Сегодня 25 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности

 
Эта форма описывается под различными названиями: «ин­фантильный и ювенильный органический синдром», «синдром органического дефекта», «минимальная мозговая дисфункция» англо-американ­ских авторов, «ранний детский органический психосиндром, «синдром резидуальной церебрастении с запаздыванием школьных навыков», «функционально-динамические расстройства интеллектуаль­ной деятельности после перенесенных инфекций и травм ЦНС». Интеллектуальная недостаточ­ность в данной группе связана, главным образом, с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интел­лекта, обусловленными остаточными явлениями органическо­го поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций и травм. В отличие от более грубых и менее обратимых расстройств при органических деменциях описываемые в данной группе состояния чаще имеют функ­ционально-динамический, более или менее обратимый харак­тер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
При  церебрастенических  состояниях  на   пер­вый план выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагруз­ках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность   при   этом   определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, низкими общими  показателями деятельности,  замедленным    темпом усвоения школьного материала.  Картина церебрастении мо­жет усложняться  расстройством    формирования    корковых функций. В этих случаях речь идет о тех вариантах церебра­стении, которые С. С. Мнухин называет «резидуальной церебрастенией с нарушениями развития школьных на­выков». В структуре церебрастенического    синдрома у этих детей отмечаются: затруднения в анализе и синтезе прост­ранственных отношений (ориентировка в сторонах тела, кон­струирование пространственных фигур, складывание разрез­ных картинок);  нарушения  праксиса,  которые  проявляются в затруднениях при выполнении проб на воспроизведение и дифференцировку ритмов, в недостаточной автоматизации ре­чевых рядов, неспособности быстро заучить алфавит. В пе­риод школьного обучения у детей долго не автоматизируют­ся навыки чтения и письма. При письме под диктовку у та­ких  детей   наблюдаются  дисграфические  ошибки  акустиче­ского    и    оптического    характера.  Вместе с тем, клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, об­наруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению. Они справляются с заданиями на классификацию, сравнение предметов лучше, чем  дети-олигофрены,   понимают   переносный   смысл   посло­виц и поговорок.
При психоорганических синдромах наряду с явлениями церебрастении могут наблюдаться другие психо­патологические симптомы, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга. У одних больных вы­ступают явления вялости, замедленности и слабости побуж­дений. В таких случаях интеллектуальная деятельность зна­чительно нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией; внимания, нарастают симптомы вялости, усиливается замед­ленность, появляется инертность, склонность к персеверативности. Поведение этих детей вне школы характеризуется пас­сивностью, малой инициативностью, хотя у части из них мед­лительность, инертность в интеллектуальных видах, деятельности сосуществуют с двигательной расторможенностью, болтливостью в играх и спонтанном поведении.
При другом варианте психоорганического синдрома на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности и нарушения целенаправленной деятельности. В пе­риод школьного обучения это проявляется недостаточной: способностью к организованной деятельности. Интеллекту­альная продуктивность при этом отличается неравномерно­стью, но она в меньшей степени обусловлена повышенной: утомляемостью, истощаемостью, чем у детей с церебрастени­ей, а страдает вследствие сниженной критики, недостаточно развитых интеллектуальных интересов, чувства ответствен­ности. Поведение характеризуется беспокойством, суетливо­стью, некритичностью, недостаточным чувством дистанции. Эмоциональные реакции этих детей менее дифференцирова­ны и глубоки по сравнению как со здоровыми детьми, так и с детьми, у которых имеется психический инфантилизм. У не­которых из них может наблюдаться расторможенность низ­ших влечений. Так же как у больных с церебрастеническим: синдромом, клиническая картина психоорганических синдро­мов может осложняться расстройствами высших корковых функций, вызванными последствиями раннего органического» поражения головного мозга.
Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, од­нако, общим является их относительная обратимость в про­цессе воспитания и проведения лечебно-коррекционных меро­приятий, хотя при церебрастенических вариантах возмож­ность достижения полной или относительно хорошей компен­сации значительно выше. Раннее возникновение психоорга­нических расстройств и длительное нарушение интеллекту­альной деятельности при них могут привести к ограничению? кругозора, некоторому недоразвитию мыслительных про­цессов.
Дифференциальный диагноз этих состояний с умственной отсталостью основывается на данных клинического и психо­логического исследований и динамического наблюдения. Ос­новным  диагностическим  критерием  является    диссоциация между сравнительно грубо выраженными нарушениями дея­тельности и предпосылок интеллекта и относительной сохран­ностью собственно интеллектуальных возможностей. Наряду с этим уровень обобщения, способность к переносу и использованию помощи у таких детей значительно выше, чем у де-тей-олигофренов. Кроме того, почти всегда обнаруживается отчетливая тенденция к положительной динамике показате­лей интеллектуальной деятельности.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр