Сегодня 13 декабря 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
09 июля 2002 00:00

Критические моменты формирования аддикций

          Психологические особенности подросткового возраста или подростковый комплекс нередко сопровождается существенными нарушениями поведения — «пубертатный криз» (Homburger,1986) это «трудный возраст».
Подростковый возраст труден не только для взрослых, но и для самого ребенка. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения. Его отношения с окружающими напряжены и чрезвычайно эмоциональны. Он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в какой-то мере ущемляет его интерес. Подавляющее большинство подростков благополучно проходят через «рифы» и «отмели» трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи.
Поведение подростка-внешнее проявление сложного процесса становления характера. С особой силой здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно восприимчив к происходящему вокруг, как к хорошему, так и дурному. Подростковый период как ветрянка, которой надо переболеть. У подавляющего большинства эта возрастная болезнь проходит незаметно, а у очень немногих протекает уродливо, гротескно, с нарушением социальных связей, правонарушениями. Да, действительно подросток чрезвычайно возбудим, склонен к частым сменам настроения, его отношения с окружающими напряжены и крайне эмоциональны: он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями. По образному выражению известного советского психиатра, характер подростка подобен расплавленному металлу, из которого могут быть отлиты разные формы. Пройдёт время, возмужает человек, застынет металл-изменить характер будет поздно. А как же наследственность? Конечно, в каждом характере есть наследственное ядро. Но в значительной степени наследственными бывают лишь задатки. Что из них проявится или погибнет, зависит от условий жизни, среды, воспитания. От того, как поведут себя родители, педагоги, окружающие подростка люди, зависит многое, иногда судьба человека. Не надо думать, что молодежь знает нечто такое, что недоступно, взрослым. Молодые люди ещё очень мало знают о жизни, и их непримиримость, максимализм к взрослым лишь маскирует потребность в действительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.
Подростки, будучи физически почти взрослыми, не чувствуют, как правило, себя в полной мере таковыми, да и многие взрослые их такими не считают. Отсюда эти реакции отталкивания-притяжения по отношению к старшим. Но вся беда заключается в том, что пока они взрослеют, они могут совершить много непоправимых поступков, за которые всю жизнь будут расплачиваться.
Важная проблема возраста — одиночество. Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что существует одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины. Одиночество в юности переживается острее всего, потому, что идет формирование самосознания, человек осознает свое непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает от них. Потому юность одновременно самый коллективный, общительный и самый одинокий возраст.
Одной из частых причин превращения трудных подростков в правонарушителей является их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников, А так как вне общения он жить не может, он активно ищет себе соответствующую среду и находит вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он ищет для этого различные пути и находит, подчас неприемлемые в нравственном и социальном отношении способы «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уровне соответствующего в его окружении стандарта, нередко толкает подростка к дерзким поступкам, токсическим веществам, спиртному и даже к правонарушениям. Подросток может быть одновременно агрессивным и боязливым, решительным и робким, он стремится к независимости, но, будучи несамостоятельным, испытывает страх перед реальностью,- становится более зависимым, чем в детстве. Подросток действует подобно водителю автомобиля, одновременно нажимающему на педали газа и тормоза. В этот чрезвычайно эмоциональный период жизни все чрезмерно, все душевные движения: любовь и ненависть, и вражда, и дружба, и привязанности, и антипатии, и преклонение, и непримиримость, и наглость, и застенчивость, и другие полярные качества. И поэтому жестокость, если случается, нередко рука об руку идет с чувствительностью и даже сентиментальностью.
Уместен вопрос-есть ли у мальчишек, которых мы называем трудными, другой, легальный способ утвердить себя, проявить свою доблесть? Учатся они в большинстве своем плохо, и это не столько вина их, сколько беда. Но беда, которой никто не сочувствует, а напротив, «все гонят, все клянут» — учителя, родители, воспитатели. Ему, кто плохо учится, заказана дорога в спортивную секцию, драмкружок и т.д. Считается: куда ему тратить время на тренировки — пусть учит уроки. А он сидит и не учит. И не может учить, пока не найдет такой почвы, на которой могли бы прорезаться сильные стороны если не ума, то характера. Он испытывает острейшую нужду в самоуважении. Но как же уважать себя тому, кого никто не уважает, кто вечно чувствует себя отстающим, то есть хуже других? Тогда он идет на улицу, в подворотню, где собираются отнюдь не те, кому хорошо и уютно дома и в классе не те, кто учится шутя. Если они попадаются в сомнительных компаниях (это, конечно, случается), то лишь в порядке исключениями. Он ищет себе подобных-это закон «стаи», в которую собираются те, кого отвергает школа. Он последний на уроке математики, первый здесь, где ценится не знание теорем, а осведомленность относительно самых модных ансамблей, словечек, по которым они узнают друг друга, смелость, с которой он может бросить вызов общественному вкусу и приличию, закурить сигарету с наркотиком.
Исследования, проведенные учеными показали, что в возникновении правонарушений среди несовершеннолетних, определенную роль играет семья, являющаяся той микросредой, в которой растет и формируется ребенок, При этом здесь на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а морально-психологический климат, который царит там (большинство правонарушений живет в семьях с удовлетворительными материальными и жилищными условиями). Трудные подростки вырастают в трудных семьях, где наблюдается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ребенок одет, обут, вовремя накормлен, а на самом деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями, им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. В семье зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко всему живому, уважения к личности.
Существует расхожее мнение: раз трудный, значит, упустили, недосмотрели, «не хватило строгости». Здесь важно отметить, что подростки, взрослея, претендуют на иные, чем раньше отношения со взрослыми на более равноправные. Взрослые подобные претензии встречают чаще всего без энтузиазма, и на подростка сыплются замечания, его одергивают, унижают, иногда даже прибегают к насилию. Но насилие порождает насилие, он протестует, и протест этот может выразиться в форме непослушания, грубости, в дерзких выходках.
В этом возрасте возникает желание «сотворить себе кумира», и поведение может носить характер «имитации»-стремление подражать во всем определенному лицу или образу. Эта реакция может носить и противоположный характер, когда ребенок выстраивает свое поведение как бы «в пику» идеалам ближайшего окружения: в семье царит дух накопительства, стяжательства подросток отказывается от всех материальных благ, одевается кое-как, выбирает подчеркнуто непрестижную профессию. У отца- пьяницы сын с ненавистью относится к спиртному. Подростку плохо дается учеба, не удовлетворяет положение в классе. Тогда он стремится завоевать авторитет отрицательными способами поведения-хулиганством, паясничаньем или стремится командовать сверстниками с помощью угроз и побоев, или совершает какой-то особенно дерзкий поступок. По этим же мотивам болезненный и слабый мальчик стремится компенсировать свою слабость успехами в учебе, глубоким изучением какой- либо отрасли знания, способным повысить его авторитет в глазах сверстников. В других случаях у подростка появляется подчеркнутое стремление к самостоятельности (реакция эмансипации)-стремление поступать только по-своему даже в мелочах, особенно в тех случаях, когда он подвергается чрезмерному контролю и опеке со стороны взрослых.
Формирование характера ребенка, особенностей его личности происходит в первую очередь под влиянием семьи, родителей. Именно они закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается буквально всех сторон жизни семьи. В определенных обстоятельствах приходится наказывать ребенка, но ни в коем случае наказание не должно восприниматься как торжество силы над слабостью, не должно унижать человеческое достоинство. Иначе он приходит к выводу, о котором Вы и не подозреваете, сильный всегда прав. Эти уроки насилия, полученные в семье, он несет на улицу, в свою компанию. Так что же, им все прощать? Конечно же, прощать все нельзя. Взросление предполагает и меру ответственности за содеянное. Что же может побороть жестокость у людей? Только воспитание, развитие культуры, сознательное подавление инстинктов. У ребенка, подростка необходимо формировать доброту, милосердие к людям и всему живому. И здесь главное слово за семьей, где ребенок получает первые уроки жизни, проходит школу нравственного воспитания. И как бы не были заняты родители, их самоустранение от воспитания ребенка ничем оправдать нельзя. Именно родители закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается буквально всех сторон жизни семьи.
Как бы ни были они заняты трудовой или иной полезной деятельностью, это не может оправдать их самоустранение от воспитания детей. Детская безнадзорность независимо от того, какими обстоятельствами она вызвана, служит главным источником девиантного поведения несовершеннолетних, нередко приводит их в среду наркоманов, где он, испытав наркотический «кайф», в кроткий срок, буквально на глазах, превращается в зависимого от наркотиков, больного человека. И болезнь эта — наркомания.

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
09 августа 2002  |  11:08
Судебная психопатология - Скоротечные обманы чувств у пьяниц (Sensuum fallacia ebriosa)
При общем описании клинической картины хронического алкоголизма мы уже обратили внимание на тот факт, что пьяницы очень расположены к обманам чувств (в особенности – мнимоощущениями зрения). Обыкновенно эти обманы бывают мимолётны, ограничиваются какой-нибудь одной чувственной областью, и сам больной сознаёт их, но, под влиянием ослабляющих моментов, высокой температуры, усиленных алкогольных излишеств и т.п., случается, что галлюцинации появляются целым роем во многих органах чувств, сопровождаются тоской и помрачением сознания и образуют сложный бред, продолжающийся по несколько часов, иногда даже около суток. Главную роль в этом бреде играют мнимоощущения зрения и слуха.
09 июля 2002  |  00:07
Тенденции аддиктивного поведения
Жажда самоутверждения, соответствуя при этом нормам, принятым в среде сверстников, является закономерным явлением в подростковой среде. Уход из семьи, принадлежность к "стае", одобряемые сверстниками факты нарушения закона, формируют у подростков как индивидуальность, так и чувство принадлежности к коллективу. В среднем начало употребления наркотических средств приходится на возраст до 23 лет (приобщение начинается-до 20 лет). Общество и социальная среда влияют на процесс приобщения к наркотикам. Стремление к подражанию, обычаи и нормы, существующие в среде сверстников, самым заметным образом влияют на приобщение подростков к употреблению наркотиков. Чаще всего знакомство с запрещенными наркотическими веществами происходит в кругу друзей одного пола.
11 июня 2002  |  00:06
Спасет ли Россию от пьянства безалкогольная водка?
Новшество - водка, от которой не пьянеешь, - у нас в редакции вызвало массу споров. Мнения противоположны - от "Зачем оно надо?" до "Это - избавление от всех бед".
11 июня 2002  |  00:06
Варианты абстинентного синдрома
Абстинентный синдром появляется во второй стадии алкоголизма и в начале исчерпывается элементарными вегетативными нарушениями. Вариант абстнентного синдрома с вегетативно-астеническими (инициальными) расстройствами возникает не во всех случаях употребления спиртных напитков, а лишь после наиболее тяжелых однократных алкогольных эксцессов или после нескольких дней непрерывного злоупотребления алкоголем.
11 июня 2002  |  00:06
Экстази снова станет лекарством
Похоже, популярный "молодежный наркотик" экстази собираются реабилитировать. Среди медиков, особенно психиатров, все громче раздаются голоса в защиту этого препарата. Многие ученые заявляют, что, дескать, наркотик такого типа может стать значительным подспорьем в ликвидации некоторых видов нарушений человеческой психики.