Сегодня 20 апреля 2024
Медикус в соцсетях

Заболевания → Депрессивный невроз раннего возраста.

 
Термин «депрессивный невроз» стал использоваться в психиатрической литературе и практике (в основном за рубежом) лишь начиная с 60−х годов XX столетия. Этим термином мы, в соответствии с международной классификацией болезней 8−го пересмотра и данными зарубежных психиатров (R. Kuhn, A. Duhrssen,; G. Nissen,) обозначаем группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущая роль принадлежит депрессивному сдвигу настроения. По существу, депрессивный невроз тождествен невротическому варианту реактивной депрессии.
Выраженная  атипия депрессивных  состояний  в  детском возрасте затрудняет их диагностику, особенно в младшем возрасте. С другой стороны, в зарубежной детской психиатрии имеется тенденция к расширению границ депрессией детского возраста за счет разнообразных расстройств поведения и т. н. психосоматических эквивалентов депрессии. В связи с этим данные о распространенности депрессивного невроза и психогенных депрессивных расстройств вообще у детей и подростков колеблются в широких пределах (от 13% в общей популяции детей, по данным R. Kuhn, до 0,27% к числу всех госпитализированных детей с психическими заболеваниями, по данным G. Destunis, цит. по G. Nissen).
В этиологии невроза основная роль принадлежит психотравмирующим ситуациям, связанным о болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними. В зарубежной литературе важная роль отводится также ситуации сиротства. По данным F. Brown полное или частичное сиротство обнаружено у 41% детей и подростков с депрессивным неврозом (тогда как в общей популяции сиротство встречается, по данным этого автора, в 16%).
Психоаналитически ориентированные зарубежные психиатры особое значение в происхождении депрессивного невроза придают нарушениям взаимоотношений матери и ребенка в первые два года его жизни. Этот фактор считается основной причиной, так называемой анаклитической депрессии у детей раннего возраста. По мнению A. Freud, повышенную готовность к возникновению психогенной депрессии в разные периоды детского возраста создает депрессивное состояние матери в первые 2−года-жизни ребенка.
Возникновение депрессивного невроза может быть также связано со школьной неуспеваемостью ребенка, обладающего невысокими интеллектуальными способностями, при предъявлении к нему родителями повышенных требовании. Наконец, причиной возникновения депрессивного невроза может явиться переживание собственной неполноценности при наличии у ребенка или подростка того или иного, особенно бросающегося в глаза окружающих, физического дефекта (так называемый комплекс Терсита, по Н. Stutte) например врожденного уродства, укорочения ноги вследствие полиомиелита, последствий детского церебрального паралича, резко диапластичного строения лица, инвалидизирующего заболевания (тяжелый порок сердца, костный туберкулез и др.), парциального психического дефекта (расстройства речи, дизлексия и др.).
Ведущим патофизиологическим механизмом психогенной депрессий считается наличие в коре головного мозга патодинамической структуры, характеризующейся застойным инертным возбуждением, которое иррадиирует на подкорковые образования, в частности, регулирующие аффективные проявления и вегетативные реакции.
Клиника депрессивного невроза имеет значительные отличия в разные периоды детского возраста. Более типичные проявления, близкие к симптоматике непсихотической, реактивной депрессии у взрослых, наблюдаются в пубертатном и отчасти прапубертатном возрасте. На  первый план выступает подавленное настроение, которое, однако, не достигает степени выраженной тоски. Депрессивный или субдепрессивный аффект неразрывно связан со сверхценными переживаниями, отражающими психотравмирующую ситуацию (мысли и представления, связанные со смертью близкого человека, с разводом родителей, наличием того или иного-дефекта и т.п.). Часто наблюдаются грустное выражение лица, тихая речь, замедленные движения, плаксивость, общее снижение  активности,  стремление к одиночеству. В высказываниях наряду с психотравмирующими переживаниями! звучат мысли о собственной малоценности, низких способностях, дети считают себя хуже других. Во многих случаях снижается школьная успеваемость. Почти всегда отмечаются различные соматовегетативные расстройства: снижение аппетита, падение веса, запоры, бессонница.
У детей более младшего возраста клиническая картина депрессивного невроза атипична, так как депрессивный аффект ввиду незрелости психики носит мало дифференцированный характер, а доминируют страхи, тревога, нарушения поведения, разнообразные соматовегетативные расстройства, нарушения навыков и т.п. В младшем, а нередко и среднем школьном возрасте у одних детей (чаще при наличии тормозимых черт характера, а также у девочек) при депрессивном неврозе преобладают вялость, пассивность, заторможенность, задумчивость, склонность к колебаниям настроения, тогда как у других, преморбидно более стеничных, наблюдаются раздражительность, озлобленность, а иногда агрессивность, грубость, непослушание, упрямство, повышенная готовность к реакциям протеста. По мнению Н. Stutte депрессия у детей до пубертатного возраста чаще проявляется в дисфорической форме.
У детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста аффективные нарушения при депрессивном неврозе выражаются не столько в субдепрессивном или депрессивном настроении, сколько в тревожности, боязливости, ипохондричности, плаксивости, склонности к страхам, к капризам. Наряду с этим на первый план часто выступают нарушения навыков, особенно энурез и энкопрез. Все это делает проявления депрессивного невроза крайне полиморфными и часто ведет к диагностическим ошибкам, например, к диагностике так называемых моносимптомных невротических расстройств, патологических привычных действий. Несмотря на полиморфизм и относительную неспецифичность симптоматики, решающим критерием диагностики депрессивного невроза и в этом возрастном периоде остается наличие депрессивного или субдепрессивного аффекта, тесно спаянного с определенными психотравмирующими переживаниями.
Наиболее сложным и спорным является вопрос о диагностике депрессивного невроза в раннем детском возрасте. По мнению зарубежных исследователей (A. Duhrssen, R. Kuhn, G. Nissen, и др.), проявления психогенной депрессии у детей раннего возраста выражаются преимущественно в расстройствах психомоторики (заторможенность, двигательное беспокойство, стереотипные движения, в частности, яктация, крики) и в соматовегетативных нарушениях (нарушения аппетита, уменьшение массы тела, расстройства ритма сна и бодрствования, плаксивость). Собственно аффективные нарушения в этом возрасте крайне рудиментарны беспокойство, плач. В связи с этим вопрос о том, можно ли считать описанные симптомы проявлением психогенной депрессии остается не вполне доказанным.
Течение депрессивного невроза у детей и подростков относительно более кратковременно и благоприятно по сравнению с таковым у взрослых. Нередко перемена обстановки, устранение психотравмирующей ситуации достаточны для сглаживания и исчезновения болезненных проявлений. Вместе с тем в пубертатном возрасте, особенно при наличии акцентированных черт характера (тревожно-мнительных, тормозимых) и соматической ослабленности депрессивный невроз иногда принимает затяжное течение с возможностью его перехода в невротическое формирование личности (чаще астено-депрессивного типа).
По мнению зарубежных психиатров (R. Spitz, J. Bowlby, цит. по G. Nissen,), психогенная депрессия у детей первых 2 лет жизни, возникающая под влиянием разлуки с матерью или лицом, заменяющим ее, может приобретать затяжное, неблагоприятное течение. Этот вариант депрессивного невроза, обозначаемый термином «аналитическая депрессия», вначале характеризуется ажитацией со слезами, криками, плачем, расстройствами сна, отказами от еды, похуданием. В дальнейшем дети становятся вялыми, пассивными, крайне восприимчивыми к различным инфекциям. При сохранении эмоциональной девпривации на протяжении 2—3 лет возможно более или менее выраженное отставание детей в физическом и психическом развитии. В. отдельных случаях возможен летальный исход в результате истощения и интеркуррентных заболеваний.
Диагностика невроза сложна и часто требует тщательного изучения особенностей возникновения и динамики заболевания. Депрессивный невроз необходимо дифференцировать с депрессивными состояниями в начальной стадии шизофрении, при текущих органических и резидуально-органических заболеваниях головного мозга, с затяжными депреесивно-дисфорическими состояниями при эпилепсии, а также с циклотимической депрессией (у подростков).
 <?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе: Психиатр