Сегодня 20 апреля 2024
Медикус в соцсетях
 
Задать вопрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКТОРУ РАЗДЕЛА (ответ в течение нескольких дней)

Представьтесь:
E-mail:
Не публикуется
служит для обратной связи
Антиспам - не удалять!
Ваш вопрос:
Получать ответы и новости раздела
30 июля 2003 00:08   |   Проф. П.В. Власов

Летопись милосердия

Помощь нищим, престарелым, больным испокон веков было делом человеколюбивым и богоугодным, а подаяние считалось показателем высокой нравственности человека. «В рай входят святой милостыней,— говорили на Руси.— Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спа­сается».
Пришедшие на Русь из Византии монахи принесли с собой представление о врачевании, как о прерогативе Церкви, подвижническом долге священнослужителей. На протяжении долгих веков они занимались наряду с церковной службой и лечением больных.  Передавая медицинские знания из поколения в поколение, монастырские целители лечили «безмездно» (бесплатно), в то время как «мирские» врачи брали за это деньги.
Дошедший до нас самый древний акт законодательного значения, касающийся вопроса благотворительности, датиро­ван 911 годом, когда князь Олег заключил догов
ор с Визан­тией о репатриации пленных. В нем сказано: «Буде случится россиянину видеть в чужой земле полоненного грека или греку россиянина, выкупать онаго и отсылать в свою землю, получив данную за него сумму, или цену вменить в дань».
Много сведений до нас дошло о благотворительности Ве­ликого князя Владимира Святославича — Крестителя Руси. Как свидетельствует летопись, этот благочестивый князь позволял каждому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для бедных, которые сами не могли при­ходить, отправляли повозки, нагруженные хлебом, мясом, ры­бою, овощами, медом и квасом. Своим уставом, изданным в 996 году, князь Владимир по­ручал общественное призрение духовенству. Оказав благоволение бедным и страждущим, князь Владимир учредил также учили­ща для обучения детей всех сословий.
Ярослав Мудрый учредил на собственные средства сиротское училище, где воспитывалось 300 юношей. Владимир Мономах считал опеку бедных одной из главных своих обязанностей, а его сестра основала в Киеве на свой счет училище для девиц, где учили грамоте и ремеслам.
Александр Невский на заседаниях совета бояр внушал им принципы справедливости и законности: «Будьте недремлющими стража­ми законов: праздная добродетель возбуждает дерзновение порока. Принимайте под свою защиту вдов, сирот, всех слабыx и гонимых, к правосудию вашему взывающих».
В 1551 году Иваном IV был созван Собор для разработки внутреннего устройства страны, на котором среди прочих обсуждались вопросы здравности, быта, семьи, общественного призрения. Так была сделана первая попытка законодательно оформить систему попечения о больных и нетрудоспособ­ных. Однако от постановки задачи  до ее решения предстояло пройти долгий путь. Вплоть до XVIII века государство было не в состоянии взять на себя всю благотворительность. В царствование Алексея Ми­хайловича, прозванного Тишайшим, закладывалась экономичес­кая и духовная база преобразований, которые вскоре были совершены его сыном — Петром I. При Алексее Михайловиче в Москве жили и работали видные про­светители, деятели культуры — Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Федор Ртищев, патриарх Никон и его страстный антипод протопоп Аввакум. Мы мало знаем об этом времени, потому что бурная деятельность Петра затмила прошлые достижения.  В плеяде деятелей культуры, готовивших по­чву для крутого поворота России, особое место занимает Фе­дор Михайлович Ртищев, крупный государственный деятель, близкий советник царя Алексея Ми­хайловича.
Ф.М. Ртищев основал особый «учительный» монас­тырь, назван­ный Андреевским, который располагался на правом берегу Москвы-реки, у Воробьевых гор. Здесь ученые монахи переводили на русский язык иностранную ли­тературу, занимались исправлением богословских книг. При монастыре существовала школа, в которой обучали славянскому и греческому языку детей боярского и простого чина. Почти три столетия Андреевский монастырь выполнял бла­готворительные функции.
Занимая высшую административную должность в государ­ственном аппарате, Ф.М. Ртищев помогал страждущим не по обязанности, а по велению сердца. Биограф дает несколько трогательных эпизодов, характеризующих личность этого человека. Сопровождая царя в польском походе, Фе­дор Михайлович подбирал по дороге больных и увечных, уступая им свой экипаж, а в попутных городах уст­раивал для этих людей госпитали, жертвуя значи­тельные средства.
Интересно, что с именем Ртищева связана организация пер­вых в России медвытрезвителей. Это он велел собирать на москов­ских улицах пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных устроил богадельню, которую также со­держал на собственный счет. Он тратил большие деньги на выкуп пленных у, помогал иноземцам, жившим в Рос­сии,  узникам, сидевшим в тюрьме за долги. Фе­дор Михайлович старался насколько возможно облегчить участь принадлежав­ших ему крестьян — уменьшал оброки, поддерживал их хо­зяйства ссудами, а перед смертью отпустил всех дворовых на волю.
Боярину Ф.М. Ртищеву принадлежит заслуга открытия первой в Мос­кве гражданской больницы. Тронутый до глубины души множе­ством бесприютных и больных на московских улицах, он купил домик и устроил в нем две палаты на 13—15 человек, которых кормил и снабжал лекарствами. Где была эта больница – неизвестно, можно лишь предполагать, что она находилась в районе Знаменки, неподалеку от двора боярина.
Уч­реждение содержалось на частные пожертвования и прекрати­ло существование в царствование Петра I. 

Поделиться:




Комментарии
Смотри также
16 октября 2003  |  11:10
Рак груди обнаружили у каждой пятой обследованной петербурженки
После полугодовой экспедиции в Москву вернулся «КамАЗ» с передвижным маммографическим комплексом, успевший обследовать почти три тысячи женщин в одиннадцати российских городах. На этой неделе комплекс получит в дар Маммологический центр Министерства здравоохранения. По этому случаю центр уже начал принимать заявки на новые рейсы от необследованных городов и отдельных предприятий, для которых дорого здоровье собственных женщин или хотя бы их груди.
27 июня 2003  |  10:06
"Нетрадиционная медицина" с точки зрения практикующего врача
Вопрос, можно ли лечить то или иное заболевание травами, гомеопатическими средствами, обращаться к "народным целителям", экстрасенсам и т.д. приходится слышать от пациентов и их родственников довольно часто. Если ответить коротко - "нет", то возникнет недовольство. Вопрошавший уйдет из кабинета врача в уверенности, что доктор просто отмахнулся от проблемы, "не верит в народную медицину" или даже "ревнует к нетрадиционным методам". Поэтому хочется объяснить подробно, сосредоточив внимание на самом главном.
23 июня 2003  |  22:06
Болезнь Паркинсона и
Старческое слабоумие, дрожательный паралич, диабет, человеческий вариант "коровьего бешенства" — давно описанные тяжёлые болезни. Некоторые не поддаются медикаментозному лечению, от некоторых нет лекарств. В то время, как от всех может помочь одно-единственное. По идее...
18 июня 2003  |  23:06
Изжога
Недавно проведенные в России исследования показали, что изжогой страдает около 60% взрослого населения. Происходить это может по разным причинам, связанным главным образом с нашим образом жизни и питания. Почему она возникает и как с ней бороться?
14 июня 2003  |  16:06
Ян Пирсон: технологии заберутся под вашу кожу
Человеческое тело превратилось в испытательный полигон для современных технологий. Плоды прогресса скрыты глубоко в недрах организма — в виде датчиков, протезов и целых искусственных органов. А что если выставить их на всеобщее обозрение, создать электронную кожу?