Сегодня 20 апреля 2024

Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
30 мая 2007 08:16

Генетические курильщики

Всего несколько столетий минуло с тех пор, когда курение табака в Европе было привилегией лишь немногих ветеранов Конкисты. За такой небольшой, по историческим меркам, промежуток времени проблема курения выросла до статуса самых актуальных проблем человечества. Ущерб, наносимый цивилизации табаком, невозможно выразить в денежном эквиваленте. Неудивительно, что научная «разработка» этого злейшего врага рода человеческого продолжается полным ходом.
Только за последние два месяца несколько научных групп опубликовали результаты трех серьезных исследований, которые будут интересны как потенциальным курильщикам, так и людям, мечтающим избавиться от этой привычки, ну и, наконец — «неисправимым» потребителям табака. То есть — практически всем россиянам, ибо любой из нас может отнести себя к одной из вышеперечисленных категорий.
Новость для тех, кто еще не начинал курить — хотя в определенной степени эта информация может быть интересной и тем, кто не намерен курить всю жизнь — результаты совместного исследования научных групп Карин Лерман и Дина Хамера (Georgetown University Medical Center и National Cancer Institute) в очередной раз подтвердили: существует наследственная предрасположенность к курению. Изучая молекулы ДНК у 1107 добровольцев — курильщиков, бывших курильщиков и никогда не куривших людей, ученые обнаружили, что в двух последних группах значительно чаще встречается особый «защитный» вариант гена, играющего ключевую роль в обмене дофамина.
Дофамин (близкий родственник адреналина) — важнейшее «природное» вещество, необходимое для нормальной работы многих органов и систем, но в первую
очередь — для работы головного мозга. Никотин, содержащийся в табачном дыме, вызывает усиление обмена дофамина в тканях мозга курильщика, что ощущается им как физический и интеллектуальный подъем. Однако, этот эффект у носителей «защитной» версии гена выражен слабее, чем у других людей. Кроме того, носители гена-мутанта отличаются слабой природной авантюрностью, которая обычно и толкает людей на поиски новых впечатлений.
Носители защитной мутации реже прочих начинают курить, не так легко привыкают к постоянному поступлению никотина и гораздо легче бросают курить потому что наследственные особенности их клеток просто-напросто «обесценивают» все притягательные эффекты табакокурения. Повезло, как говорится, людям. Те же, у кого версия этого гена обычная, заигрывая с сигаретой — здорово рискуют. Гены их не страхуют: в любой момент коварная «дофаминовая ловушка» может захлопнуться. И «венчание» с сигаретой выльется в почти идеальный брак, возможно — на всю оставшуюся жизнь.
И еще — цена «победы» курильщика над пагубной привычной у всех людей разная. Если для обладателя «защитной» мутации бросить курить не так уж и сложно, то для человека, более остро реагирующего на взаимоотношения табака и дофамина в собственном организме, такой поступок — сродни по
двигам Геракла. И это можно уважать. Не все исследователи, прокомментировавшие работы Лерман и Хамера, разделяют их энтузиазм в оценке полученных результатов. И немудрено: за взаимоотношения любого психостимулятора и организма человека отвечает не один, а десятки, возможно и сотни разных генов. Так что ученым в будущем предстоит ответить еще на множество непростых вопросов.
Однако, в отношении практической пользы результатов этого исследования, многие ученые солидарны с авторами из Вашингтона: дальнейшее изучение генетики курения может уже в недалеком будущем привести к разработке высокоэффективных способов помощи людям, решившим бросить курить. Но это в будущем. А завтра мы поместим свежие и вполне реальные новости для тех, кто намерен распрощаться с табаком. И для тех, кто пока не намерен этого делать.

По материалам сайта: http://www.doktor.ru/