Сегодня 19 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности

 
В этой группе интеллектуальная недостаточность нераз­рывно связана с парциальным нарушением темпа созревания отдельных нейрофизиологических систем: мозговых механиз­мов речи, психомоторики, механизмов, определяющих выра­ботку так называемых школьных навыков (чтение, письмо, счет). Запаздывают в своем созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возни­кают в более позднем периоде и формирование которых на­ходится в тесной зависимости от воспитания и обучения. При этом в структуре психического дефекта основное место за­нимает недостаточность тех сторон познавательной деятель­ности, которые тесно связаны с задержанными в своем со­зревании функциями, что существенно отличается от более равномерного психического дефекта с выступающей на пер­вый план слабостью мышления при олигофрении. Кроме того, следует иметь в виду выраженную тенденцию к сглаживанию парциальных задержек психического развития параллельно с созреванием речевых функций, психомоторики, пространст­венного синтеза и пр.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
При парциальных задержках речевого развития, в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии), несформированными в нормальные возрастные сроки оказы­ваются отдельные компоненты речевой функции, такие, на­пример, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при пись­ме и чтении). Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные затруднения при овладении гра­мотой. У таких детей отмечаются нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных. При нарушении фонематической сто­роны речи возникают затруднения в понимании речи окружа­ющих, невозможность чтения и письма или ошибки при чте­нии и, особенно при письме под диктовку. В то же время успеваемость по другим предметам, в том числе и по мате­матике, удовлетворительная, достаточный уровень обобще­ния, часто сохранная работоспособность. Вместе с тем дети обнаруживают снижение или отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать, пересказывать.
В других случаях может быть задержка формирования звукопроизносительной стороны речи при сохранности физи­ческого и фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляторных расстройств. При этом речь идет о задержке формирования речевого праксиса — функции, тесно связан­ной с нарушением созревания теменных и премоторных от­делов коры доминантного полушария. В устной речи у таких детей наблюдаются нечеткость произношения, смешение зву­ков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. Нечеткость произношения у них связана с не­достаточностью кинестетических ощущений. При формирова­нии письма и чтения у таких детей резко выражено проговаривание вслух, которое позволяет детям как бы улучшить кинестетический компонент, который у них является дефект­ным. В описываемых случаях расстройства чтения и письма имеют вторичный характер и обусловлены расстройствами речи.
У некоторых детей могут наблюдаться парциальные рас­стройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного речевого развития. Эти расстройства возникают в процессе обучения и могут быть связаны с запаздыванием созревания или функциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Наруше­ния счета, напоминающие акалькулию у взрослых, относи­тельно редко наблюдаются у детей в изолированном виде, имеют негрубый характер и подвергаются коррекции в про­цессе специальных занятий. Они проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой дифференцировке арифметических знаков, замедленном усвоении числа и его разрядного строения 'При удовлетворительной способности к логическому мышлению.
В школьном возрасте могут встречаться симптомы пар­циального моторного инфантилизма, описанные под различными названиями: «моторная дебильность» Дюп­ре, «моторный инфантилизм» Гомбургера. Особенности за­держанного моторного развития, обусловленные незрелостью пирамидных и лобных систем мозга, описывали М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, Н. П. Вайзман. При задержанном моторном развитии у детей преобладает избыточность движений, богатство, непринужденность изо­бразительной и игровой моторики. В школе такой ребенок непоседлив, плохо сосредоточивается, может вставать и хо­дить во время урока, чрезмерно подвижен во время перемен. При этом обнаруживается недостаточность корковой мотори­ки при целенаправленных видах деятельности: плохая координированность движений, неспособность к тонким, изолиро­ванным двигательным актам, затруднения в выполнении ком­бинированных движений, ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы, нарушения простран­ственной организации движений.
Указанные расстройства моторики могут лежать в основе замедленного и неполноценного формирования социальных и учебных навыков и обусловливать школьную неуспевае­мость. Дети испытывают затруднения в овладении навыками самообслуживания, долго не могут обучиться навыку письма, почерк отличается некоординированностью, неравномерно­стью, неправильной пространственной ориентацией отдель­ных букв. Эти дети часто пишут медленно, неровно. Значи­тельные затруднения возникают у них в процессах рисования, - лепки, вырезания и других видах деятельности, требующей ручной умелости, четкости, тонкости и дифференцированности движений. На уроках физкультуры они также обнаруживают неловкость, медлительность или суетливость, затрудняются в выполнении более сложных упражнений, особенно по сло­весной инструкции. При сохранном интеллекте и его предпо­сылках они могут стать неуспевающими учениками из-за расторможенности, неусидчивости, суетливости или медлитель­ности, неспособности овладеть необходимыми школьными навыками.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр