Заболевания → Депривационное патохарактерологическое развитие личности у слепых. Деформация личности начинается с раннего детства в результате неправильного воспитания. S. Hayes, исследуя условия воспитания слепых детей, отмечал, что они или запуганы, или брошены на произвол судьбы. У слепорожденного ребенка и его родителей с первых дней возникают серьезные трудности во взаимоотношениях с родными и близкими в виде «серьезных эмоциональных проблем», приводящих к развитию
Одна из главных особенностей обусловлена малой подвижностью, осторожностью и медлительностью в результате слепоты. У слепого довольно рано возникают убеждения в своей физической неполноценности, во многом отличающей его от зрячих сверстников. Идеи физической неполноценности в препубертатном и пубертатном возрасте нередко являются причиной эмоционально-невротических срывов, развития частых невротических состояний, неврозов, заостряются некоторые черты характера.
При обследовании большой группы детей и подростков с врожденной и рано возникшей слепотой (в первые 2—3 года в результате различных заболеваний) установлено, что у них помимо своеобразной моторики и малоподвижности наблюдаются разнообразные двигательные стереотипии (автоматизмы), внешне напоминающие двигательные навязчивости: надавливание на глазные яблоки, верчение головой, монотонное раскачивание туловищем, «трепетание» рук и др.
Обилие двигательных автоматизмов у слепых детей и подростков, по-видимому, является своеобразной компенсаторной реакцией на недостаток двигательных и зрительных импульсов, необходимых организму для поддержания соответствующего тонуса коры и подкорковых образований головного мозга.
Осмысленное переживание своей физической неполноценности, как правило, возникает в возрасте 3—5 лет по мере развития самосознания и становления взаимоотношений с окружающими людьми. Осознание своего физического дефекта у слепых детей сопровождается мучительным чувством собственной неполноценности. В последующем это часто приводит к развитию различных невротических состояний.
В более старшем возрасте (9—11 лет) у большинства обследованных развиваются подозрительная настороженность и сенситивные идеи отношения. Вместе с тем в переживаниях слепых детей большое место занимают сверхценные ипохондрические образования, оказывающие отрицательное влияние на весь жизненный уклад и работоспособность.
Вторым по частоте признаком после массивной невротической симптоматики является появление в возрасте 6—8 лет патологического фантазирования, которое достигает расцвета в 10—12-летнем возрасте и далее постепенно почти полностью угасает. К 15— 17 годам подозрительная настороженность наиболее выражена. Вместе с тем отмечаются повышенная сенситивность, ранимость, обидчивость, болезненная застенчивость, стремление к ограничению социальных связей. Можно сказать, что к возрасту 9—11 лет начинают формироваться довольно стойкие патохарактерологические черты как предстадия более широкого понятия — патохарактерологического развития личности. Элементы патохарактерологического развития личности в препубертатном и пубертатном возрасте еще нестойкие. Начальные признаки такого развития проявляются чертами повышенной тормозимости или возбудимости.
Тормозимые черты представлены робостью, нерешительностью, повышенной плаксивостью, недетской серьезностью, склонностью к фантазированию и рассуждательству, стремлением к одиночеству. Нередко у этих подростков отмечаются различные невротические страхи и вегетативно-сосудистые нарушения.
Возбудимые черты проявляются повышенной раздражительностью, нетерпимостью к насмешкам, обидчивостью, капризностью, чрезмерным упрямством. При обиде легко теряют чувство самообладания и набрасываются с кулаками на обидчиков. Иногда отмечается расторможенность влечений в виде склонности к воровству, уходам из школы, стремления к потреблению алкоголя. Нередко возникают головные боли, чувство слабости и усталости, нарушается сон.
При патологическом развитии личности как по тормозимому, так и по возбудимому типам в возрасте 12—14 лет появляются сверхценные идеи отношения, по своей структуре близкие к дис-морфофобическим. У 2/3 слепых детей к 15—17-летнему возрасту обнаруживаются довольно стойкие черты депривационного патоха-рактерологического развития личности. Патологические признаки укладываются в довольно характерный для слепых депривационный синдром. К этим признакам относятся: 1) массивная невротическая симптоматика на ранних этапах онтогенеза; 2) двигательные стереотипии; 3) феномен патологического фантазирования; 4) стойкие идеи отношения; 5) ипохондрические сверхценные идеи; 6) разнообразные и рано возникающие патохарактерологические реакции; 7) стремление к одиночеству.
В молодом и зрелом возрасте на основе клинической симптоматики и ведущего симптомокомплекса В. Ф. Матвеев и Д. И. Теммофев выделяют следующие три типа депривационного патохарактерологического развития личности: невротический, аутистический (шизоидный) и эксплозивный (возбудимый).
Невротический тип отличается относительно благоприятным течением. Обострения болезненной симптоматики (декомпенсация состояния), как правило, обусловлены воздействием как неблагоприятных соматических (простуда, обострения хронически текущего соматического заболевания, хирургические операции и т. п.), так и психогенных факторов (служебно-производственного или семейно-сексуального характера). Подобный вариант развития напоминает описанное Н. Д. Лакосиной у зрячих людей невротическое развитие личности. Однако, невротический тип депривационного патохарактерологического развития отличается некоторыми особенностями. Исходя из ведущего синдрома, можно выделить четыре варианта указанного типа развития: астенический, обсессивно-фобический, истерический, ипохондрический.
Астенический вариант в основном наблюдается у слепорожденных. Неясно, чем это обусловлено, но характерно, что с раннего детства и особенно в школьные годы для этих пациентов свойственна чрезмерная утомляемость при любой деятельности. Фон настроения почти постоянно снижен. Они очень раздражительны, обидчивы, плаксивы, стремятся оградить себя от различных общественных нагрузок, так как это, по их мнению, превосходит их возможности. В учебе и при работе на производстве отмечается пониженная продуктивность. Стремятся избегать шумных компаний сверстников, так как общение очень утомляет. Часты жалобы на головные боли и нарушения сна.
Астенические расстройства постепенно становятся настолько стабильными, что превращаются в особенности характера. Указанные болезненные нарушения заметно затрудняют социально-бытовую адаптацию. Больные вырабатывают для себя щадящий режим труда и отдыха и неукоснительно его выполняют. Различные жизненные трудности и неудачи вызывают заметное ухудшение состояния и настроения, резко усиливая астеническую симптоматику. Критическая оценка своего состояния сохраняется, пациенты активно ищут помощи, обращаясь к врачам различного профиля. Обсессивно-фобический вариант встречается как у слепорожденных, так и ослепших в раннем детстве. Такие пациенты с раннего детства отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью и обостренным чувством ответственности за порученное дело. В пубертатном возрасте с повышенной болезненностью воспринимается свой физический недостаток. Первые болезненные нарушения появляются еще в дошкольном возрасте в виде страхов неопределенного характера. Затем болезненные переживания проявляются в виде конкретных фобий: страха одиночества, страха проникновения в помещение «злоумышленника», боязни насмешек, страха перехода шумных перекрестков, страха высоты и т. п. Они часто жалуются на повышенную отвлекаемость, неуверенность в своих силах, боязнь, что они могут не справиться с порученным делом, потерять любимую работу. Малейшие неприятности или даже ожидание возможного их появления резко снижают настроение, вызывают безотчетную тревогу, усиливают страхи.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В зрелом возрасте такие состояния из эпизодических становятся более частыми, продолжительными и мучительными для больных, т. е. превращаются в характерологические особенности личности. При этом сохраняются понимание болезненного характера этих явлений и активное стремление к лечению.
Истерический вариант наблюдается в тех случаях, когда с детства имеется остаточное зрение. Слепота прогрессирует и к 16 годам становится полной. Этот вариант развития чаще наблюдается у женщин. Уже с началом болезни глаз появляются тяжелые психические переживания, обусловленные прогрессирующим ухудшением зрения и малой результативностью лечебных мероприятий.
Важно подчеркнуть, что условия воспитания у таких больных, как правило, неблагоприятны. Их можно условно отнести к двум противоположным полюсам: либо гиперопека, либо безнадзорность в неблагоприятной семейно-бытовой среде с частыми конфликтами между родителями. Личностные особенности таких пациентов характеризуются чертами инфантильности, демонстративности сен-ситивности, капризности и повышенной наклонностью к истерическим реакциям. Эти черты более отчетливо проявляются в пубертатном возрасте. Истерические реакции сопровождаются выраженными вегетативно-сосудистыми нарушениями в виде коллаптоидных состояний, болей в области сердца и аритмий, ощущений «кома» в горле, болей в животе, сопровождающихся тошнотой и нередко поносами, ощущений удушья и т. п. Эти болезненные явления, как правило, возникают после отрицательных эмоций, особенно когда самолюбие и личные интересы пациентов были ущемлены. Частота декомпенсаций по указанному типу увеличивается к 18—20-летнему возрасту.
Истерические проявления становятся более выраженными и продолжительными и во многом определяют поведение пациентов. Эмоциональная неустойчивость сочетается с большой ранимостью и обидчивостью. Аффекты гнева и раздражения протекают бурно, демонстративно, с элементами театральности.
Ипохондрический вариант проявляется сочетанием повышенной готовности к развитию астенических состояний с массивной ипохондрической оформленностью. Больные испытывают различные тягостные, а нередко болезненные ощущения в области головы, со стороны желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, органов дыхания и др., которым дают разнообразные определения («простреливает», «схватывает», «першит», «колет», «сжимает», и т. п.). Нередко такие болезненные ощущения напоминают сенестопатические. Болезненные, порой мучительные ощущения расцениваются больными как признаки какого-то тяжелого заболевания. Больные настоятельно начинают обращаться к врачам различного профиля и требовать различных обследований и анализов. Эти пациенты находятся почти постоянно в состоянии повышенной ипохондрической настороженности. В целом больные остаются работоспособными, понимают, что их ощущения и переживания болезненного характера и активно ищут помощи. В семье и на работе они достаточно синтонны и проявляют заботу о ближних. Обращает внимание, что при длительном течении заболевания выявляется определенное снижение круга интересов, обусловленное односторонней ипохондрической направленностью внимания. Основным переживанием становится забота о своем здоровье.
Аутистический (шизоидный) тип характеризуется более выраженными и четкими аутистическими особенностями независимо от пола и возраста. Следует отметить, что слепым вообще свойственны наклонность к отгороженности, своеобразная аутизация, однако здесь эти черты особенно обращают на себя внимание. Условия воспитания и быта у таких пациентов обычно были крайне неблагоприятными. Они всегда отличались не только замкнутостью, но и повышенной ранимостью, склонностью к длительному внутреннему переживанию различных обид и невзгод. В то же время они застенчивы, робки и крайне болезненно относятся к своему физическому недостатку. Как и большинство слепых, они склонны к ипохондрическим реакциям, однако это не сопровождается обилием различных жалоб, определяющих стереотип поведения. Эти пациенты считают себя обиженными судьбой, ущербными, неполноценными. Характерен постоянный гипотимический фон настроения. Важно отметить, что даже удачи и успехи на их жизненном пути не сопровождаются естественным чувством радости и веселости. Эти черты четко проявляются в юношеские годы и с возрастом усложняются и стабилизируются. В многолюдных местах они испытывают скованность, напряженность и стремятся быстрее уединиться. В результате этих особенностей характера интерперсональные отношения складываются у них сложно и противоречиво. В кругу родных и близких они внимательны и чутки и стремятся отплатить за доброе отношение заботой и дружбой. На высоте психогенно обусловленных декомпенсаций они могут заявлять, что их умышленно унижают, что они «лишние», «ненужные» люди. При разрешении психотравмирующей ситуации испытывают чувство виновности за свою «несдержанность и нервность». На работе они достаточно стеничны, продуктивны и активно добиваются для себя различных льгот.
Эксплозивный (возбудимый) тип отличается тем, что с детства обнаруживаются черты повышенной раздражительности, нервозности, нетерпимости к различным замечаниям, драчливости, агрессивности. В анамнезе отмечаются осложнения в натальном периоде (наложение щипцов, длительное стояние головки в родовых путях, синяя асфиксия и др.), а также черепно-мозговые травмы с явлениями сотрясения в раннем детском возрасте. При объективном обследовании этих больных не выявляется каких-либо грубых нарушений. Обращают на себя внимание торпидность и вязкость их мышления, выраженная скрупулезность и педантичность при любом виде деятельности.
Подавляющее большинство пациентов воспитывалось в условиях безнадзорности. Наличие физического дефекта не вызывает у них мучительных переживаний. Многие рано оставили занятия в школе, объясняя это отсутствием интереса к учебе, и рано начали трудовую деятельность. На работе у них часто возникают конфликты, нередко со скандалами, агрессией и потерей чувства контроля за своими действиями. Нередко встречается наклонность к алкоголизации, аморальным поступкам и сексуальной распущенности. В быту и на производстве такие больные создают своим поведением и неадекватными эмоциональными реакциями большие трудности при общении с ними. |