Сегодня 04 мая 2024
Медикус в соцсетях
13 января 2006

Пациент — тоже потребитель

В предыдущем номере мы говорили о том, что закон накладывает на лечебное учреждение целый ряд обязательств, связанных с информированием пациента. Однако информирование — это только вершина «обязательственного» айсберга. Важнейшим из прав пациента — потребителя медицинских услуг является право на надлежащее качество работ (услуг). Соответственно, обязанностью медицинской клиники является обеспечение такого качества.
 
Что такое надлежащее качество?
Этот вопрос возникает сразу же, как только между пациентом и клиникой появляются разногласия относительно качества предоставленных услуг.
Говоря строкою закона, надлежащее качество выполненной работы или оказанной услуги — это качество, которое отвечает требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о работе либо услуге, предоставляемой исполнителем. Это следует из статьи 12 Закона Украины «О защите прав потребителей».
Возникает следующий вопрос: какие же нормативные документы устанавливают требования к качеству медицинских работ либо услуг?
Самые общие требования содержатся в Законе Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» (например, условия применения методов диагностики и лечения). Конкретные требования к предоставлению медицинских услуг, относящихся к тому или иному виду медицинской практики, предусматриваются в стандартах качества предоставления медицинской помощи по различным врачебным специальностям (например, стоматология). Эти стандарты утверждаются приказами Министерства здравоохранения Украины.
Еще одним критерием оценки качества предоставляемых услуг (в особенности, в случае отсутствия унифицированных стандартов) является общепринятая практика.
Резонным будет и такой вопрос: а кто определяет, соответствует ли та или иная медицинская услуга отраслевым стандартам или общепринятой практике?
На начальном этапе выяснения вопроса он может решаться врачами внутри самой клиники или с привлечением коллег. Если же спор о качестве дошел до суда, то прежде всего ответ на него дает судебно-медицинская экспертиза.
Немаловажным является и вопрос о соответствии предоставленных услуг условиям договора. В этой связи не следует забывать, что договор считается заключенным не только тогда, когда стороны подписали документ под соответствующим названием, но и тогда, когда пациент и медучреждение достигли устного соглашения по всем существенным условиям договора (в частности, о предмете договора, виде, цене и сроках выполнения работ или услуг и т.д.). В последнее время наблюдается стойкая тенденция к заключению между клиниками и пациентами письменных договоров, в которых четко указаны права и обязанности сторон (например, обязанность клиники обеспечить определенный результат после проведения лазерной коррекции зрения). И это правильно, в особенности когда для сторон важно четко оговорить предполагаемый результат медицинского вмешательства, когда имеет место применение новых (хотя и научно обоснованных) методов диагностики и лечения, и во многих других случаях.
Что делать, если в нарушение договора услуги, предоставленные клиникой, оказались услугами ненадлежащего качества?
Как ни печально в этом признаваться, но такие случаи не так уж редки.
Если это произошло, то согласно Закону «О защите прав потребителей» клиника должна удовлетворить одно из требований пациента-потребителя, которые перечислены в законе. Причем пациент вправе самостоятельно выбирать среди этих требований. Итак, каковы же они?
Прежде всего пациент может потребовать бесплатно устранить недостатки в оказанной услуге или выполненной работе. Под недостатком закон понимает отдельное несоответствие работы или услуги требованиям нормативных документов (о них мы говорили чуть выше), условиям договора, а также информации о работе или услуге, предоставляемой исполнителем.
Вполне естественным выглядит и требование соответствующим образом уменьшить цену оказанной услуги или выполненной работы.
Кроме того, пациент имеет право потребовать у клиники бесплатно изготовить другую вещь из того же материала и такого же качества или повторно выполнить работу (например, установить металлокерамический протез).
Это и другие требования подлежат удовлетворению в случае выявления недостатков в течение гарантийного срока.
Как известно, гарантийный срок — это срок, на протяжении которого исполнитель обеспечивает нормальное использование результатов работ или услуг. Кроме того, в медицине используется еще один вид сроков — срок службы. В течение этого периода времени результаты медицинских работ или услуг пригодны к использованию (например, срок службы результатов эндопротезирования). После истечения этого срока их использование может оказаться опасным.
В ряде случаев такие сроки устанавливаются нормативными документами, утвержденными Министерством здравоохранения Украины. Например, в стоматологической практике гарантийные сроки и сроки службы предусмотрены приказом МЗ Украины «Об утверждении критериев медико-экономической оценки предоставления стоматологической помощи I, II и III уровня» от 22 октября 2000 г. № 305. Если же для тех или иных видов медицинской практики МЗ не установило подобные сроки, это должен сделать сам исполнитель (то есть клиника).
И конечно же, пациент имеет право потребовать возместить причиненные убытки с устранением недостатков выполненной работы или предоставленной услуги своими силами либо с привлечением третьих лиц.
Исключительно важным является тот момент, что исполнитель не несет ответственности за недостатки выполненных работ или оказанных услуг, если докажет, что они произошли по вине потребителя. Так, клиника не несет ответственности, если, например, недостатки возникли вследствие несоблюдения пациентом назначений и рекомендаций врача.
Закон предусматривает еще одно право потребителя — право предъявить требование о расторжении договора и возмещении убытков в случае, если результаты работы или услуги содержат существенный недостаток. Под термином «существенный недостаток» понимается недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование результатов такой работы или услуги по целевому назначению (например, выпадение пломбы).
Указанное требование может быть предъявлено в течение срока, установленного нормативно-правовыми актами, другими нормативными документами, условиями договора, а в случае отсутствия таких сроков — в течение 10 лет.
Однако упомянутое нами право нельзя смешивать с правом на получение возмещения вреда, причиненного здоровью пациента. Согласно Гражданскому кодексу Украины право человека требовать такое возмещение не ограничено сроком исковой давности. Иными словами, пациент может обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного его здоровью в результате предоставления медицинских услуг ненадлежащего качества, хоть через пять лет после того, как ему стало известно о причинении вреда.
Зачастую пациент обращается за судебной защитой в тех случаях, когда ему не только оказали услугу ненадлежащего качества (а именно такой термин использует законодатель в применении к некачественным услугам), но и причинили вред здоровью. Как правило, среди исковых требований пациента содержится требование о возмещении материального и морального вреда, причиненного в связи с повреждением здоровья.
Однако сказанное вовсе не означает, что клиника обязана восстанавливать нарушенные права пациента только в том случае, если об этом имеется соответствующее решение суда. Если клиника согласна с тем, что нарушение действительно имеет место, она должна добровольно удовлетворить законные требования пациента.

По материалам: Medicus Amicus.
 


Комментарии

Поделиться:



14 марта 2006  |  10:03
Ресторанный бизнес в вопросах и ответах
Как вы оцениваете на данный момент конкуренцию между ресторанами? Насыщен ли рынок? И что в конечном итоге является определяющим конкурентным преимуществом? Что определяет успех ресторана?
17 февраля 2006  |  13:02
Типы болезней салонов красоты: от простуды до агонии
Салоны – как люди. Стопроцентно здоровых можно пересчитать по пальцам, а сколько тех, кто плетется в хвосте и, когда подсчитываются итоги месяца – как в анекдоте - «ну опять не смогла!». Пьяное зачатие, родовые травмы, болезни головы, кожная сыпь, болезни внутренних органов, вирусные инфекции, и даже психоз – вот неполный перечень напастей, от которых нам порой приходится лечить неудачливые салоны красоты.
27 января 2006  |  11:01
Оборудование для салонов красоты: послушай гуру и семь раз отмерь.
Вы продолжаете задавать вопросы о том, какое именно косметологическое оборудование и мебель должны присутствовать в классическом варианте кабинета косметолога. Подбор оборудования для салона красоты – дело тонкое, зависящее от многих факторов, некоторые из которых рассматриваются в данной статье.
20 января 2006  |  18:01
Из рук в руки, или что полезно знать, приобретая салон красоты на вторичном рынке
Салоны красоты продаются и покупаются. Причем некоторые из них успевают за несколько лет неоднократно перейти из рук в руки. Наблюдая за этим процессом, мы выработали собственное мнение о том, как не купить кота в мешке.
20 декабря 2005  |  13:12
Ресторанный консалтинг: раскрутка ресторана или продажа, если доход низкий.
Что делать, если залы ресторана пустые, а финансы поют романсы? Продавать? Что-то менять? Можно ли вообще оживить умирающий ресторанный бизнес? Как это сделать, не допустив новых ошибок? На эти вопросы отвечают специалисты по консалтингу ресторанного бизнеса.