3.
 
31. Российская газета. №2 от 12.01.2006 г., с. 4.
 
32. Российская газета. №6 от 17.01.2006 г., с. 1.
 
33. Рыбаков А.И., Ермолаев И.И., Прохончуков А.А. и др. Прогнозирование важнейших направлений по стоматологии на 15–20 лет. М., 1971.
 
34. Стародубов В.И., Путин М.Е., Пачин М.В. К вопросу создания отраслевого единого информационного пространства. Врач и информационные технологии, 2004, №3, с. 4–8.
 
35. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах врачей (с поправками 1975, 1989, 1996 и 2000 гг.) Хельсинки, 1964.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
25 октября 2007  |  13:10
Dental Expo 2007. UNIDENT покоряет сердца стоматологов.
В дни проведения выставки Дентал Экспо 2007 ее посетило большое число врачей - стоматологов, владельцев клиник, представителей российских и зарубежных компаний. Компания UNIDENT очень серьезно подходит к участию в стоматологических выставках, для многих специалистов стенды компании давно стали гарантией качества приобретаемой здесь продукции.
22 октября 2007  |  18:10
UNIDENT объявляет о начале специальной акции на новейшие цифровые радиовизиографы
Уникальное ценовое предложение на оборудование производства Kodak Trophy
17 октября 2007  |  18:10
Научно – практическая конференция Эстетическая стоматология.
11 октября 2007 г., при поддержке UNIDENT и Национальной Академии Эстетической Стоматологии, в Главном военном клиническом госпитале внутренних войск состоялась научно-практическая конференция Эстетическая стоматология.
10 октября 2007  |  16:10
Тренинги продаж в стоматологических клиниках.
В условиях рыночной экономики, в ежедневной конкурентной борьбе за сохранение и расширение своих рынков и за новых клиентов невозможно эффективно развивать бизнес без адекватного планирования продаж. Почти всегда планирование идет рука об руку с обучением персонала, с обучением тех, кто непосредственно осуществляет эту самую продажу.
03 октября 2007  |  13:10
Возможности стоматологии в реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Часть II.
В настоящее время в развитых странах возникла и успешно функционирует новая система организации и проведения научно-исследовательских работ на уровне Hi-Tech на основе инвестиционных форм финансирования – технопарки (ТП).