Как открыть фитнес? (бизнес план для новичков)
Проблема, в другом: убедить в прибыльности вашего предприятия, а затем оправдать ожидания!
Итак, что нужно сделать, чтобы после всего нескольких месяцев работы нового клуба, вы смогли бы смело задумываться о создании под вашим брендом уже «сети клубов»?
Анализ опыта строительства многих клубов позволяет выделить, как минимум, три основных ошибки, которые делают большинство бизнесменов, входя в этот, безусловно, перспективный вид бизнеса.
1. «Мы сами с усами: и не такое строили!!!»
2. Привлечение в клуб на руководящие должности родственников, друзей, родственников друзей и т.п.
3. «Экономия» на персонале и, особенно, на его обучении.
Рассматривать все ошибки не позволяет объем статьи. Остановимся на первой.
Мало кто из серьезных людей, достигнув несомненных успехов в производстве, например, электроники, будет стремиться занять
Но, входя
Достоинства и недостатки различных стратегий создания
Это, в частности:
А) «Тема» воровства
Б) Полезнейшим институтом в клубах является работа «персональных менеджеров» (адаптеров). Однако, борьба за экономию ФОТ, минимизацию штата и просто здравый смысл делает желательным выплачивать зарплату этим сотрудникам из премиального фонда как вознаграждение за приобретенные допуслуги и продление членства клиентами. В то же время, из этого фонда же получают премии: управляющий, директор по продажам
В) Решающий фактор успеха – профессионализм
Г) Документация и договорная база спортивного (фитнес) клуба. Чтобы подготовить необходимый и юридически выверенный комплект документации силами сотрудников клуба требуется 6−9 месяцев, во время которых клуб «лихорадит». В серьезных консалтинговых компаниях весь комплект документации имеется в наличии и требуются лишь незначительные усилия, чтобы ее адаптировать под данный клуб.
Таблица:
Варианты стратегии создания спортивного (фитнес) клуба
Варианты |
«Свой человек» |
Опытный менеджер |
Консалтинговая компания |
Суть |
«Своему человеку» (друг, подруга, жена, племянник и т.п.), который не чужд спорта, поручается «разобраться в предмете и построить клуб». |
Нанимается опытный специалист, как правило, управляющий или |
Приглашается компания, которая профессионально занимается консалтингом. |
Достоинства |
«Деньги не уходят на сторону, душевное спокойствие инвестора» |
Экономия на предпроектном и проектном этапах. |
Несколько большие затраты на предпроектном и проектном этапах, когда вообще еще не ясно: «Что получится и надо ли этим заниматься!?» |
Недостатки |
Резкое увеличение инвестиционных расходов и срок окупаемости клуба в результате: 1. Задерживается дата открытия клуба. (задержка в открытии означает, в зависимости от формата клуба, чистую потерю 50−150 тыс.у.е ежемесячно. 2. Резко снижается эффективность предпродаж и «скорость» наполнения клуба клиентами. (Задерживается выход клуба на проектную мощность- от нескольких месяцев до нескольких лет на столько же задерживается срок возврата инвестиций. 3. Стоимость ремонта, переделок, замены оборудования и т.п. |
Получается клуб как слепок опыта, знаний (и незнаний) одного человека. (Один человек, даже очень опытный не может обладать необходимыми теоретическими знаниями, опытом и возможностями отслеживать новые тенденции сразу в нескольких ключевых областях. В результате: |
Снижение инвестиционных затрат, высокие конкурентные преимущества клуба после открытия. (Консалтинговая компания, это: 1) объединение группы сработавшихся квалифицированных специалистов различного профиля, 2) аккумуляция новейших мировых данных, опыта создания и эксплуатации множества клубов. 3) Наличие наработок, технологий и документация по всем требуемым направлениям 4) деловые связи и информация о поставщиках и исполнителях работ, 5) банк данных персонала, опыт его отбора и обучения с привлечением действительно лучших специалистов. 6) возможность обеспечить системность и комплексность всего цикла работ – от разработки |
Какие бывают консалтинговые компании?
Основных разновидностей три:
1) «Брендовые» предоставляющие свои услуги только на условиях франшизы это, в основном, крупнейшие российские сети клубов.
2) Смешанные: как предоставляющие свой бренд, так и помогающие независимым клубам.
3) Принципиально «независимые» компании.
Приобретение франшизы, при заявляемых достоинствах этого шага, а именно: получение готовой и многократно проверенной технологии, а также экономия (что, правда, далеко не очевидно!) на рекламе путем использования известного бренда, имеет существенные, особенно для Российского менталитета недостатки: 1) «потеря самостоятельности»; 2) необходимость регулярных отчислений приличных сумм даже тогда, когда клуб «встал на ноги и в консультантах особо не нуждается» 3) достаточно высокая «накидка» на «брэнд».
Логика деятельности и выхода на рынок независимых консалтинговых компаний (например, «Спортивные технологии» – «независимая» компания) также предельно понятна: при всех преимуществах известного бренда, девиденты от его покупки региональным клубом будут ощутимы в России не ранее, чем через 7−10 лет, когда в городе накопится «критическая масса» клубов, как это сейчас произошло в Москве. До этого момента, покупка франшизы и связанные с этим ежемесячные платежи – ничем не оправданная трата денег. Кроме этого, имидж компании, которая «не ангажирована ни брендами, ни поставщиками», а работает исключительно в интересах Заказчика, всегда привлекательнее, чем необходимость «жить по указке».
Тем не менее, при всех вариантах создания клуба и выборе тех или иных консалтинговых компаний и групп бывают «удачные» и «неудачные» проекты даже в условиях ненасыщенного рынка. Почему?
Не утверждая, что нижеприведенные рецепты являются универсальной «палочкой – выручалочкой» позволим себе, все же, представить наш взгляд на логику и технологию создания нового клуба.
«Зри в корень», говорил К.Прутков…
А что является «корнем» при создании клуба?
Несомненно, предпроектный этап, когда создаются два важнейших документа: «Концепция клуба»
Неуважение к этому этапу работы – верная гарантия потерь на всех дальнейших этапах. Действительно, в процессе разработки этих важнейших документов еще ДО начала практических шагов по созданию клуба всем участникам дальнейшего процесса должно быть абсолютно ясно: Для КОГО и что мы создаем, а так же как это будет функционировать и зарабатывать деньги. Без такого понимания почти гарантирован мучительный путь «проб и ошибок», сопровождаемый совершенно ненужными издержками при полной неопределенности относительно того, что же в результате получиться.
Это первый и главный этап создания
Парадоксально, но именно здесь инвесторы чаще всего экономят, как будто бы не понимают, что если спроектировать боевой истребитель, но со лишком коротким крыльями и для использования там, где нужен добротный трудяга «кукурузник», то он будет летать плохо или, просто, останется памятником некомпетентности, даже если истратить на его создание 5 млн.у.е. и позолотить фюзеляж!
Что такое «высокая квалификация консультантов»?
Достаточно побывать в ИНТЕРНЕТЕ, чтобы понять, что сейчас не консультирует только ленивый. Действительно,
В идеале же консалтинговая компания должна иметь формат 3х6. Что это такое?
3 – это три уровня специалистов.
1 уровень – теоретики. Их задача читать научные статьи и серьезные книги, а не только
2 уровень – продвинутые практики. Если первые, условно, профессора, которые и в клубах- то бывают только иногда, то эта категория назовем ее кандидаты наук должны иметь большой опыт работы в клубах по профильному направлению, но при этом должны уметь анализировать и мыслить системно. На их долю выпадает самая тяжелая работа – реализация заумных идей профессоров в практической работе клуба. По сути, именно они создают технологии работы его департаментов и увязку их деятельности между собой.
3 уровень – назовем их менеджеры и презентеры те, кто каждый день стоит у станка. Это – совершенно необходимая категория сотрудников компании, но не в обиду последним должны заметить, что если в консалтинговой компании представлены специалисты только последней категории (а чаще всего так и бывает!), то такая компания способна только тиражировать собственный ограниченный или, в лучшем случае, передовой американский опыт
6 – это шесть (семь) основных профессий, специалисты которых, должны быть представлены в компании:
1) Физкультурники – тренеры и менеджеры, имеющие физкультурное образование или, как минимум, большой опыт профессиональных занятий спортом
2) Управленцы и финансисты
3) Продавцы
4) Медики
5) Психологи
6) Эксплуатационнщики (инженерного оборудования клуба).
7) Архитекторы – проектировщики
Не обсуждая конкретный вклад и значимость каждого из специалистов – все профессии важны отметим только, что на первое место мы поставили физкультурников не случайно, так как в сфере
Второй этап создания клуба – проектирование и получение разрешительной документации (буклет, проект: стадии П и Р, разрешительная документация и др).
На этом этапе создаются архитектурный проект и рабочая документация для строительства нового здания или реконструкции имеющегося.
Здесь обычно делается только одна, но очень болезненная ошибка.
Инвесторы, собравшись
Архитекторы, как правило, слабо представляющие, что такое
Чтобы избежать переделок и диспропорций в будущем клубе необходимо придерживаться двух простых и совсем незатратных правил: 1) после определения пятна застройки эскизный проект здания должны рисовать те, кто разрабатывал Концепцию, то есть люди, которые знают,
Третий этап – строительство. Здесь просто нужен опытный человек, лояльный инвесторам, который будет контролировать каждый шаг строителей.
От консалтинговой группы на этом этапе требуется:
а) квалифицированная консультация по покрытиям и отделочным материалам и контроль за прокладкой инженерных сетей;
б) убедить инвесторов как можно раньше пригласить дизайнера;
в) убедить инвесторов уже на этом этапе начать подбирать команду запуска – будущих ведущих менеджеров клуба: управляющего, директора по продажам,
Четвертый этап – спецификации, заключение договоров с поставщиками и закупка тренажерного и другого оборудования.
Боясь пресловутых откатов, инвесторы обычно заявляют:Оборудование будет закупать только наш человек!, фактически отстраняя от этого процесса консультантов.
И это – грубейшая ошибка.
По поводу откатов. Сейчас это называется дилерские скидки, которые общеприняты в мире и которые имеют все более или менее серьезные консалтинговые компании. И ни один серьезный поставщик не продаст частнику оборудование дешевле, чем это было бы сделано через его дилеров! Никто не будет пилить сук, на котором сидит…
Если же составлением тендерных (конкурентных) справок, подбором оборудования, заключением договоров и т.п. занимается сам инвестор или его представитель, то почти гарантированы срывы сроков поставок, некомплектность и завышенная стоимость, не горя уже о колоссальных потерях личного времени, которое тоже стоит денег.
Примерно в этот же период, когда всем становится ясно, что:…клуб получается стены есть, оборудование заказано, собственных 2−3 менеджера обучены, уже работают и намекают, что: мы и сами все уже знаем!, как подбирать персонал понятно и т.п., а стоимость дальнейших этапов кажется завышенной, к инвесторам приходит здравая мысль отказаться от консалтинга, то есть, в очередной раз – сэкономить.
А дальнейшие этапы являются ключевые для того, чтобы железо заработало. Это:
написание технологий каждого департамента и на их базе должностных инструкций всего персонала, причем не скопированные
- разработка стратегии продаж и ценовой политики, разработка фирменного стиля, рекламного материала и организация работы офиса предпродаж;
- отбор и обучение персонала под концепцию;
- отладка работы всех департаментов клуба на базе клубной программы (система оперативного управления.
Задача этих этапов простая чтобы в день открытия клуб имел 200−300 клиентов (не больше), а весь персонал стоял на своих местах и в деталях знал, что он должен делать, причем в этих стенах, с этим оборудованием, с этим настроем клиентов, который должен к этому времени создать отдел продаж и мн. др. Именно поэтому необходима преемственность всех этапов создания клуба. А высокая стоимость последних этапов складывается, в основном, из высокой стоимости обучения персонала отдела продаж
Причина таких высоких ставок в том, что, как мы уже говорили, профессионально подготовленных людей в сфере фитнеса крайне мало – как правило, это самоучки из успешных практиков. А учить надо уметь! Поэтому в условиях, когда государственной системы подготовки кадров для фитнеса не существует и в ближайшие годы ее не будет, но при этом все, наконец, осознали, что хорошо обученный персонал – это 90% успеха, особенно в регионах (это позволяет сразу поднять клуб на недосягаемую для конкурентов высоту), очень немногочисленные профессионалы, которые умеют учить, получили возможность поднимать цены на свои услуги на заоблачную высоту, исходя, хотя бы, из того простого факта, что у некоторых из них график их личной занятости (проведение фитнес семинаров) расписан на несколько месяцев вперед.
И последнее, о чем стоило бы упомянуть. Всегда, при заключении контракта Заказчики поднимают вопрос о гарантиях на качество услуг консалтинговой компании. Наиболее простой способ себя обезопасить – это выплата оговоренного бонуса после того, как клуб начал работать и подтвердил прогнозы
Но здесь есть оборотная сторона. Например, в нашей практике, например, еще не было случая, чтобы сами инвесторы выполняли все рекомендации хотя бы процентов на 80. Как правило, это выражается в экономии на оборудовании (или наоборот, затоваривании), персонале, бюджете продаж и завышении цен на клубные карты. Такая оптимизация , чаще всего, ухудшают показатели работы клуба, но ответственность, получается, несет только консалтинговая компания. Поэтому, нормальной практикой может быть джентльменская договоренность о том, что консультанты делают все возможное для успеха клуба (Это и их клуб! Они вставят его в свой



Добавить комментарий