Сегодня 29 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Реакция протеста (оппозиции) у детей

 
Реакции протеста (оппозиции) встречаются наиболее часто и включают большую группу разнообразных форм преходящих расстройств, доведения, в основе которых лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих особое субъективное (типа сверхценного) значение для личности: переживания обиды, ущемленного самолюбия, недовольства отношением близких и т. п. Реакции протеста всегда имеют определенную избирательность и направленность. Они появ­ляются первоначально в той микросреде, где возникли кон­фликтные переживания, и направлены против тех лиц, кото­рые, по мнению ребенка, повинны в их возникновении. Причины возникновения реакций протеста разнообразны: конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, появление второго ребенка в семье, несправедли­вые или оскорбляющие самолюбие ребенка наказания, школьная неуспеваемость и т. п. В зависимости от характера нарушений поведения различают реакции активного и пас­сивного протеста.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Характерологические реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающе­го, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспита­ния, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллективе и др.). Такие формы реакций наблюдаются только в психо-травмирующей ситуации, имеют четкую направленность про­тив определенных лиц, явившихся источником отрицательно окрашенных переживаний, относительно кратковременны и не склонны к фиксации. Чаще наблюдаются у детей с чер­тами эмоциональной возбудимости.
Патологические (патохарактерологические) реакции ак­тивного протеста отличаются значительно большей интенсив­ностью проявлений, обязательным  наличием агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), большей длительностью периода измененного аффективного состояния ребенка, склонностью к повторению и фиксации нарушенного поведения, которое приобретает привычный характер. Они могут наблюдаться не только в отношении лиц, которые первоначально вызвали обиду или недовольство ребенка, но и против взрослых вообще, обна­руживаются в разной обстановке. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда патологические реак­ции активного протеста могут сопровождаться общим дви­гательным возбуждением («двигательная буря») и аффек­тивным сужением сознания. Подобные брутальные реакции свойственны в основном детям и подросткам с остаточными явлениями органического поражения головного мозга или с формирующейся психопатией.
В связи с тем что активные реакции протеста могут выра­жаться в жестоких поступках, в стремлении делать назло, причинять определенным лицам вред не только прямым, но и косвенным путем, т. е. посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам, фран­цузские авторы говорят о «псевдоперверсивном поведении», напоминающем поведе­ние детей с нарушением влечений. В отличие от проявлений истинной патологии влечений в этих случаях неправильное поведение всегда имеет определенную направленность и осоз­нанную установку, этим поведением ребенок или подросток как бы мстит обидчику. Оно легко подвергается обратному развитию при благоприятном для ребенка изменении ситуа­ции. Однако ввиду относительной легкости, фиксации различ­ных форм реагирования в детском возрасте «псевдоперверсивные формы поведения» при их многократном повторении могут закрепляться и постепенно приобретать характер ис­тинных расстройств влечений. Развитию истинной патологии влечений на основе реакций протеста способствует наличие резидуальной церебрально-органической недостаточности и дисгармонически протекающий пубертатный период при ускоренном половом созревании.
Приводим пример патохарактерологических реакций ак­тивного протеста с псевдоперверсивными формами пове­дения.
Таня М., 13 лет. С раннего детства самолюбивая, обидчивая. Росла без отца, переживала это. Была рада приходу в семью отчима, называла его первое время папой. Однако отчим был резок с девочкой, оказывая явное предпочтение родному сыну. Девочка замкнулась, стала раздражительной, не подчинялась отчиму, с вызовом заявила: «Вы мне никто!». Постоянно подчеркивала, что она не его дочь, перестала разговаривать с ним, старалась навредить ему, например пачкала ванну, когда тот собирался мыться, постоянно старалась вывести из себя сына отчима. Враж­дебно встретила рождение младшей сестры, никогда не подходила и не играла с ней. Со временем стала резкой с матерью, бабушкой и теткой, часто противоречила им, несколько раз побила 5-летнего двоюродного брата. Ухудшилось поведение в школе, могла резко ответить учителю, при замечаниях педагогов уходила из класса. Снизилась успеваемость. Иногда после ссоры подолгу не возвращалась домой. Ухудшился сон, вскрикивала, разговаривала во сне. Часто плакала.
К реакциям пассивного протеста обычно относят отказ от еды, уходы из дома, мутизм, суицидальные попытки, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоты, энурез и энкопрез. Наблюдения сви­детельствуют о том, что эта группа реакций неоднородна по механизмам возникновения и клиническому положению. Прежде всего представляется более правильным относить соматовегетативные нарушения и элективный мутизм к патоло­гическим (патохарактерологическим), а не психологиче­ским (характерологическим) реакциям, так как вряд ли можно считать непатологическим более или менее длитель­ное нарушение функций той или иной системы организма. Таким образом, в качестве психологических реакций могут, вероятно, выступать только такие реакции пассивного про­теста, как эпизодические уходы, отказы от еды (без первичного изменения аппетита) и некоторые суицидальные попытки у детей и подростков.
Изучение реакций пассивного протеста с несомненностью свидетельствует о том, что значительная часть их должна быть расценена не как истинные реакции протеста, основан­ные на сверхценных переживаниях (обида, ущемленное самолюбие, страх, желание отомстить), а как примитивные истерические реакции, закрепившиеся в связи с их «условной желательностью» как средство освобождения от трудной для ребенка ситуации. Такой механизм, по-видимому, лежит в основе «реакций протеста», протекающих в виде повторных рвот, энуреза, аффект-респираторных приступов, некоторых вариантов элективного мутизма в младшем детском возрасте, а также в части случаев суицидальных попыток (особенно с элементом демонстративности). В группу реакций пассив­ного протеста нередко также неправильно включаются пси­хологические реакции негативизма у детей в период первого возрастного криза. Помимо этого, за реакции протеста могут быть ошибочно приняты некоторые соматовегетативные нару­шения (например, анорексия с отказом от еды) при депрес­сивных состояниях разного генеза.
В тех случаях, когда речь идет об истинной реакции пас­сивного протеста, проявления ее никогда не ограничиваются перечисленными выше нарушениями, а всегда включают и изменения поведения, а главное — характера отношения ребенка или подростка к окружающим. Сюда относятся про­явления недовольства, обиды, замаскированной враждебно­сти по отношению к тому или иному из близких, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, нередко появление необщительности, капризности. Эти изменения поведения, если они выражены нерезко, могут легко остаться незамечен­ными, тогда как связанные с ними более выраженные соматовегетативные нарушения, уходы и т.п. расцениваются как единственное проявление реакции протеста.
Среди реакций пассивного протеста наиболее важное практическое значение имеют мутизм, уходы и суицидаль­ное поведение. Мутизм чаще проявляется в форме элек­тивного (избирательного) мутизма, значительно реже встре­чаются случаи тотального мутизма. Этот вид реакции пассивного протеста встречается преимущест­венно у детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно моложе 9 лет). У девочек он наблюдается вдвое чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими воз­никновению мутизма, является наличие недостаточности речевой функции, резидуальной церебрально-органической недостаточности, а также черт тормозимости в характере.
Элективный мутизм проявляется в том, что ребенок не пользуется речью и даже активно отказывается от речевого общения с лицами, вызвавшими психотравмирующие пере­живания (например, с кем-либо из родителей, с воспитатель­ницей в детском саду, с учителем в школе и т.д.), а также нередко со всеми окружающими, прежде всего взрослыми, в определенной ситуации (в детском саду, школе). В то же время с другими лицами, особенно со сверстниками, а также в обстановке, которая не травмирует ребенка, у него сохра­няется речевое общение. При более редком тотальном мутизме ребенок вообще не пользуется речью, хотя все формы неречевого общения у него сохраняются (в отличие от му­тизма при шизофрении). Как полагают некоторые авторы, в основе психогенного мутизма у детей лежит механизм регрессии на более ранний онтогенетический уровень развития речи.
Мутизм может быть относительно кратковременным и за­тяжным (сохраняющимся до 2—3 лет и более). В последнем случае, происходит патологическое формирование личности с развитием и усилением черт тормозимости, истероидности и псевдошизоид­ных изменений личности.
Относительно распространенной формой реакций пассив­ного протеста являются уходы, которые встречаются преи­мущественно у мальчиков школьного (особенно препубертатного) возраста. Реакция протеста в этом случае возни­кает в ответ на ссору родителей, физическое наказание, резкое замечание педагога и т. п. Чаще отмечаются уходы из дома, реже — из школы, интерната. Уходы в этом случае имеют реактивно-сверхценный характер. В основе их лежат сверхценные переживания обиды, ущемленного самолюбия, желание отомстить, наказать обидчиков. Сохранение психотравмирующей ситуации, неправильный подход родителей с применением наказаний за уходы сравнительно часто ведут к повторным уходам. Со временем происходит своеобразная «фиксация стереотипа поведения», связанного с уходом, в результате чего уходы становятся привычными и возникают нередко по незначительному поводу. Такой неблагоприятной динамике способствует наличие акцентуированных черт ха­рактера, резидуальной церебрально-органической недоста­точности, дисгармонично протекающего пубертатного пе­риода.
Наконец, в более редких случаях к привычным уходам присоединяется компонент влечения, в связи с чем уходы могут приобретать неодолимый характер. Как правило, такой исход наблюдается у детей и подростков с более вы­раженными резидуально-органическими психическими нару­шениями или наличием психопатических черт характера. Фиксированные привычные ухо­ды нередко становятся источником, с одной стороны, патохарактерологического формирования личности, а с другой — микросоциально-педагогической запущенности с асоциальным поведением.
Реже в качестве реакции пассивного протеста возникает суицидальное поведение. По данным литературы, оно встречается в основ­ном в препубертатном и пубертатном возрасте. В основе суицидального поведения лежит комплекс заряженных силь­ным аффектом (фактически сверхценных) переживаний обиды, острого недовольства окружающими и самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в этих пере­живаниях. Нередко эти переживания сопровождаются ярки­ми образами фантазии, в которых дети представляют себя умершими, «видят» раскаивающихся родителей, педагогов и т.д. Чаще всего суицидальное поведение бывает вызвано незаслуженным наказанием, унизительным замечанием, иногда получением плохой оценки. Таким образом, имеет место явное несоответствие между внешним поводом и пове­дением ребенка или подростка. Неадекват­ность суицидального поведения вызвавшему его обстоятель­ству отчасти связана с отсутствием у ребенка представления в том, что такое смерть.
Реакция проявляется либо только в мыслях и представ­лениях, либо также в совершении суицидальной попытки. В последнем случае у девочек преобладают попытки отрав­ления с помощью различных медикаментов, растворителей, средств для борьбы с насекомыми и т. п. У мальчиков встре­чаются также попытки к самоповешению. Решение покончить с собой заранее не обдумывается, возникая в большинстве случаев по механизму «короткого замыкания». Выбор средств для реализации суицидальной попытки часто имеет случайный характер и во многом зависит от обстановки. В большинстве случаев суицидальные попытки не заверша­ются летальным исходом; в случаях отравления иногда в течение нескольких дней отмечаются явления интоксикации.
В отличие от истерических реакций с демонстративным суицидальным поведением при суицидальных попытках как выражении реакции протеста отсутствует компонент демон­стративности, дети и подростки совершают попытку в оди­ночестве. При истерических демонстративных суицидальных попытках, кроме того, нередко имеют место определенные излюбленные способы «самоубийства» — нанесение себе по­резов в области запястья, на коже груди. После суицидаль­ной попытки при реакции протеста дети и подростки стыдятся своего поведения, стараются скрыть поступок, тогда как при истерической реакции они, напротив, нередко афишируют его, стремясь привлечь к себе этим внимание и сочувствие окружающих. Проблема суицидального поведения у детей и подростков изучена недо­статочно. Причины, мотивация суицидальных попыток, их катамкез исследованы мало. Однако, по мнению ряда пси­хиатров, изучавших данный вопрос, суицидальное поведение в детском возрасте (примерно до 15 лет) очень редко бывает связано с серьезными психическими заболеваниями и реактивной депрессией. В подавляющем большинстве случаев речь идет о ситуационных реакциях, включая в первую очередь реакции протеста. Особенно частым источником последних в случаях суицидального поведения являются нарушенные внутрисемейные взаимоотношения. У старших подростков (начиная с 15 лет) роль более выраженных психических рас­стройств, прежде всего депрессивных состояний, в происхож­дении суицидального поведения несколько возрастает.
Суициды наблюдаются у детей в основном в возрасте старше 10 лет; на более млад­ший возраст приходится лишь 2,5% от общего числа суицидов у детей. В детском возрасте суицидальное поведение чаще встречается у мальчиков, в подрост­ковом — у девочек. Большинство зарубеж­ных психиатров подчеркивают важность дальнейшей разра­ботки данной проблемы не только в связи с возможностью летального исхода в результате суицидальной попытки, но также и учитывая отмеченную в зарубежной литературе тен­денцию к росту числа суицидальных попыток среди детей и подростков в капиталистических странах. В частности, в ФРГ с 1950 по 1970 г. число зарегистрированных суицидов и суицидальных попыток среди детей и подростков возросло вдвое. В последние годы в ФРГ суициды стоят на втором месте среди причин смерти подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет и на десятом месте среди причин детской смертности.
Проявлением пассивного протеста может быть отказ от выполнения тех или иных требований, предъявляемых к ре­бенку. Так, при затруднениях в учебе ребенок может отказы­ваться от посещений школы, от ответов в классе, от приго­товления заданий («назло» родителям или учителям). Иног­да в подобных случаях возникают ошибочные предположе­ния о наличии умственной отсталости. При ошибках воспитания наблюда­ется отказ от выполнения требований родителей. У детей раннего и дошкольного возраста это может проявляться в ферме отказа от еды (например, в связи с незнакомой или малоприятной пищей, началом прикорма, перекармливанием ребенка и т.п.). В этом случае в отличие от невротической анорексии нет снижения или отсутствия аппетита, т. е. речь идет о своеобразном «аноректическом поведении», а не об истинной анорексии. У детей раннего и преддошкольного возраста нередко встречается отказ от посещения детского сада. Это обычно наблюдается при избалованности ребенка, неправильном воспитании его по типу «кумира семьи». Вна­чале, в период адаптации к детскому учреждению, подобные отказы эпизодичны, психологически понятны. Однако у неко­торых детей они фиксируются, сопровождаются выраженны­ми нарушениями поведения (капризность, негативизм) и соматовегетативными расстройствами (рвоты, нарушения сна и т.п.), т.е. приобретают свойства патохарактерологических реакций.
Ведущими проявлениями пассивного протеста у детей до­школьного возраста могут быть также нарушения навыков опрятности — энурез и энкопрез, при которых в отличие от сход­ных невротических расстройств обязательно присутствуют общие нарушения поведения в виде негативизма, отказа от выполнения требований, недовольства.
Характер реакций протеста определяется личностными особенностями ребенка и подростка и возрастным периодом. У детей стеничных, упрямых, аффективно возбудимых, как правило, возникают реакции активного протеста, тогда как у детей робких, неуверенных в себе, инфантильных, а также соматически ослабленных преобладают реакции пассивного протеста. Особенно велика склонность к реакциям протеста в пубертатном периоде, что, вероятно, связано не только с нарушением личностного равновесия, но и с присущей под­росткам тенденцией к возникновению сверхценных переживаний.
 
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр