Сегодня 16 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
08 декабря 2005 18:24   |   Аванесов А.М. - д.м.н.,
профессор, заведующий кафедрой общей стоматологии
Российского университета дружбы народов
Сагина О.В. - к.м.н.,
старший преподаватель кафедры общей стоматологии
Российского университета дружбы народов

Роль семейного врача-стоматолога в профилактике стоматологических заболеваний

Проведенные нами исследования в Московской области в течение 2003 –  2004 г.г., выявили, что основным источником получения информации о гигиене полости рта для детей являются их родители (в 100% случаев для детей 3−6 лет, в 95% — 6−9 лет, в 65% — 9−15 лет), качество знаний которых, к сожалению невысоко. Следовательно, проблема профилактической и гигиенической работы с детьми и их родителями сегодня очень актуальна. Это подтверждают наши исследования 200 семей, проживающих в вышеуказанном регионе.
 
 
Под наблюдением семейного врача-стоматолога в течение длительного времени находилось 100 семей – дети и их родители. В эту группу входили 244 ребенка (дошкольников – 115, школьников – 129) и 142 родителя. Под семейной диспансеризацией понималось динамическое наблюдение за состоянием здоровья всех членов семьи с проведением социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивающих профилактику стоматологических заболеваний, как у детей, так и у их родителей. Степень усвоения навыков ухода за полостью рта и качество гигиенического ухода в последующие посещения определяли в динамике по состоянию гигиены полости рта. Дети и их родители каждые три месяца посещали своего семейного стоматолога до тех пор, пока не было уверенности в постоянном и безукоризненном уходе за полостью рта. В течение данного срока детям и их родителям осуществляли санацию полости рта.
Контролем служила группа также из 100 семей, куда входили 207 детей (дошкольников – 102, школьников – 105) и 150 их родителей, где санитарно-гигиеническая работа велась общепринятыми методами. Обслуживание по семейному принципу оценивалось по медицинским и социальным параметрам.
Изучение первоначального уровня выполнения гигиенических навыков по уходу за полостью рта выявили полное их отсутствие у дошкольников и школьников. Проведенный опрос родителей показал низкий уровень гигиенических знаний у них. Никто из дошкольников и детей младшего школьного возраста не выполнял правильно чистку зубов – в полном объеме и последовательно. У семейного врача-стоматолога на основе индивидуальной программы профилактики и лечения всех членов семьи, одновременной системы гигиенического воспитания и обучения, а также лечения – стоматологическое обслуживание становится довольно эффективным.
 
Так, при относительно похожем исходном состоянии полости рта детей и их родителей, спустя год, в двух этих группах результаты весьма различались. В основной группе  детей, находившихся под наблюдением у семейного врача-стоматолога, уровень гигиены повысился достоверно (р < 0,005) с 2,21 ± 1,37 до 1,54 ±1,15 – у дошкольников и с 2,34 ± 1,33 до 1,69 ±1,07 у школьников. А в контрольной группе, где проводилась стандартная лечебно-профилактическая работа на лечебном приеме у врача-стоматолога, у дошкольников показатель снизился достоверно (р < 0,005) с 2,23 ± 1,46 до 2,38 ±1,51, а у шк
ольников – с 2,35 ± 1,48 до 2,44 ±1,51.
Хорошее гигиеническое состояние полости рта наблюдалось у 21,7 % детей, наблюдавшихся у семейного врача, удовлетворительное – у 78,3 %, в то время как в контрольной группе хорошее гигиеническое состояние полости рта было отмечено у 18,4 % детей, удовлетворительное – у 62,1 %,  неудовлетворительное – у 19,5 % (р<0,005).
Профилактические мероприятия семейным врачом-стоматологом проводились в течение двух лет, курсы профилактики осуществлялись по показаниям у дошкольников и школьников через каждые три месяца в виде 10 % раствора — глюконата кальция – аппликациями на 10 минут. Процедуры проводились 3−хкратно, ежедневно.  По показаниям проводилась также герметизация фиссур  постоянных зубов у детей. Родителям же проводилась санация полости рта один раз в год.
Таким образом, семейный принцип в проведении лечебно-профилактических мероприятий позволил значительно снизить стоматологическую заболеваемость у этих детей и подростков, а также их родителей, по сравнению с контрольной группой пациентов.
Родители, наблюдавшиеся со своими детьми, имели единые установки и требования к сохранению стоматологического здоровья у всех членов семьи, облегчая тем самым контроль за соблюдением гигиены полости рта детьми, при этом посещения врача-стоматолога всякий раз становились «семейным мероприятием».
 Благожелательная атмосфера приема у одного специалиста создает качественно иной психологический климат, соответствующий повышению интереса к беседам и обучению у врача-стоматолога, устранению страха перед стоматологическим лечением и большому доверию. В описанных условиях достоверно улучшилось усвоение навыков и их закрепление.
Таким образом, работа стоматолога, как семейного врача отличается довольно высокой эффективностью и в первую очередь это относится к профилактике стоматологических заболеваний, санитарно-просветительному обучению и воспитанию.
 
 
Используемая литература:
Леонтьев В.К., Бородина Т.В. Стоматолог как семейный врач // Мед.помощь. – 1995. — № 6. – с. 6 – 7.
Образцов Ю.Л. Семейный врач-стоматолог: реальность и проблемы // Стоматология. – 1996. – Т. 75. — № 1. – с. 75 – 77.
Сагина О.В. «Семейный врач-стоматолог в системе первичной лечебно-профилактической стоматологической помощи сельскому населению» // Новое в стоматологии. – М.,  2002. — № 5, с.95. (соавт. академик РАМН, проф. Лисицын Ю.П.).
Сагина О.В. «Семейный стоматолог: кто он?» // Медицинская газета. – 2002. – 21 августа (№ 64), – с.11.
Сагина О.В. «Семейная стоматология». // Московское здравоохранение. – М., 2003. — № 6, с.18 – 19.
Сагина О.В. «Современные принципы организации работы стоматологических учреждений России». // Учебное пособие. «МЦФЭР» — М., 2004−09−26,  479 с., (соавт. д.м.н., проф. Максимовский Ю.М.; д.м.н., проф. Дойников А.И.; д.м.н., проф. Аванесов А.М.).
 
 
 
Источник:
журнал «Стоматология детского возраста и профилактика»,
№№3−4, 2005

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
13 декабря 2005  |  17:12
Применение СИЦ для герметизации фиссур в программе стоматологической профилактики у детей
Монгуш Ю.Б.,
Кафедра профилактики стоматологических
заболеваний МГМСУ
30 ноября 2005  |  15:11
Профилактика флюороза: держи баланс
Фтор необходим человеческому организму. Но в строго определенных количествах — длительное поступление высоких доз этого микроэлемента в период минерализации зубов чревато развитием столь неприятного заболевания, как флюороз.
30 ноября 2005  |  12:11
Сравнительные клинические исследования зубных паст, содержащих аминофторид и фторид натрия
В сравнительном исследовании оценивалось влияние зубных паст, содержащих разные источники фтора, на структурно-функциональную резистентность эмали. Зубные пасты c аминофторидом и ксилитом («R.O.C.S. school») повышают кислотоустойчивость эмали эффективнее, чем пасты, содержащие фторид натрия и триклозан
08 ноября 2005  |  16:11
Гидрофлосс-ирригатор - хай-тек альтернатива зубным нитям
«Гидрофлосс» (произведен в США) - это запатентованный гидромагнитный ирригатор полости рта домашнего применения, предназначенный для профилактики и лечения гингивита и пародонтита заболеваний, а также для ускорения процессов заживления после операции имплантации.
19 октября 2005  |  17:10
Организация рабочего места гигиениста стоматологического
В каждом учреждении, где планируется организация работы гигиениста стоматологического необходимо организовать рабочее место или специальный кабинет.