Сегодня 24 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте и тугоухости

 
Исследования советских дефектологов и психиатров (Т. А. Власова, Р. М. Боскис, М. С. Певзнер и др.) свидетельствуют о том, что основным механизмом задержанного интеллектуального развития у де­тей с нарушениями слуха является замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка. Речь развивается на основе сохранного слуха и врожденных звуко­вых рефлексов и в свою очередь является важной предпо­сылкой формирования корковых функций, лежащих в осно­ве школьных навыков чтения и письма. Резкое снижение слуха в раннем детстве приводит к грубому недоразвитию речи. К значительным нарушениям развития речи приводит и менее выраженная тугоухость. При этом степень и харак­тер задержки речевого развития зависят не только от степе­ни снижения слуха, но и от времени возникновения слухово­го дефекта. Тугоухость, возникающая в период, когда у де­тей речь еще не сформирована, ведет к грубому ее недоразвитию — глухонемоте. Если речь уже сформирована и функционирует, то при возникновении тугоухости дальней­шее развитие речи будет продолжаться, но с характерными особенностями.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Речевые расстройства занимают ведущее место в клини­ческой картине интеллектуальной недостаточности при глу­хоте и тугоухости и определяют характер процессов мышле­ния этих детей. Имеется ряд характерных для тугоухости особенностей речи. В частности, имеет место замедление темпа формирования речи в первые 3 года жизни. Отмечает­ся недоразвитие фонетической стороны речи: смазанность произношения, смешение звонких и глухих звуков (нож — ноз, часы — сисы и т. п.); своеобразное татирование, т. е. за­мена многих звуков на звук «т» (собака — тобака); нечет­кость произношения и опускание безударных окончаний и начала слов. Весьма характерно своеобразие голоса и инто­наций: приглушенность, хриплость, неестественные модуля­ции. Особенностями речевого поведения тугоухих являются повышенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собеседника или учителя в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего, а также замена речи или сопровождение ее обильной жестикуляцией и мимическими движениями. На­блюдаются ограниченное понимание речи окружающих и читаемых текстов, бедность собственного словарного запаса, широкое использование обиходных выражений и житейских штампов. Ошибки в письме и при чтении повторяют ошибки устной речи: смешение глухих и звонких звуков, замены зву­ков на звук «т», недописывание безударных окончаний. При осложнении тугоухости нарушениями фонематического слуха могут иметь место ошибки на различение близких по звуча­нию фонем: б — п (гриб — грипп), т — д (том — дом) и пр.
Помимо речевых нарушений, в формировании интеллек­туальной недостаточности при тугоухости имеют значе­ние особенности абстрактно-познавательной деятельности. В. Ф. Матвеев, Л. М. Барденштейн  описали особен­ности «вторичной парциальной задержки интеллектуального развития», этиологически связанной с глухотой и тугоухостью и ее ближайшим следствием — отсутствием формирова­ния речи в первые годы жизни ребенка. Они отметили за­держку развития словесно-логического мышления при сохран­ности конкретных форм мышления. О своеобразной дисгармонии в формировании интеллектуальных функций при снижении слуха пишет С. С. Калижнюк. У детей с нарушениями слуха вследствие гемолитической болезни но­ворожденных обнаруживалась диссоциация между развити­ем наглядно-действенного и словесно-логического мышления с недостаточностью последнего.
Дети с нарушениями слуха проявляют достаточную спо­собность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий (кубики Кооса, создание моделей из конструктора по образцам, рисование, лепка и др.), что значительно отли­чает их от детей-олигофренов, изобразительная и конструк­тивная деятельность которых значительно беднее и в основ­ном имеет подражательный характер. В то же время у детей  с тугоухостью обнаруживается недостаточность тех видов ин­теллектуальной деятельности, которые тесно связаны с речью. Задания, требующие речевого оформления и речевого отчета, вызывают у них затруднения. Предъявление им при психо­логическом исследовании заданий на классификацию пред­метов, установление последовательности событий, «выделе­ние четвертого лишнего», осмысление сюжетных картинок вы­зывают затруднения в речевом оформлении ответа, в то вре­мя как способ выполнения задания, понимание задачи, по­ставленной экспериментатором, свидетельствуют о достаточ­ном уровне интеллектуального развития. Более богаты и со­держательны по сравнению с таковыми у умственно отсталых детей игры и практические навыки. При неглубокой тугоухости поведение детей ничем не отличается от поведения и игр их здоровых сверстников.
Клиническая картина интеллектуальной недостаточности у глухих и тугоухих детей осложняется за счет наличия эмо­ционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и со­циальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации. Недостаточная само­стоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с повышенной тормозимостью, малой общительностью, склонностью к реакциям отказа, протеста создают дополни­тельные трудности при обучении этих детей. Проявления пси­хического инфантилизма наиболее отчетливо выступают в возрасте 7—10 лет, что совпадает с началом школьного обу­чения. В связи с тем, что расстройства слуха часто являются следствием инфекционных и токсических поражений цент­ральной нервной системы, в клинической картине нередко могут наблюдаться церебрастенические и психоорганичсские симптомы. В этих случаях в структуре интеллектуальной не­достаточности наряду с отмеченными выше особенностями имеются нарушения работоспособности и деятельности.
 
 
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр