Сегодня 25 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Методическое письмо по контролю за организацией охраны труда в стоматологических учреждениях .

Введение

Стоматологическая служба, сегодня — это более десяти тысяч стоматологических клиник, отделений и кабинетов, около ста отделений челюстно-лицевой хирургии а больничных учреждениях и не менее трехсот тысяч сотрудников, участвующих в оказании сто патологической помощи населению России. В стоматологических лечебно-профилактических учреждениях эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водоприводно-канализационное хозяйство, автотранспорт, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника, применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Работа в стоматологических учреждениях связана с вредными и неблагоприятными условиями, что может быть причиной возникновения профессиональных заболеваний. Ежегодно в стоматологической службе происходят несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, при которых сотрудники получают травмы различной степени тяжести.
Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в первую очередь необходимо назвать необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы и слабый контроль со стороны администрации учреждений за соблюдением персоналом правил охраны труда и производственной санитарии.
Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует, что в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь населению, имеют место нарушения законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда. В то же время практика показывает, что только их неукоснительное выполнение и создание безопасных условий труда для сотрудников способствует успешной деятельности стоматологических учреждений, позволяет исключить случаи производственного травматизма и развитие профессиональных заболеваний работников.

Законодательная и нормативно-правовая основа обеспечения охраны труда в стоматологических учреждениях

Согласно ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) «охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
Обязанность обеспечения надлежащего технического оснащения и правильной организации всех рабочих мест, создания безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений и организаций. Это в полной степени возможно при знании руководителями всех уровней законодательной и нормативно-правовой основы этого серьезного раздела работы. Задача экспертов лицензирующих органов во время предлицензионной экспертизы стоматологических учреждений и в процессе текущего контроля проверять наличие законодательных актов, соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств в каждом учреждении. В соответствии со ст. 212 ТК РФ «работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации» и по нашему мнению у каждого руководителя должны иметься:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197−ФЗ.
2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99г. № 181−ФЗ.
3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. № 69−ФЗ.
4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98г. № 125−ФЗ.
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» от П.03.99г. № 279 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 28.01.2000г. № 78, от 24.05.2000г. №406).
6. Постаноаление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15.12.2000г. № 967.
7. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» от 25.10.74г. N298/П−22 (в ред. Постановлений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 01.11.77г. № 369/П−16, от 26.10.87г.№ 646/П−11, от 05.11.87г. № 669/П−11, от 05.11.87г. № 670/П−11, от 16.06.88г. № 370/П−6, от 18.10.90г. № 407/П−11, от 22.10.90г. №4186/П−12).
8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации» от 30.01.95г. № 6.
9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций» от 12.10.96г. № 65.
10.Постаноатение Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» от 14,03.97г. № 12 (объявлено письмом МЗ РФ от 24.06.98г. № 2510/5581−98−32).
11.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты» от 29.12.97г. №68.
12.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» от 18.12.98г. № 51 (в ред. постановления Минтруда России от 29.10.99г. № 39).
13.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» от 07.07.99г. № 19 (объявлено письмом МЗ РФ от 25.08.99г. №2510/9351−99−32).
14.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Рекомендаций по организации кабинета охраны труда и уголка охраны труда» от 17.01.01г. № 7 (объявлено письмом МЗ РФ от 09.02.01г. №2510/1373−01−32).
15.Приказ Наркомздрава СССР «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» от 12.12.40г. № 584.
16.Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» от 14.03.96г. № 90 (в рел. приказов Минздрава России от 11.09.2000г. 344,от06.02.2001г.№23).
17.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 29.04.97г. N126.
18.Комментарий к приказу Минздрава России от 26.04.97г. № 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
19.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „Об усилении мер безопасности при эксплуатации медицинских стерилизаторов“ от 17.11.97г. № 338 (Приказ МЗ РФ от 18.10.02г. №318).
20.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России“ от 07.05.98г. № 155.
21.Комментарий к приказу Минздрава России от 07.05.98г. № 155 „Об изучении работниками системы здравоохранения вопросов охраны труда“.
22.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „О мерах по совершенствованию охраны труда в организациях здравоохранения“ от 30.12.99г. № 459.
23 .Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „Об ограничении облучения персонала и пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований“ от 23.10.2000г. №379.
24.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации“ от 28.05.01г. №176.
25.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений“ от 28.01.02г. № 19.
26.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации „Об итогах совещания специалистов по охране труда и мерах по устранению недостатков“ от 18.03.02г. № 86.
27.Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала от 23.12.83г. №2956а−83.
28. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских каоинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.6.1.802 — 99.
29.Письмо Министерства здравоохранения СССР „О бесплатной выдаче молока или других равноценных пишевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда“ от 17.02.S8r. № 06−14/7−14 (письма МЗ СССР от 06.01.89г. №14−4/644−19, от 25.06.91г. №143−11/10−17).
30.Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации „О расходах по охране труда“ от 29.07.98г. № 14−07/1245−98 .
31. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации „О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности“ от 19.10.2000г. №2510/11377−32.
32. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации „Об усилении мер безопасности при эксплуатации зданий, инженерных коммуникаций, медицинской техники в учреждениях здравоохранения“ от 29.01.02г. № 2510/931−02−32.
33. Типовая инструкция по охране труда для персонала отделений, кабинетов физиотерапии от 08.09.87г.
34. Типовая инструкция по охране труда при проведении работ с лазерными аппаратами от 26.05.88г. № 06−14/20.
35. Типовая инструкция по охране труда для персонала операционных блоков от 29.08.88г.
36. Перечень нормативных документов по безопасности труда для учреждений предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР от 22.10.91г.
С помощью специально разработанной анкеты путем опроса руководителей изучено состояние охраны труда и техники безопасности в 494 государственных (муниципальных) и 87 частных стоматологических учреждениях различной организационно -правовой основы. В ходе исследования, в первую очередь, выяснялось наличие у руководителей учреждений основных законодательных актов по охране труда и установлено, что Трудовой кодекс Российской Федерации имеется только у 90,1% опрошенных, возглавляющих государственные учреждения и у 85,1%, возглавляющих частные. Федеральный закон „Об основах охраны труда в Российской Федерации“ имеется в 94,1 % и 72,4% (соответственно) учреждений, а Федеральный закон „О пожарной безопасности“ в 44,1% государственных и 42,5% частных стоматологических учреждений.
Как свидетельствуют полученные нами сведения приказ Минздрава России N 459 имеется только в 73,1% государственных и 56.3% частных стоматологических учреждений, а приказ Минздрава России № 115 в 76,9% и 56,3% соответственно. Почти в половине (46,2%) государственных и двух третьих частных учреждений отсутствует приказ Минздрава России № 155, а приказа Минздрава России № 338 нет ни в одном частном учреждении, а имеется он только в 42,3% государственных. На наличие приказа Минздрава России № 126 указали 40,1% руководителей государственных учреждений и только каждый четвертый руководитель частной стоматологии, а комментарии к этому приказу имеется только в 30,8% и 16,3% учреждений соответственно. Приказ Минздрава России № 410 имеется в 29,7% государственных и 52,9% частных учреждений, письмо Минздрава России № 2510/5581−98−32 в 67,2% и 12,6% учреждений соответственно. Около половины руководителей государственных и 35,6% частных учреждений имеют постановление Правительства Российской Федерации „Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты“ от 18,12,98г. № 51.

Обеспечение охраны труда при заключении трудового договора

Согласно ст.57 ТК РФ в трудовой договор при его заключении вносятся, кроме прочих атрибутов, существенные условия, такие как „характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, режим труда и отдыха“. Кроме того, в трудовом договоре должно содержаться обеспечение безопасности труда, медицинское освидетельствование, страхование профессионального риска и другие моменты.
Экспертам лицензирующих органов при проведении предлицензионной экспертизы и в ходе контроля за выполнением лицензионных; требований и условий следует внимательно знакомиться с трудовыми договорами, обращая особое внимание на обеспечение работодателем охраны труда работников. При этом необходимо проверять:
1. Продолжительность рабочего дня, которая должна быть у врачей-стоматологов не более 33 часов в неделю. 5,5 часовой рабочий день установлен для шестидневной рабочей недели. При пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями норма рабочего времени за учетный период (неделя, месяц…) сохраняется.
2. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст.110 ТК РФ).
3. Продолжительность основного отпуска должна быть не менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).
4. Работникам, связанным с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ). К этой категории относится большинство сотрудников, участвующих в оказании стоматологической помощи (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.74г. № 298/П−22).
5. Женщинам должен предоставляться отпуск по беременности и родам (ст.255 ТК РФ) и отпуск по уходу за ребенком (ст.256 ТК РФ).
6. Не допускается замена отпуска денежной компенсацией лицам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 126 ТК РФ).
7. Эта же категория работников должна предоставлять при трудоустройстве на работу по совместительству справку с основного места работы о характере и условиях труда (ст. 283 ТК РФ).
8. Организацию выплаты работникам пособия по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ).
Все эти сведения можно получить, проверив заключенные трудовые договоры, приказы о приеме на работу и о предоставлении отпусков, табели учета рабочего времени, которые должны вестись в каждом учреждении на всех сотрудников, правила внутреннего трудового распорядка.
Полученные в результате нашего опроса сведения о заключении работодателями трудовых договоров с работниками при приеме их на работу, свидетельствуют о том, что трудовые договоры заключаются только в 57,7% государственных и 56,3% частных стоматологических учреждений. При этом установлено, что в государственных учреждениях лишь в 19,2% случаев заключаются бессрочные трудовые договоры, а а 75,1% срочные, в частных учреждениях эти показатели составляют 25,3% и 31,0% соответственно. В трудовых договорах, заключаемых между работодателями и работниками при приеме на работу, только в 40,2% государственных и 56,3% частных стоматологических учреждений отражены обязательства сторон по обеспечению безопасного труда. Продолжительность рабочей недели соответствует Трудовому кодексу в 98% государственных и 86,2% частных учреждений. При том, что работодатели во всех учреждениях соблюдают продолжительность основного отпуска работников, дополнительный отпуск предоставляется лишь в 88,5% государственных учреждений. Ответы респондентов указывают на то, что в 71,2% частных учреждений не оплачиваются листки нетрудоспособности.

Организационные мероприятия по охране труда

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях. При проведении экспертизы стоматологических учреждений во время их лицензирования необходимо проверить:
1. Наличие заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда на проекты строительства и реконструкций производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы. 2. Наличие в штатном расписании должности инженера по охране труда или приказа о назначении лица, ответственного за охрану труда (ст.217 ТК РФ). 3. Порядок проведения и регистрации вводного инструктажа по охране труда (ГОСТ 12.0.004−90 „Организация обучения безопасности труда“). 4. Порядок проведения с каждым работником и регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (ГОСТ 12.0.004−90 „Организация обучения безопасности труда“). 5. Наличие результатов предварительного при поступлении на работу медицинского осмотра работников (Федеральный закон „О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.99г. № 52−ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2002г. № 196−ФЗ, приказ МЗМП РФ от 14.03.96г№90г.).
Эти сведения можно получить, изучив соответствующие приказы, личные дела сотрудников, журналы регистрации инструктажей.
Проведенный нами опрос показал, что только в 98% государственных учреждений приказом руководителя назначено лицо, ответственное за охрану труда и технику безопасности. Как в государственных, так и в частных учреждениях не всегда проводится инструктаж на рабочем месте.
Показательно, что прохождения предварительного, перед трудоустройством, медицинского осмотра требуют все руководители частных учреждений и лишь 80,8% государственных.

Обеспечение охраны труда в процессе выполнения работы

„Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов“ (ст. 212 ТК РФ). В связи с этим экспертам следует обратить внимание на следующее:
1. Соответствие требованиям охраны труда условий груда на каждом рабочем месте — аттестация рабочих мест по условиям труда (Постановление Минтруда РФ от 14.03:97г. № 12).
2. Наличие сертификатов соответствия на машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты, в том числе иностранного производства.
3. Наличие у работников специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и порядок их приобретения (за счет каких средств) (Постановления Минтруда РФ от 29.12.97г. №68 и от 18.12.98г. №51).
4. Порядок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях (Типовая инструкция по аттестации персонала на I квалификационную группу по электробезопасности).
5. Порядок проверки знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ (приказ МЗ РФ от 07.05.98г. №155).
6. Порядок проведения периодических медицинских осмотров (за счет каких средств), внеочередных медицинских осмотров по просьбам работников (приказ МЗМП РФ от 14.03.96г № 90).
7. Организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.
8. Организацию выдачи молока и лечебно-профилактического питания при работах с тяжелыми, вредными и(или) опасными условиями труда (письма МЗ СССР от 17.12.88r № 06−14/7−14, от 06.01.89г. № 14−4/644−19, от 25−06.91г.№ 143−11/10−17).
9. Наличие инструкций по охране труда на каждую должность.
10. Наличие инструкций по охране труда на все виды оборудования, аппаратов и приборов. 11. Организацию контроля за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов (ст.212 ТК РФ).
12. Организацию безопасного хранения, транспортировки и использования радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных веществ и материалов (Санитарные правила и нормы „Правила сбора и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“ от 22.03.99г., СанПиН 2.1.7.728−99).
13. Организацию противопожарной безопасности.
14. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима.
15. Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Опрос руководителей показал, что во всех стоматологических учреждениях, независимо от их организационно-правовой основы и формы собственности, разработаны Правила внутреннего трудового распорядка, но вопросы охраны труда и техники безопасности включены в них только в 92,3% государственных и 71,4% частных учреждений- Отсутствуют должностные инструкции на каждого работника в 5,9% государственных и 28,8% частных учреждений, не везде проводится обучение и профессиональная подготовка по технике безопасности (75,1% и 71,2% соответственно). Инструкции по технике безопасности на каждую должность имеются только в 75,1% государственных и 71,2% частных учреждений, а на все аппараты и приборы в 57,7% и 31,0% учреждений соответственно. В 40,2% государственных и 56,3% частных учреждений они разработаны лишь на некоторые аппараты и приборы.
Периодические медицинские осмотры проводятся в 96,7% государственных и 96,6% частных стоматологических учреждений. В государственных учреждениях в 69,2% они оплачиваются из бюджета, в 9,7% самими работниками, а в 14,4% путем других форм взаиморасчетов (обмен услугами и др.) В частных учреждениях в 71,2% случаях их оплачивают учредители, а в 25,3% сами сотрудники. Ответы респондентов указывают на то, что в государственных стоматологических учреждениях работники не в полном объеме обеспечиваются санитарной одеждой (90,3%), санитарной обувью (1,3%) и средствами защиты (78,7%). В частных учреждениях санитарная одежда выдается в 86,2%, санитарная обувь в 25,3%, при этом каждому работнику выдаются средства зашиты. Молоко или другие равноценные пищевые продукты получают работники 75,1% государственных учреждений и 56,3% частных.
Лицензирующие органы и их эксперты являются сегодня тем основным, а чаще всего единственным, органом, способным обеспечить безопасные условия труда для работников стоматологических учреждений и безопасность услуг для их пациентов.